Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
- Компьютер
- Презентация "Неопределенные местоимения" (Приложение 1)
- Карточки с разрядами местоимений
- Словарь С.И.Ожегова
- Раздаточный материал
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 6 класс.
- Опорный конспект
[5]
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Два ученика распределяют местоимения по разрядам (Работа на компьютере. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 6 класс)
2. Один ученик выписывает из домашнего упражнения отрицательные местоимения.
3. Игра "Четвертое лишнее" с классом.
тебя самый его такой нас всякий тех каждый
4. Проверка работы учеников у доски.
Вопросы теории:
- Что такое местоимение?
- Назовите разряды местоимений.
- Какие местоимения относятся к указательным, личным, определительным, отрицательным, возвратным, вопросительно-относительным, притяжательным?
- Все ли разряды местоимений представлены на доске?
II. Объяснение нового материала
1. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите местоимения. К какому разряду они относятся? Что, по-вашему, означает слово неопределенный?
Три черных собаки на чём-то сидели,
Три чёрных собаки на что-то глядели,
Три чёрных собаки увидели что-то
Три черных собаки вскочили с чего-то,
Три черных собаки к чему-то подкрались,
Три черных собаки за чем-то погнались,
Но кто-то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.
(А.Хургин)
2. Индивидуальное задание. Значение слова неопределенный по словарю С.И.Ожегова.
Неопределенный (словарь Ожегова: 1)точно не установленный; 2)не вполне отчетливый)
Рассмотрите рисунок и скажите, какому значению слова неопределенный он соответствует.
(слайд 8)
3. Итак, запишем тему нашего урока: "Неопределенные местоимения"
Цели:
- познакомиться с особенностями неопределенных местоимений;
- научиться определять признаки местоимений;
- научиться употреблять неопределенные местоимения в речи.
4. Работа с правилом. Учебник, стр. 162. Прочитайте теорию.
- На что указывают неопределенные местоимения? Приведите примеры.
* неопределенные предметы: кто-то, что-то
* неопределенные признаки: какие-то, какой-нибудь
* неопределенное количество: сколько-нибудь, несколько, некоторые
- Как образуются неопределенные местоимения? Приведите примеры. (Схема - слайд 15)
- Как пишутся местоимения с приставками -не, -кое?
- Как пишутся местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь?
Напоминалка: кое, либо, то, нибудь - черточку не позабудь!
- Как пишутся местоимения с предлогом? Приведите примеры.
- В чем особенность местоимений некто, нечто?
- Что такое неопределенные местоимения? (Вывод)
Неопределенные местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. Образуются от вопросительно-относительных при помощи приставок -кое, -не или суффиксов -то, -либо, -нибудь. Если есть предлог, то пишутся в три слова.
III. Лингвофизминутка
Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем.
(Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения. Если слитно - приседания, если через дефис - наклон вперед, если раздельно - руки вверх).
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа с текстом Ф.Кривина Прочитайте текст про себя. Чтение вслух по ролям.
Умные спорщики.
Собрались однажды местоимения и заспорили. Одно местоимение начало рассказывать.
- В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто. Встретил некто некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?
А второе местоимение говорит:
- Ну что это за рассказ? Вот я расскажу так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. Что у него осталось?
Третье местоимение посмеялось и говорит:
- Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никуда не шел, никого не встречал, ничего не находил, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.
- Эх вы, глупые спорщики, - сказало четвертое местоимение. - Что вы спорите? Ведь не о чем спорить да и не о ком. Значит, и говорить нечего.
Задание:
- Учащиеся 1-го ряда выписывают неопределенные местоимения из рассказа 1-го местоимения; 2-го ряда - из рассказа 2-го. Объяснить правописание местоимений.
- А местоимения какого разряда употребили третий и четвертый спорщик?
2. Работа в парах.
Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.
1. Поздно вечером (:) постучался к нам.
2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.
3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране.
4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.
5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.
Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.
3. Морфологический разбор местоимения кому-нибудь.
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
Упражнение 397 (1 часть, зад. 1, 2, морфол. разбор 1-го местоимения)
На "5" - составить вопросы по теоретическому материалу по теме "Местоимение" (письм.) или задания для игры "Четвертое лишнее"
Литература
1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336 с.
2. Газета "Русский язык" № 15/ 1998
3. Газета "Русский язык" № 22/ 1998
4. Журавлева Л.И. Русский язык в алгоритмах. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. - 128 с. (Практикум)
5. Журнал "Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР"