Цель урока: дать понятие о слове не только с формально-грамматических позиций, но и с нравственно – эстетических; помочь детям ощутить язык как стройную, гармоничную систему, понять и почувствовать эстетическую ценность русского языка.
1. Вхождение в тему.
– Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку: «Пусть слово живое твой разум разбудит, введёт тебя в мир красоты».
– Почему слово названо живым?
– Насколько живое слово разбудит наш разум и затронет струнки нашей души мы сможем определить в конце нашего урока.
2. Работа по теме урока.
А) – С каким словом мы будем сегодня работать, вы поймёте, отгадав такую загадку:
«Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг друга не видят.
День на работе, ночь на отдыхе». (Глаза)
– Прислушаемся к этому слову, вглядимся в него, проникнем в его тайну. Приглашаю вас совершить удивительное путешествие в это слово, в мир его настроений, души и характера.
«На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку…
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь…» (С.Маршак)
– Какая же наука будет тем волшебным фонарём в этом непростом исследовании глубин слова? (Лексика)
Б) – Давайте определим лексическое значение слова «глаза». Для этого заглянём в толковый словарь. Читаем: «Глаза – орган зрения». Это одно значение этого слова. Чуть позже мы познакомимся с другим определением.
– А сейчас соберём «родственников» слова ГЛАЗА. / Составление дерева родственных слов: глазки, глазок, глазик, глазищи, глазные, глазастый, глазеть, глазочек, глазомер, глазница, глазёнки/. Объяснение смысла некоторых слов, подбор антонимов: «глазёнки – глазищи», исследование многозначности: «глазастый» – 2 значения, «глазок» – 3 значения, множественное число – «глазки – глазки» (ударение разное).
В качестве примера:
«На этот раз пойдёт рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять
(что, впрочем, трудно посчитать):
О той, кто зиму сладко спал
Забравшись осенью в подвал;
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам;
О той, чьи страшные глазки
Росли день ото дня;
О той, кто был со мной знаком,
Но не видал меня.
Подумайте немножко:
А вдруг это…картошка».
В) – Какой существует синоним к слову «глаза» в русском языке? (Слово-архаизм «очи»). Соберём теперь родственников этого слова, живущих и поныне в активном запасе языка, хотя само слово является устаревшим: «Очки, очное (-ая), очко, очевидно, очнуться».
Г) – У слова ГЛАЗА, как и у многих есть и переносное значение, причём не одно. Переносное значение основано на похожести, сравнения какого-то предмета с глазами.
1. «Анютины глазки», «Вороний глаз» – название растений.
2. – Глазами часто называют лепестковые соцветия растений:
«Не забуду незабудку,
Эти синие глаза.
Вам название напомнит,
Что её забыть нельзя».
3. – Небесные светила:
«Ночь смотрит тысячами глаз,
А день глядит одним;
Но солнца нет – и по земле
Тьма стелется, как дым». (Я.Полонская)
4. – Огни, фары машины, светофора:
Он на улице стоит
И во все глаза глядит,
У него глазищи в ряд,
Как у чудища горят.
Не рискуй вступать с ним в спор,
Он зовётся… (Светофор)
Д) – А теперь поговорим о другом значении слова ГЛАЗА. Вот как его определяет народная мудрость: «Глаза – зеркало души». Юная талантливая поэтесса Вика Ветрова, изображая портреты людей, рисовала только глаза. – почему только глаза? – спросили Вику взрослые. «Глаза – это человек», – ответила она.
– Почему, как вы думаете?
– Глазам придавали большое внимание в течение всей истории человечества. Глаза – первый показатель связей человека с царством света и тьмы. Если персонаж связан с миром зла, это отражается в его глазах: они обязательно имеют что-нибудь необычное. Отсюда понятия «сглазить», «дурной сглаз», «тяжёлый глаз» и т. д. Глаз во многих религиях раннего периода – символ божества «всевидящее око», у древних египтян, древних греков – характерный рисунок глаза как амулет, оберег от несчастий и бед.
Е) – А теперь посмотрите на эти портреты. Именно глаза выражают характер, настроение, глубину ума человека. Отсюда выражения: «вижу по глазам», «посмотри в глаза» и др.
– А какими эпитетами (образными выражениями) наделяли глаза поэты:
«Как васильки во ржи, цветут в лице глаза». С.Есенин
«Бегает живо, горит как алмаз,
Чёрный и влажный смеющийся глаз». Н.Некрасов
– Именно глазам уделяется внимание в музыкальных произведениях, как в старинных романсах, народных песнях, так и в современной эстраде. Послушайте фрагменты музыкальных произведений, постарайтесь услышать и запомнить эпитеты, используемые авторами. (Романс «Очи чёрные», песня «Голубые глаза», «Ах, эти чёрные глаза», песня «Эти глаза напротив», «Зелёные глаза» и др.)
Ж) – Запись и подбор эпитетов: глаза какие?
По цвету: чёрные, карие, синие, голубые, зелёные, светло-серые и т.д.
По выражению: задумчивые, грустные, смешливые, насмешливые, добрые, злые, быстрые, пустые, просящие, усталые, лучистые, и т. д.
По форме: большие, маленькие, широкие, круглые, узкие, выпуклые, впалые.
– Придумайте предложение, используя эпитеты.
З) – Со словом ГЛАЗА связано много устойчивых выражений. Например, «с глаз долой» – прочь, «быть на глазах» – на виду, «сделать на глаз» – приблизительно, «глаза на мокром месте» – часто плакать.
Индивидуальная работа с карточками (соединение устойчивых выражений с их значением).
И) – Многие пословицы построены на значении этого слова:
« У страха глаза велики» – говорится, когда на самом деле опасность не так велика.
«У семи нянек дитя без глаз» – дело страдает, когда за него отвечает много человек.
«Правда глаза колет» – неприятно слышать правду.
«Глазами кос, а душою прям» – не внешность определяет суть человека.
«В чужом глазу соринку видит, в своём – бревна не замечает» – не всегда мы критично можем оценивать себя.
(Синоним: «Свой глаз алмаз, чужой – стёклышко».)
«В глаза ласкает, а за глаза лает» – лицемерие людей.
(Синоним: «Глаз – бирюза, а душа – сажа».)
3. Элемент викторины (фразы литературных произведений, сюжетная опора на понятие ГЛАЗА):
а) Крылатое мифическое чудовище, взор которого превращал в камень всё живое. (Медуза Горгона)
б) Дикий одноглазый великан (Циклоп)
в) – За что бил ослицу? – спрашивал он гневно. – Ведь это я преграждал ей путь. Ослица меня видела, а ты не видел. Твоё упрямство ослепило тебя. Хорошо, хоть теперь у тебя глаза открылись. (Валаамова ослица)
г) – В какой сказке осколок зеркала, попав в глаз, изменил характер героя? («Снежная королева»)
д) – В какой сказке есть Одноглазка, Двухглазка, и Трёхглазка?
е) – «А царевич хоть и злится, но жалеет он очей старой бабушки своей». («Сказка о царе Салтане»)
ж) – В какой сказке и у кого глаза сравниваются с блюдцами? («Огниво»)
з) – «Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась». (Денискины рассказы)
4. Заключение.
– Естественно, за один урок невозможно рассмотреть все грани этого слова и понятий, скрытых за ним, но я надеюсь, времени урока хватило, чтобы вы могли понять, как много интересного скрывается в обычном, знакомом слове.