Тема урока: Признаки текста.
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.
Задачи:
1. обобщить сведения о тексте, известные
учащимся по тексте, известные учащимся по курсу
5-9 классов;
2. дать определение текста;
3. выявить основные признаки текста;
4. дать понятие цепной и параллельной связи
предложений в тексте ;
5. формировать и совершенствовать умения: ;
- характеризовать текст по его признакам;
- определять вид и средства связи предложений в
тексте.
Оборудование: карточки, схемы, презентация Power Point.
Структура урока:
1. Актуализация темы.
2. Объяснение нового материала:
а) работа с текстом в парах;
б) определение признаков текста;
в) работа со схемой “Основные виды
грамматической связи предложений в тексте” .
3. Практическая работа.
4. Самостоятельная работа.
5. Подведение итогов урока, домашнее задание .
Ход урока
I этап Актуализация.
Учитель:
Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.
Как вы думаете, что общего между этими предметами?
( - В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.
- Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?
- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.)
Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.
( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)
Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира (слайд 1):
Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.
II этап Объяснение нового материала.
Работа в парах:
Задание: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.
(варианты на карточках)
Слушаем ответы учащихся:
( - в первом варианте набор предложений, не
связанных основной мыслью;
- во втором варианте нарушена композиция и связь
предложений;
- в третьем варианте текст.)
Учитель:
Попробуем определить, какими признаками обладает текст. Для этого я предлагаю изучить теоретический материал на 144 стр. учебника и заполнить схему.
1. __________________________ 1. __________________________
2. __________________________ 2. __________________________
3. __________________________
Заполненную схему сравниваем со схемой на слайде ( слайд 3)
Учитель:
Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи.
Схема на слайде (слайд 4)
Для того чтобы научиться различать виды связи, выполним практическую работу.
III этап Практическая работа .
Для анализа возьмем два текста.
1. В произведениях художника всегда отражается
личность автора, и к Тропинину это относится в
самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный,
исполненный доброты и любви к людям, художник как
бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в
его портретах овеяны какой-то особой атмосферой
доброжелательства и душевного благородства.
Человек как таковой, ценность которого
определяется, прежде всего, нравственными,
моральными качествами, - вот главная, основная
тема творчества Тропинина. И решается независимо
от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий
старик крестьянин.
(Г. Островский)
2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах,
тишина в лесу. Нет лучшей “музыки в человеке), чем
скромность и умение помолчать, не выдвигаться на
первое место. Нет ничего более неприятного и
глупого в облике и поведении человека, чем
важность или шумливость; нет ничего более
смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем
костюме и прическе, рассчитанность движений и
фонтан острот и анекдотов, особенно если они
повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и
старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не
распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми,
уважайте людей, которые вас окружают.
( Д. Лихачев)
Анализ текстов (схемы текстов на слайде).
В первом тексте пять предложени.
Средства связи предложений:
1 – 2 - повтор ключевого слова “художник”.
2 – 3 – повтор ключевого слова “людям – люди”, притяжательное местоимение “его”.
3 – 4 – замена ключевого слова синонимом “люди – человек”.
4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением “тема – она”.
Связь – цепная.
Во втором тексте пять предложений.
Средства связи предложений
- Повтор первого слова.
- Одинаковая конструкция предложений.
- Члены предложения выражены одинаковыми формами.
Связь – параллельная.
IV этап Самостоятельная работа.
1 вариант
Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений
В XVIII – XIX веках открытия следовали одно за другим. В 1789 году французский химик Клод Луи Бертолле открыл отбеливание тряпья хлором. Впервые была создана возможность для производства белой бумаги. Через десять лет француз Николя Роббер изобрел первую бумагоделательную машину – таким образом, исполнилось ровно двести лет со дня ее создания. Вспомнит ли кто-нибудь об этой славной дате?!
Но сырья в нужном количестве не было. Еще в 1719 году французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр обратил внимание на тот факт, что осы, пережевывая древесину, строят свои гнезда из нее, но его современники проигнорировали это интересное наблюдение. И только в 1845 году саксонский ткач Фридрих Келлер открыл способ производства бумаги из древесины. Теперь уже не было недостатка в сырье, его можно было добывать везде, где рос лес.
( “Книжное обозрение”)
2 вариант
Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений
В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными черной смолой бортами. У
берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…
Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.
(Ю. Казаков)
Фронтальная проверка самостоятельных работ (представители обоих вариантов строят схемы текстов на доске, аргументируют свои ответы, остальные учащиеся дополняют, корректируют, оценивают ответы)
V этап Подведение итогов урока.
Учащиеся подводят итоги урока, пользуясь схемой:
Домашнее задание:
1. выучить теоретический материал по теме “Признаки текста”.
2. выполнить упражнения:
“3” - упр. 285; “4” - упр. 286; “5” - упр. 288.