Цели преподавателя:
- обучающая: средствами интеграции русского языка, методики русского языка и информатики создать условия для осознания студентами практической значимости изучаемого материала, потребности совершенствовать умение правильно употреблять в устной и письменной речи синонимы, учитывая их лексическую сочетаемость с другими словами, стилистические особенности; способствовать совершенствованию умения планировать свою деятельность;
- развивающая: содействовать развитию у студентов мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), устойчивости внимания, развитию устной и письменной речи, языкового чутья через обогащение словарного запаса, познавательной активности через исследовательскую работу с текстом, через выполнение практических упражнений;
- воспитательная: обеспечить условия для повышения уровня речевой, рефлексивной культуры и культуры общения в микрогруппе и группе.
Цели студента: продуктивно использовать созданные условия для собственного обучения, развития и воспитания.
Оборудование:
- компьютерный класс,
- компьютерная программа “Синонимы”,
- толковые словари,
- словарь синонимов,
- выписки из словаря синонимов.
Содержание урока
I. Организационный момент
- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Проведём его с помощью компьютеров. Работать вы будете в парах. В конце занятия компьютер выведет общую оценку за работу каждой пары.
Мы продолжаем изучать раздел русского языка “Лексикология”. Тему и цели занятия вы попробуете сформулировать сами.
II. Мотивационно-целевой компонент
- Внимание на экран! Прочитайте текст. Затем вы поделитесь друг с другом мыслями, возникшими по поводу этого текста.
Слайд 1 (на экране)
Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.
- Поделитесь мыслями, возникшими в ходе чтения текста. (В тексте повторяется одно и то же слово “старый”.)
- Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? Конкретно вас касается эта проблема?
Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов. (Использовать синонимы, обогащая ими свою речь.)
Формулирование темы и целей работы.
- Внимание! Выходим на тему нашего занятия. (Синонимы.)
Слайд 2 (на экране)
Тема: Синонимы
- Сначала подумайте каждый самостоятельно, а затем обсудите в парах, какие вопросы предстоит решить в ходе занятия, каких целей достичь.
Поделитесь с нами своими мыслями. (Вспомнить определение термина “синонимы”; совершенствовать умение правильно использовать в устной и письменной речи синонимы, обогащая ими свой словарный запас.)
- Подумайте, нужны ли вам эти умения как будущим учителям начальных классов?
III. Планирование
- Обсудите в паре, как можно построить работу на уроке, чтобы достичь намеченных целей.
Поделитесь своими планами. (Т.к. тема изучалась в школе, работу на уроке нужно строить с опорой на изученный материал; умение правильно употреблять в речи синонимы совершенствовать через тренировочные упражнения, через работу со словарями.)
IV. Работа по теме
Включите компьютер, найдите на экране файл “Задание 1”. В таблицу после моего сигнала внесёте свои данные.
Сколько вас? (2, О.к.)
Напечатайте с большой буквы фамилию первого студента, введите данные в компьютер. Напечатайте фамилию второго студента, введите данные.
1. Определение понятия “синонимы” (тест 1)
Итак, вы видите тест 1. Прочитайте задание к нему.
Слайд 3 (на экране и на компьютерах)
Выберите верное определение термина СИНОНИМЫ.
- Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по значению.
- Синонимы – слова, одинаковые по звучанию и значению.
- Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по значению.
- Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие или одинаковые по значению.
- Выберите в паре верный ответ, не торопитесь, хорошо подумайте. Даётся одна попытка на выполнение каждого теста.
Выберите курсором нужный ответ и нажмите на левую клавишу мыши.
Проверка (Приложение 1, Слайд 4)
- Приведите примеры синонимов, одинаковых по значению.
- Приведите примеры синонимов, близких по значению. Какой вывод можете сделать? (В русском языке, гораздо больше синонимов, близких по значению. Синонимов, одинаковых по значению, очень мало.)
- Обратимся к этимологии этого слова, т.е. к его происхождению. Какая часть слова “синонимы” вам знакома? (“Онима” - имя.”) Греческий корень “син” означает “общий, сходный”.
2. Исследовательская работа
- Вернёмся к тексту, в котором многократно употребляется прилагательное “старый” (Приложение 1, Слайд 5).
- Вспомните, какой вывод вы сделали. (Текст звучит некрасиво, если в нём повторяется одно и то же слово, избежать навязчивого повторения можно с помощью подбора синонимов к этому слову.)
- Выбрать наиболее подходящий синоним для данного конкретного случая – значит, приблизиться к решению интересующей нас задачи: а как лучше сказать?
Подумайте, какие источники помогут найти ответ на этот вопрос. (“Толковый словарь”, “Словарь синонимов”.)
