Цели урока:
- Создать условия для актуализации комплекса знаний и способов действий по фонетике, лексике, морфологии, морфемике; обобщить и систематизировать знания по теме «Односоставные предложения».
- Обеспечить у школьников развитие монологической и диалогической речи, создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать познавательный объект (слово, предложение, текст).
- Вызвать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: дифференцированные карточки, цветные полоски, схема «Типы односоставных предложений», проектор.
Ход урока
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!
Психологический настрой на работу.
Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.
Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться»
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная.
Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа».
- Лингвистическая разминка.
На доске (или на экране) заранее записано предложение:
Расцветает и молодеет наш Краснояружский район со златоглавыми храмами, с благодатными полями хлебов, удивительным птицекомплексом, бесконечными асфальтированными дорогами, и хочется верить в великое возрождение России.
1-й ученик производит синтаксический разбор предложения.
- По цели высказывания это предложение повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное.
- По структуре – сложное (называются простые предложения в составе сложного, выделяются грамматические основы).
- Союзное, простые предложения в составе сложного связываются сочинительным соединительным союзом и, который служит для связи равноправных частей сложного предложения.
- Значит это предложение сложносочиненное.
- 1-я часть – предложение простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными членами предложения. 2-я часть – предложение простое, односоставное, безличное, распространенное, неосложненное.
- Графическая схема предложения.
2-й ученик производит морфологический разбор слова:
Расцветает – глагол.
- Обозначает действие: (что делает?) расцветает. Начальная форма – расцветать.
- Пост. – несов. вида, неперех., I спр., непост. – в изъявит. накл., в ед.ч., в 3-м л.
- Что делает? расцветает.
3-й ученик производит морфемный разбор слова:
Бесконечными.
- (Это слово – имя прилагательное, значит в нем выделяется окончание: бесконечными (бесконечный, бесконечную).
- Бесконечными – «не имеющими конца». Значение передается с помощью приставки бес- и суффикса –н-. Прилагательное образовано от существительного приставочно-суффиксальным способом: бесконечными конец.
- Приставка бес- есть также в словах беспокойный, бессердечный.
- Для того чтобы найти корень, сопоставим однокоренные слова: конец, кончать. Выделим корень: -конеч-
- Суффикс –н- есть в словах зимний, речная. Таким образом, морфемный разбор слова будет следующим: бесконечными.)
- Анализ текста.
На доске:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!(А.С. Пушкин)
(Читает один ученик)
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (чувством радости, счастья; автор прямо утверждает: «День чудесный!»)
- Определите тему данного текста. (описание утра, зимней природы)
- Назовите ключевые слова, которые раскрывают тему текста. (мороз, солнце, день, чудесный, нега и др.)
- Когда мы рассматриваем картину, то понимаем, что художник для изображения действительности использует определенные средства, например краски. А чем пользуется поэт? (Поэт использует только слова, но в этих словах всё – и краски, и звуки, и чувства.)
- А как можно еще определить цвет текста? (При помощи звуков, которые тоже имеют цвет, например, о(е)- светло-желтый или белый, а(я)- густо-красный, ярко-красный, э(е)- зеленый, желто-зеленый, и –синий, у- темно-синий, темно-сине-зеленый, ю-голубоватый, ы- мрачный, темно-коричневый или черный цвета.)
- Каков же цвет нашего текста? Обратимся к ключевым словам и посмотрим, каких здесь гласных звуков больше? (о,е)
- Подтверждают звуки цвет текста? (да)
- Как вы думаете, Пушкин подсчитывал цветовые звуки, когда писал это стихотворение? (нет)
- Почему же такое совпадение произошло? Да потому что Пушкин был гением.
- А Константин Паустовский о языке говорил так: «С русским языком можно творить чудеса». Вы в этом убедились на примере текста стихотворения? (да)
- И еще, ребята, мне хотелось бы знать, помните ли вы значение слов нега и Аврора?
Один ученик зачитывает значение данных слов, которое смотрел по словарю:
Нега – блаженство, приятное состояние.
Северная Аврора - богиня утренней зари у древних римлян.
- Словарная работа.
Говорил неправду; невысокий дом; не слышится шороха; не в чем сомневаться; не широкая, а узкая река; не примирив друзей; ненавидел неправду.
(Фронтальная проверка с объяснением орфограмм)
- Основная часть урока.
Создание проблемной ситуации.
Давайте снова обратимся к нашему стихотворному тексту и назовем типы предложений, которые встречаются в тексте.
- Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)
Работа со схемой.
Прежде чем перейти к практической части урока, мы повторим всю теорию по односоставным предложениям. (У доски по схеме «Односоставные предложения» рассказывает один ученик, схема на экране)
Учащиеся дают рецензию.
Работа в группах (дифференцированные задания)
I группа
Выделить грамматическую основу и указать тип предложений.
Утро. Тишина. С вечера крепко подморозило. И пусть построят на этом месте что-нибудь полезное людям! Останьтесь, я прошу вас очень. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
II группа
Найти односоставные предложения, выделить в них грамматическую основу и указать тип предложений.
Рассвело. Наскоро закусив, отправляемся дальше. Мы то едем по равнине, то спускаемся в долины. Вот и озеро. Вода прозрачна. Гиппопотамов нет. Хорошо бы искупаться! Кусок скалы – удобное место для ныряния. Но вдруг скала зашевелилась и оказалась громадным крокодилом.
III группа
Какую роль играют односоставные предложения в тексте? Попробуйте заменить односоставные предложения на двусоставные. Произошли ли в тексте какие-либо изменения или нет? (Отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки».)
Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Быстро я вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзины. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю: день проведем отлично! Поэтому весело!
Свободный диктант «19 октября».
Эта дата имела для Пушкина свою особую мету. С этой датой – днём открытия в тысяча восемьсот одиннадцатом году Царскосельского лицея – связано многое дорогое и милое сердцу Пушкина. Лицей был колыбелью пушкинской музы.
Лицеисты жили дружно, без муштры. И, что весьма немаловажно, вместе с воспитанниками лицея в нём жила и Поэзия. Лицеисты зачитывались стихами, спорили о стихах, писали стихи. И не только в своих комнатах или во время прогулок в Царскосельском парке, не только в свободное от занятий время, но, случалось, и на самих занятиях.
Первое своё стихотворение Пушкин написал на уроке словесности по заданию Б. Кошанского, предложившего ученикам воспеть в стихах розу. Для Пушкина лицейская годовщина – это святая годовщина, святая святых души поэта
(После написания учащиеся зачитывают свои тексты, называют односоставные предложения, указывают их типы.)
- Подведение итогов работы.
(Повторяем все типы односоставных предложений ещё раз, выставляются оценки)
- Что повторили сегодня?
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какой этап урока показался самым интересным?
- Что было трудно?
Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
- Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру по одной из тем: «Лесные сокровища», «Зимний лес» с включением в него односоставных предложений