Русский язык
-
Урок-экскурсия "Город, в котором мы живем" 2008
Использование регионального исторического, культуроведческого, лингвистического материала позволяет не только реализовать региональный компонент в процессе обучения родному языку, но и формировать у учащихся представление о родном языке как многоуровневой системе. Используя логическую схему и концепцию данного урока, учитель может построить исследование на материале своего региона, приобщить учащихся к поисковой работе, пробудить у них интерес к "малой" родине, развивать у детей коммуникативные навыки, реализовывать творческий потенциал ребёнка.
-
Лексика 2008
Урок русского языка для учащихся в 5-м классе. Урок даётся в системе уроков «Лексика» (повторение). Подготовка к итоговому контрольному диктанту. Подготовительная работа (комплексный анализ текста). Изучение и повторение орфографии, словообразования, пунктуации и стилистики. Развитие монологической речи с внедрением элемента ЕГЭ.
-
Сценарий интегрированного урока-путешествия по русскому языку в 7-м классе по теме "По морям, по волнам, нынче здесь, завтра там" 2008
Сценарий урока представляет собой "морское путешествие" ребят к мысу Доброй Надежды. Тип урока - обобщающее повторение. В ходе путешествия реализуются общеучебные навыки по орфоэпии, орфографии, пунктуации. Организована творческая работа. Элементы интеграции (география, биология, ИЗО, спорт) помогли сделать урок более насыщенным и интересным.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Паронимы" 2008
Методическая разработка урока «Паронимы» в 5-м классе составлена с учетом принципов дидактической системы Л.В. Занкова и предназначена для творческого ее использования в работе по любой программе. Практическое знакомство с паронимами предупреждает наиболее распространенную лексическую ошибку – смешение паронимов и неправильное употребление их в устной и письменной речи.
-
Урок русского языка (развитие речи) по теме "Соединение типов речи в тексте" 2008
Материал урока позволяет проверить знание признаков понятий "текст" и "тип речи", умение подводить конкретный текст под понятие типа речи, проверить знание строения текста типа описания предмета и повествования, находить в тексте смешанного типа описательные и повествовательные части и уметь объяснить целесообразность их соединения, исходя из основной мысли текста; развивает речь (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами и выразительными свойствами языка) и мышление (уметь анализировать, сравнивать, выделять главное, учить строить аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать, опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).
-
Разработка урока по русскому языку на тему "Сложные предложения с различными видами связи" (9-й класс) 2008
Представлен конспект урока русского языка на тему "Сложные предложения с различными видами связи" для учащихся 9-х классов. Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о сложных предложениях с различными видами связи на основе материала о жизни и деятельности Д.И. Менделеева.
-
Разработка урока по русскому языку на тему "Текст. Признаки текста" (5-й класс) 2008
Представлен конспект урока русского языка на тему "Текст. Признаки текста" (на основе текста научного стиля) для учащихся 5-го класса.
-
Лингвистический анализ текста (урок русского языка в 6-м классе) 2008
Урок предполагает повторение некоторых лингвистических понятий, например, прямое и переносное значение слова, тема текста, основная мысль текста и т.д. На уроке рассматриваются также вопросы, связанные с определением роли имени прилагательного и глагола в тексте. На уроке продолжается работа над формированием у шестиклассников умения выступать перед аудиторией, говорить о лингвистических вопросах, работать в группе.
-
Открытый урок по теме "Художественная графика слова" 2008
Цели урока: понаблюдать за смысловой функцией русской графики в плане усиления образности художественной литературы; ознакомить учащихся с изобразительными приемами; развивать навыки языкового анализа поэтических текстов, интонацией передавать замысел автора; мелодику языка произведения.
-
Проверочная работа по теме "Бессоюзные сложные предложения" 2008
Урок предназначен для проверки знаний обучающихся по теме "Бессоюзные сложные предложения". Необходимо закрепить умение обучающихся различать бессоюзные сложные предложения с запятой, точкой с запятой, с двоеточием, с тире; совершенствовать пунктуационные навыки в сложных предложениях.
-
Разработка урока по русскому языку на тему "Научный стиль речи" (10-й класс) 2008
Урок русского языка на тему "Особенности научного стиля речи" для учащихся 10-го класса учит отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на данный стиль, знать подстили.
-
Вводный урок по теме "Однородные члены предложения" в 8-м классе "По следам телевизионных передач" 2008
Первоначальное представление об однородных членах предложения обучающиеся получают в 5-м классе, поэтому есть возможность продолжить знакомство с этим понятием в игровой форме на первом уроке по данной теме в 8-м классе.
-
Тестовая диагностическая работа в старших классах "Содержание и организация повторения орфографии" 2008
Материал для диагностики знаний учащихся, организации комплексного и индивидуального повторения орфографии. Данная методика поможет учащимся самостоятельно спланировать работу по коррекции знаний, устранить пробелы.
-
Основы редактирования. Курс для 10–11-х классов. Поурочное планирование 2008
Поурочное планирование составлено в соответствии с программой курса "Основы редактирования. Программа для 10–11-х классов", составитель Пахнова Т.М., на основе "Сборника нормативных документов. Курс предназначен для углублённого изучения русского языка в 10–11-х классах гуманитарного направления, для изучения русского языка на профильном уровне в рамках предмета "Технология".