- Обратимся за справкой к синонимическому словарю под редакцией Чешко, в котором представлено 9000 синонимических рядов. Как вы думаете, что такое синонимический ряд? (Это слова, являющиеся синонимами.)
- Внимание на экран! Вы видите интересующий нас текст. Многократно повторяющееся слово “старый” из него исключено (Приложение 1, Слайд 6).
- Так как мы располагаем единственным словарём синонимов, воспользуемся выписками из него (Приложение 2).
- Рассмотрим статью, посвященную слову “старый”. На какой странице словаря синонимов она располагается? (стр.521). Что вы можете сказать об этом слове? (Прилагательное “старый” многозначное. К нему даны 6 синонимических рядов.)
Третий синонимический ряд со словом “старый” предлагается найти в статье, посвящённой прилагательному “давний”. Укажите страницу, на которой помещена данная статья. (Стр.115). И т.д.
- Итак, ваша задача – выбрать наиболее подходящий синоним в каждом случае, т.е. определить лексическую сочетаемость синонимов с другими словами.
Обсудите в парах, какой синонимический ряд сочетается с существительным “человек”. (I синонимический ряд). Какой синоним из этого ряда больше подходит в данном случае? Вспомните, какой источник поможет найти ответ на этот вопрос. (Толковый словарь.). Поработайте со словарём, используя слова I синонимического ряда. (В данном контексте человек может быть старый, престарелый.). И.т.д. (События – III ряд: давние, давно минувшие.)
Обычаи – IV ряд: старинные, древние, вековые, дедовские.
Одежда – II ряд: ветхая, обветшалая.
Времена – III ряд: давние, давно минувшие, стародавние, древние, далёкие; IV ряд: бывшие, прежние.) (Приложение 1, Слайд 7 – 11).
- Прочтите текст ещё раз и пронаблюдайте, соблюдаются ли теперь в этом тексте лексические нормы.
3. Тренировочные упражнения
а) Замена синонимов (тест 2)
- Потренируемся в правильном употреблении синонимов в речи на практических упражнениях.
Найдите на экране компьютера файл “Задание 2”. Откройте его. Прочитайте задание.
Слайд 12 (на экране и на компьютере)
Укажите номера предложений, в которых можно заменить один синоним другим.
Правильный, верный.
1 а. Ученый нашел правильный путь решения проблемы.
1 б. У девочки были удивительно правильные черты лица.
Темный, смуглый.
2 а. Темная от загара кожа придавала мальчику очень здоровый вид.
2 б. Девочке не к лицу это темное платье.
2 в. Вечер был темный.
Свежий, чистый.
3 а. Принесли свежую газету.
3 б. Он ежедневно надевает свежую рубашку.
3 в. В лицо дул свежий ветер.
Улыбка, усмешка.
4 а. Улыбка ребенка обескуражила раздосадованного отца.
4 б. Широкая улыбка не сходила с лица молодого человека.
- К какому источнику в случае затруднения вы можете обратиться? (К толковому словарю).
- На выполнение задания отводится 5 минут.
Проверка. (Приложение 1, Слайд 13)
Слайд 14 (на экране и на компьютере)
Расположите слова в синонимическом ряду в порядке возрастания признака: хороший, превосходный, классный, славный
- Что вы можете сказать об этих синонимах? Чем они отличаются? (Степенью проявления признака.) Первым в синонимическом ряду вы поместите синонимы с наименьшим проявлением признака. И так далее по нарастающей.
- На выполнение задания отводится 3 минуты.
Проверка. (Приложение 1, Слайд 15)
- А теперь расположите эти синонимы в порядке убывания признака.
(Превосходный, классный, славный, хороший.) Сделайте вывод об этих синонимах. (Некоторые синонимы можно расположить в синонимическом ряду как в порядке убывания признака, так и в порядке его возрастания.)
- Можно ли сказать, что эти синонимы – одинаковые по смыслу? (Нет, они отличаются оттенками значения.)
- Пронаблюдайте, чем, кроме оттенков значения, отличаются друг от друга эти синонимы. (Стилистической окраской.)
- Вспомните, на какие группы можно разделить все слова стилистически. (Нейтральные – стилистически не окрашенные; книжные – высокие, придающие речи торжественность; стилистически сниженные – разговорные (слова, свойственные обиходной, разговорной речи, используются в бытовом общении) и просторечные (слова, свойственные нелитературной городской разговорной речи).
- Найдите среди этих синонимов стилистически окрашенные. (Классный, славный – стилистически сниженные, разговорные.)
- Назовите стилистически нейтральные синонимы. (Хороший, превосходный.)
в) Стилистические синонимы. (Тест 4).
