Русский язык
-
Великий могучий русский язык. КВН в 6-м классе 2008
Представлен сценарий урока-игры по русскому языку. Цели: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку, как учебному предмету.
-
Разработка урока русского языка "Чародейкою зимою околдован лес…" (6-й класс) 2008
Интегрированный урок (русский язык, литература, изобразительное искусство) развивает и совершенствует у учащихся способности ассоциативно мыслить, целостно воспринимать произведение искусства, стройно и логично излагать свои чувства, возникшие при знакомстве с произведением искусства. Это урок изучения нового материала. Использование мультимедийных технологий позволяет сделать урок более ярким и наглядным.
-
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастным оборотом 2008
Урок спланирован с учетом тех знаний, которыми овладели школьники в предшествующие годы обучения. Урок можно использовать при работе по любому учебному комплекту. Урок рассчитан на творческое его использование: каждый учитель может варьировать способы подачи материала с учетом интересов учеников, их общего развития, места жительства и т.д.
-
Ознакомление со словообразовательной ролью приставок в руском языке 2008
Цели урока: формировать умение видеть приставку в слове; развивать умение образовывать новые слова; воспитывать интерес к процессу познания.
-
Урок-путешествие. Причастный оборот 2008
Данным уроком начинается знакомство с причастными оборотами. Урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятием "причастие", научились выявлять глагольные признаки причастий и правильно писать их падежные окончания. Предлагаемый урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам темы, эмоционально воздействовать на сознание учащихся и повысить интерес к предмету.
-
Как избавиться от пропуска букв, слогов в словах? Виды упражнений 2008
Работа представляет интерес для тех, кто обучает детей моделированию слова (звук-буква-слово). В ней дан занимательный, игровой материал в соответствии с психологией ребенка. Использование в работе с детьми игр и различных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети произвольно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.
-
Урок-мастерская "Слово о словах" 2008
Мастерскую "Слово о словах" возможно провести в 8–11-х классах или во взрослой аудитории. Мастерская решает проблему мотивации, познавательной деятельности средствами синтеза разных видов искусств. Процесс построения нового знания сопровождается высоким эмоциональным накалом, рефлексией на всех этапах мастерской, направленной на осознание каждым ребёнком: что я делаю, почему делаю, чем я отличаюсь от участников мастерской, что меня объединяет с ними.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Диалектные слова" 2008
Урок построен в виде путешествия в мир русской деревни, что позволяет познакомить детей с большим количеством диалектных слов. Эмоциональная атмосфера, творческая работа, различные виды работы со словарём, с текстами художественных произведений, наконец, создание своего "Словарика диалектных слов" не оставит учащихся равнодушными и позволит легко усвоить предлагаемый материал.
-
Сочинение – описание природы по воображению 2008
Работа над сочинением-описанием природы на уроках русского языка помогает ученикам не только в овладении русским языком (именно языком как средством выражения мыслей и чувств), но и учит их более сознательно воспринимать живопись, литературу, ценить искусство.
-
Использование информационных технологий на уроках русского языка. Урок в 5-м классе "Повторение изученного по фонетике" 2008
Необходимость применения электронных средств обучения в настоящее время несомненна. Применение электронных учебных средств интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Примером использования электронных учебных средств на уроках русского языка может служить урок в 5-м классе по теме "Повторение изученного по фонетике".
-
Конспект урока русского языка "Правописание гласных в приставках при- и пре-" 2008
Урок проводится с использованием элементов технологии “Развивающего обучения”. Усвоение учащимися новых знаний происходит через анализ и синтез практического материала, выработку способа определения написания гласных в приставках пре- и при- и формирование способа применения правила. Целью такой системы работы на уроке является развитие логического мышления и осознанного применения правила на практике.
-
Урок русского языка в 10-м классе "Заимствованные слова в русском языке" 2008
В учебнике изучению иноязычной лексики отводится несколько упражнений, в то время как выпускники должны понимать и уместно употреблять в речи заимствованные слова. Урок построен таким образом, чтобы учащиеся хотели и стремились узнавать заимствованные слова, правильно понимали их, дружили с толковыми словарями, не боялись употреблять в собственной речи заимствованную лексику. Ученики должны осознанно подходить к выбору заимствованных слов в современном русском языке.
-
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления" 2008
На уроке использованы как традиционные формы и методы: беседа, выразительное чтение, работа с текстом, так и инновационные – элементы технологии критического мышления (кластер), здоровьесберегающие технологии, в частности "ситуация успеха".
-
Урок русского языка в 5-м классе "НЕ с глаголами" 2008
Урок-путешествие по теме «Правописание частицы НЕ с глаголами». Учащиеся в игровой форме, разгадывая загадки и выполняя упражнения, знакомятся с правилом написания НЕ с глаголами.
-
Использование интерактивной доски при закреплении и обобщении темы "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными" 2008
Работа с интерактивной доской на уроках русского языка относится к инновационным технологиям, применении которых разнообразит работу учащихся, помогает переключать их внимание, учит сравнению и анализу, тем самым активизирует мыслительную деятельность учеников на уроке. Представленная тема дает возможность для применения мультимедийных технологий, например, связь с физикой "Сила и напряжение тока в цепи".
-
Открытый урок в 7-м классе по русскому языку на тему "Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-" 2008
Представлен конспект открытого урока русского языка по теме "Буквы о и а на конце наречий с приставками -из -до -с".
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Гласные буквы И — Ы после Ц" 2008
Использование урока-сказки, позволяет учащимся легко запомнить новый материал, способствует наиболее прочному усвоению новой орфограммы.
-
Урок русского языка в 5-м классе с элементами театрализации по теме "Что изучает синтаксис и пунктуация?" 2008
Данный урок – встреча с Незнайкой. Используя на уроке приемы театрализации, пятиклассники включаются в познавательную деятельность, изучают тему «Синктаксис».
-
Урок-закрепление по теме "Местоимение как часть речи" 2008
Представлен сценарий урока-закрепления по теме: "Местоимение как часть речи". Цель: Закрепить и усвоить пройденный материал по данной теме.
-
Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету 2008
Статья посвящена мнемотехнике – одному из эффективных вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету. Приводятся собственные мнемонаработки. Мнемоника способствует восприятию учебного материала слабыми учащимися, борется с интерференцией, является хорошим средством для запоминания неалгоритмизуемых единиц языка, значительно облегчает работу с ребятами, у которых доминирует эмоционально-образная память, позволяет внести игровой элемент без ущерба основному содержанию урока.
-
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе (2 часа) 2008
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению.
-
Экзаменационное изложение: проблемы и возможные решения 2008
Статья знакомит с некоторыми практическими подходами к обучению учащихся написанию изложения.
-
Урок русского языка в 9-м классе. Сложноподчиненные предложения с придаточным следствия 2008
Урок построен по следующей схеме: работа с толковыми словарями В.И. Даля и С.И. Ожегова над значением слова «недоросль». Большое внимание уделено тренировочной работе по правописанию частицы “не” с различными частями речи, что является одновременно подготовкой к словарному диктанту. Тренировочные упражнения, при выполнении которых формируются навыки по применению изученного пунктуационного правила. Основное внимание направлено на обогащение речи учащихся новыми для них союзами, а также на упражнения, отрабатывающие нормы построения тех и других предложений.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных" 2008
Представленный урок русского языка по теме "Правописание н-нн в суффиксах имен прилагательных" проводился в 10-м профильном филологическом классе. Программа русского языка Н.Г. Гольцовой.
-
Формирование этнокультурно-краеведческой компетентности школьника в процессе изучения русского языка 2008
В условиях духовно-нравственного возрождения России усиливается социальная значимость изучения родного языка в контексте национальной культуры, и методическая система обучения языку должна последовательно реализовать включение в школьный курс национально-культурного компонента. Разработанная программа формирования языковой личности школьника направлена на усвоение ценностных основ национальной культуры на уроках русского языка. В программе ставятся важные цели и задачи, связанные с воспитанием патриотизма, нравственно-этических норм, гражданской позиции, а также с формированием языковой культуры учащихся на этнокультурном материале.
-
Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка 2008
Практика показывает, что технология проблемного диалога является результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, развитие интеллекта и творческих способностей учащихся, воспитание активной личности; за счёт стимуляции познавательной мотивации она позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся на уроках. Преподаватель, использующий в своей деятельности развивающие образовательные технологии, может внести свой посильный вклад в повышение мотивации изучения русского языка, уровня владения русским языком представителями молодого поколения, в формирование самостоятельной, ответственной, компетентной, толерантной личности.
-
Элективный курс. 11-й класс. Деловая речь 2008
Представленный элективный курс, преследует практическую цель - научить выпускников грамотно составлять и оформлять различные деловые бумаги, используемые в разнообразных сферах человеческой деятельности: общественно-политической, производственной и др. Для этого учащимся необходимо усвоить признаки официально-делового стиля, познакомиться с его разновидностями, жанрами, уяснить языковые особенности. Особое внимание, в процессе изучения курса, уделяется административно-канцелярскому подстилю. Изучаются структурные части, графическое оформление, правила составления и т.п. различных документов.
-
Урок русского языка по теме "Роль местоимения в речи", 9-й класс (для специальных коррекционных школ VIII вида) 2008
Данный урок разработан по программе обучения русскому языку умственно отсталых учащихся в коррекционных школах VIII вида. Данная категория детей имеет особенности развитии всех психических процессов, поэтому урок адаптирован под их особенное восприятие, внимание, память, мышление. Особой задачей урока является развитие речи, обогащение словарного запаса данных учащихся, коррекция грамматического строя речи.
-
Формирование орфографической грамотности учащихся средствами НЛП (нейролингвистического программирования) на уроках русского языка 2008
Орфографическая грамотность – языковая компетентность, способная помочь в реализации жизненных задач. Привлечение элементов НЛП в изучение орфографии делает возможным понимание и осознание материала детей с различными типами восприятия информации (аудиалов, визуалов, кинестетиков); позволяет заинтересовать учащихся, сделать обучение нетрадиционным и интересным.
-
Использование компьютера на уроках русского языка 2008
Cистематическое и целенаправленное использования ПК на уроках русского языка в комплексе с другими средствами обучения дает более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, развитию стойкого интереса учащихся к русскому языку.