-
Творчество как способ положительной мотивации учения (на примере творческих заданий на уроках руского языка в начальной школе) 2008
В статье представлено развитие творческих способностей ученика на примере нестандартных творческих заданий на уроках русского языка в 1-4-х классах начальной школы.
-
Великий могучий русский язык. КВН в 6-м классе 2008
Представлен сценарий урока-игры по русскому языку. Цели: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку, как учебному предмету.
-
Разработка урока русского языка "Чародейкою зимою околдован лес…" (6-й класс) 2008
Интегрированный урок (русский язык, литература, изобразительное искусство) развивает и совершенствует у учащихся способности ассоциативно мыслить, целостно воспринимать произведение искусства, стройно и логично излагать свои чувства, возникшие при знакомстве с произведением искусства. Это урок изучения нового материала. Использование мультимедийных технологий позволяет сделать урок более ярким и наглядным.
-
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастным оборотом 2008
Урок спланирован с учетом тех знаний, которыми овладели школьники в предшествующие годы обучения. Урок можно использовать при работе по любому учебному комплекту. Урок рассчитан на творческое его использование: каждый учитель может варьировать способы подачи материала с учетом интересов учеников, их общего развития, места жительства и т.д.
-
Ознакомление со словообразовательной ролью приставок в руском языке 2008
Цели урока: формировать умение видеть приставку в слове; развивать умение образовывать новые слова; воспитывать интерес к процессу познания.
-
Урок-путешествие. Причастный оборот 2008
Данным уроком начинается знакомство с причастными оборотами. Урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятием "причастие", научились выявлять глагольные признаки причастий и правильно писать их падежные окончания. Предлагаемый урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам темы, эмоционально воздействовать на сознание учащихся и повысить интерес к предмету.
-
Как избавиться от пропуска букв, слогов в словах? Виды упражнений 2008
Работа представляет интерес для тех, кто обучает детей моделированию слова (звук-буква-слово). В ней дан занимательный, игровой материал в соответствии с психологией ребенка. Использование в работе с детьми игр и различных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети произвольно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.
-
Урок-мастерская "Слово о словах" 2008
Мастерскую "Слово о словах" возможно провести в 8–11-х классах или во взрослой аудитории. Мастерская решает проблему мотивации, познавательной деятельности средствами синтеза разных видов искусств. Процесс построения нового знания сопровождается высоким эмоциональным накалом, рефлексией на всех этапах мастерской, направленной на осознание каждым ребёнком: что я делаю, почему делаю, чем я отличаюсь от участников мастерской, что меня объединяет с ними.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Диалектные слова" 2008
Урок построен в виде путешествия в мир русской деревни, что позволяет познакомить детей с большим количеством диалектных слов. Эмоциональная атмосфера, творческая работа, различные виды работы со словарём, с текстами художественных произведений, наконец, создание своего "Словарика диалектных слов" не оставит учащихся равнодушными и позволит легко усвоить предлагаемый материал.
-
Сочинение – описание природы по воображению 2008
Работа над сочинением-описанием природы на уроках русского языка помогает ученикам не только в овладении русским языком (именно языком как средством выражения мыслей и чувств), но и учит их более сознательно воспринимать живопись, литературу, ценить искусство.
-
Использование информационных технологий на уроках русского языка. Урок в 5-м классе "Повторение изученного по фонетике" 2008
Необходимость применения электронных средств обучения в настоящее время несомненна. Применение электронных учебных средств интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Примером использования электронных учебных средств на уроках русского языка может служить урок в 5-м классе по теме "Повторение изученного по фонетике".
-
Конспект урока русского языка "Правописание гласных в приставках при- и пре-" 2008
Урок проводится с использованием элементов технологии “Развивающего обучения”. Усвоение учащимися новых знаний происходит через анализ и синтез практического материала, выработку способа определения написания гласных в приставках пре- и при- и формирование способа применения правила. Целью такой системы работы на уроке является развитие логического мышления и осознанного применения правила на практике.
-
Урок русского языка в 10-м классе "Заимствованные слова в русском языке" 2008
В учебнике изучению иноязычной лексики отводится несколько упражнений, в то время как выпускники должны понимать и уместно употреблять в речи заимствованные слова. Урок построен таким образом, чтобы учащиеся хотели и стремились узнавать заимствованные слова, правильно понимали их, дружили с толковыми словарями, не боялись употреблять в собственной речи заимствованную лексику. Ученики должны осознанно подходить к выбору заимствованных слов в современном русском языке.
-
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления" 2008
На уроке использованы как традиционные формы и методы: беседа, выразительное чтение, работа с текстом, так и инновационные – элементы технологии критического мышления (кластер), здоровьесберегающие технологии, в частности "ситуация успеха".
-
Урок русского языка в 5-м классе "НЕ с глаголами" 2008
Урок-путешествие по теме «Правописание частицы НЕ с глаголами». Учащиеся в игровой форме, разгадывая загадки и выполняя упражнения, знакомятся с правилом написания НЕ с глаголами.
-
Использование интерактивной доски при закреплении и обобщении темы "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными" 2008
Работа с интерактивной доской на уроках русского языка относится к инновационным технологиям, применении которых разнообразит работу учащихся, помогает переключать их внимание, учит сравнению и анализу, тем самым активизирует мыслительную деятельность учеников на уроке. Представленная тема дает возможность для применения мультимедийных технологий, например, связь с физикой "Сила и напряжение тока в цепи".