Цель урока:
1) обобщить и систематизировать теоретические знания о причастии;
2) закрепить навыки и умения в правописании причастий;
3) нетрадиционной формой урока стимулировать интерес семиклассников к предмету.
Ход урока
Председатель заседания (учитель):
- Уважаемые коллеги! Начинаем заседание учёного совета. Тема заседания – “Причастие”. Слово предоставляется первому докладчику.
I. Доклад № 1 (Член учёного совета – ученик).
Тема "Причастие как часть речи"
- Причастие. Значение причастий. (§ 9?)
- Действительные и страдательные причастия. (§ 14)
- Морфологические признаки причастий.
- Синтаксическая роль причастий.
II. Весь состав учёного совета выполняет письменную работу. (Текст у каждого ученика).
1. В тёмные ночи на ясном, безоблачном, звёздном небе вы можете заметить широкую слабосветящуюся полосу, которая как бы опоясывает весь небосвод.
2. Эта полоса несколько напоминает след от пролитого молока, и потому ещё в древности её называли Млечным Путём.
3. При наблюдении в современные телескопы Млечный Путь распадается на великое множество слабосветящихся звёздочек, которые для невооружённого глаза сливаются в сплошное сияние.
4. На небе звёзды выглядят маленькими мерцающими огоньками.
5. В действительности каждая звезда – это огромный самосветящийся раскалённый газовый шар, состоящий из водорода и гелия.
6. На всём небе невооружённый глаз в тёмную ночь видит не более шести тысяч звёзд.
(Из книги “Что такое? Кто такой?”)
Задание: Прочитать текст и выполнить тестовые задания. (Докладчик выполняет задание за доской).
Тесты.
А) Какое слово обозначает признак предмета по действию?
1) современные
2) безоблачном
3) сплошное
4) состоящий
Б) Укажите причастие:
1) звёздном
2) пролитого
3) тёмные
4) газовый
В) Укажите страдательное причастие:
1) состоящий
2) мерцающий
3) раскалённый
4) самосветящийся
Г) В предложениях 4–6 найдите действительное причастие настоящего времени в форме мн. ч., Т. п.
Д) В предложении 1,2 найдите причастие прошедшего времени в форме ед.ч., Р.п.
Е) Найдите в тексте формы одного причастия.
Ж) Найдите в 4-6 предложениях возвратное действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени,
З) Найдите предложение, соответствующее схеме: [ ___ - === , | | ].
И) Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения.
1. 2. 5. 6.
(проверка)
Ответы:
А) 4
Б) 2
В) 3
Г) мерцающими
Д) пролитого
Е) слабосветящуюся, слабосветящихся
Ж) самосветящийся
З) 5
И) 2
III. Доклад № 2. (Член учёного совета – ученик).
Тема "Образование причастий". (§16 - §19)
- Образование действительных причастий настоящего времени.
- Образование действительных причастий прошедшего времени.
- Образование страдательных причастий настоящего времени.
- Образование страдательных причастий прошедшего времени.
Весь состав учёного совета выполняет письменную работу: от глаголов образовать причастия настоящего времени и записать их в две колонки. (Докладчик выполняет работу за доской).
От глаголов: знать, верить, любить, увлекаться, сеять, скакать, дышать, таять, строиться, брезжить – образовать действ. прич. наст. вр.
От глаголов: изучать, уважать, видеть, слышать, ободрять, вносить – образовать страдат. прич. наст. вр.
От глаголов I спр. | От глаголов II спр. |
знающий | верящий |
увлекающийся | любящий |
сеющий | дышащий |
скачущий | строящийся |
тающий | брезжащий |
изучаемый | видимый |
уважаемый | слышимый |
ободряемый | вносимый |
(проверка)
Доклад № 3. (Член учёного совета – ученик).
Тема "Склонение причастий". (§11)
- Что такое склонение?
- Как у причастий определить падеж?
- Как проверить окончание причастий?
VI. Весь состав учёного совета выполняет письменную работу: причастия, заключённые в скобки, ставить в нужном роде, числе, падеже, выделить окончания причастий. (Докладчик выполняет задание за доской).
(Плескавшийся) море, (образующийся) глыба, в (застывший) воздухе, в (проснувшийся) лесу, к (пестреющий) цветам, (отцветшие) одуванчиков, над (бушующий) морем, (приютившийся) селение, над (зеленеющий) полянкой, у (вырубленные) рощи, (взъерошенные) воробьями, (поднимающиеся) облаком.
(проверка)
Доклад № 4. (Член учёного совета – ученик).
Тема "Полные и краткие причастия". (§15)
- Сходство полных и кратких причастий.
- Различие полных и кратких причастий:
- Морфологический разбор причастий. (§23)
а) морфологические признаки;
б) синтаксическая роль.
X. Весь состав учёного совета выполняет письменную работу: сравнить предложения.
Освежённые дождём цветы | Цветы освежены дождём |
нежно благоухают. | и нежно благоухают. |
Задания:
1) записать предложения;
2) сделать их синтаксический разбор;
3) выполнить морфологический разбор краткого причастия. (Докладчик выполняет работу за доской).
(проверка)
Доклад № 5. (Член учёного совета – ученик).
Тема "Правописание причастий".
- Не с причастиями. (§24)
- Одна и две Н в причастиях. (§21, 23)
- Гласные перед одной и двумя Н. (§20)
- Е, Ё после шипящих в суффиксах. (§25)
XII. Весь состав учёного совета выполняет письменную работу: раскрыть скобки, вставить пропущенные орфограммы. (Докладчик выполняет работу за доской).
(не)освещ..(н,нн)ая солнцем роса; (не)застёгнутый крючок; (не)сведё(н,нн)ые счёты; окута(н,нн)ые марлей люстры; пута(н,нн)ый ответ; завал..(н,нн)ый снегом сад; жаре(н,нн)ая в сметане рыба; усе..(н,нн)а пароходиками; обещ..(н,нн)ый отдых; сожж..нное письмо; застрел..(н,нн)ая птица; воплощ..нный замысел; освещ..(н,нн)ый зал; запрещ..(н,нн)ый приём.
(проверка)
XI. Доклад № 6. (Член учёного совета – ученик).
Тема "Причастный оборот". (§12)
- Определение причастного оборота.
- Определяемое и зависимое слова.
- Пунктуация при причастном обороте.
- Схема причастного оборота.
Весь состав учёного совета выполняет письменное задание: списать текст, расставляя знаки препинания и обозначая причастный оборот как член предложения. Текст на доске. (Докладчик работает за доской).
Когда идёшь лесом, невольно хватаешься за ветви прот..нув...ся к тропинке. Хорошо утопт..нная тропинка привела к живописному болоту образовавш..муся из лесной заплывшей речки. Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля распространяющего вокруг свой речной аромат. Зар..сли кудрявого ивняка сплотивш...ся по берегу болота сдерживали напор елового леса. Кое-где виднеются брошенные в яркую зелень чёрные зеркала воды.
Дополнительные задания: распространяющегося?, сплотившегося?, брошенные? протянувшиеся?
(проверка)
XIII. Итоги заседания учёного совета.
Спасибо, коллеги, за работу!!!
_______________________
1 Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – 28-е изд. – М.: Просвещение, 2006.