- Продолжим работу над стилистическими синонимами. Найдите на экране компьютера файл “Задание 4”. Прочитайте задание.
Слайд 16 (на экране и на компьютере)
Определите стиль синонимов, расположив их в три столбика.
Книжный Нейтральный Разговорный стиль стиль стиль
архитектор, зодчий;
вояка, воин, боец;
мордочка, лицо, лик;
тихо, потихоньку;
грядущий, будущий;
бить, лупить;
- Какой источник поможет выполнить это задание? (Толковый словарь)
- На выполнение задания отводится 8 минут.
Проверка. (Приложение 1, Слайд 17)
- Как видим, нейтральное слово есть всегда, а книжного или разговорного синонима может и не быть. Пронаблюдайте, каких синонимов больше: разговорных или книжных? (Разговорных.) Словарь подтверждает это наблюдение.
г) Семантико-стилистические синонимы (тест 5)
- А сейчас вспомним всё, что мы говорили о лексических и стилистических синонимах. Найдите на экране компьютера файл “Задание 5”.
Прочитайте задание.
Слайд 18 (на экране и на компьютере)
Укажите, какой из помещенных в скобках синонимов больше всего подходит для данного предложения.
- Его (любовь, приверженность, слабость) к чтению радовала родителей.
- Целых два часа они (беседовали, болтали , разговаривали) о всяких пустяках.
- Ученики (писали, строчили, царапали) сочинение.
- Вдоль кремлевской стены (идет, шагает, вышагивает) часовой.
- На выполнение задания отводится 5 минут.
Проверка. (Приложение 1, Слайд 19)
- Итак, богатство лексических и стилистических синонимов в русском языке обязывает каждого говорящего или пишущего особенно продуманно относиться к выбору слова.
д) Аукцион синонимов.
- Проведём аукцион синонимов. Когда вы пишете сочинение или рассказываете о чём-то, вам не всегда удаётся подобрать синонимы к глаголам “сказать, говорить”. Постараемся сейчас решить эту проблему. Подняв руку и получив право на ответ, называйте синоним. Кто назовёт синоним последним, выиграет этот аукцион.
Проверка. (Приложение 1, Слайд 20)
- Пронаблюдаем, какие слова не были названы вами. Внимание на экран!
е) Контекстуальные синонимы.
- Обратимся к творчеству мастеров художественного слова и пронаблюдаем, как они используют синонимы в своих произведениях. В качестве примера рассмотрим творчество писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина. Внимание на экран!
Слайд № 21 (на экране)
В произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина слово ГОВОРИЛ (ПРОГОВОРИЛ) имеет более 30 синонимов: БРЯКНУЛ, БУРКНУЛ, БУХНУЛ, ВОСКЛИКНУЛ, ВЫДАВИЛ ИЗ СЕБЯ, ЗАГВОЗДИЛ, ЗАИКНУЛСЯ, ЗАЛАЯЛ, ЗАМЕТИЛ, ИКАЛ, КАЛЯКАЛ, КУРЛЫКАЛ, ОБРАТИЛСЯ, ПОВЕСТВОВАЛ, ПОДХВАТИЛ, ПУСТИЛ ШИП ПО-ЗМЕИНОМУ, РАССУЖДАЛ, РЖАЛ, РЯВКНУЛ, СБОЛТНУЛ, СТОНАЛ, ХЛОПНУЛ и др. Правда, многие из них стали синонимами только в условиях данного контекста. Например: “Он в одну минуту НАЛАЕТ столько, сколько не успели НАЛАЯТЬ его достославные предки.”
V. Домашнее задание
- Итак, занятие подходит к концу.
Дома предлагаю вам откорректировать текст (упражнение 14).
VI. Итог
- Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока. Что для этого сделали?
VII. Рефлексия
- Поразмышляем, насколько эффективно нам удалось поработать.
Найдите на экране компьютера файл “Рефлексия”.
Перед вами три вопроса. Прочитайте!
Рефлексия.
- Насколько комфортно вы себя чувствовали на уроке?
- Насколько плодотворно сумели организовать работу в паре?
- Как проявилось ваше языковое чутье на уроке?
- Прочитайте три варианта ответа.
Варианты ответа:
Зеленый – очень хорошо.
Желтый – удовлетворительно.
Красный – плохо.
- Обсудите в парах и выберите вариант ответа на каждый вопрос.
- Просим компьютер показать общую рефлексию.
Внимание на экран!
Слайд 22 (на экране)
Общая рефлексия.
- Просим компьютер показать оценки за работу на уроке.
Слайд 23 (на экране)
Оценки за работу на уроке.
- Что вам дала такая форма работы?