Деловая игра "Заседание ученого совета" (Обобщающее повторение причастия в 7-м классе)

Разделы: Русский язык


Цель урока:

1) обобщить и систематизировать теоретические знания о причастии;

2) закрепить навыки и умения в правописании причастий;

3) нетрадиционной формой урока стимулировать интерес семиклассников к предмету.

Ход урока

Председатель заседания (учитель):

- Уважаемые коллеги! Начинаем заседание учёного совета. Тема заседания – “Причастие”. Слово предоставляется первому докладчику.

I. Доклад № 1 (Член учёного совета – ученик).

Тема "Причастие как часть речи"

  1. Причастие. Значение причастий. (§ 9?)
  2. Действительные и страдательные причастия. (§ 14)
  3. Морфологические признаки причастий.
  4. Синтаксическая роль причастий.

II. Весь состав учёного совета выполняет письменную работу. (Текст у каждого ученика).

1. В тёмные ночи на ясном, безоблачном, звёздном небе вы можете заметить широкую слабосветящуюся полосу, которая как бы опоясывает весь небосвод.

2. Эта полоса несколько напоминает след от пролитого молока, и потому ещё в древности её называли Млечным Путём.

3. При наблюдении в современные телескопы Млечный Путь распадается на великое множество слабосветящихся звёздочек, которые для невооружённого глаза сливаются в сплошное сияние.

4. На небе звёзды выглядят маленькими мерцающими огоньками.

5. В действительности каждая звезда – это огромный самосветящийся раскалённый газовый шар, состоящий из водорода и гелия.

6. На всём небе невооружённый глаз в тёмную ночь видит не более шести тысяч звёзд.

(Из книги “Что такое? Кто такой?”)

Задание: Прочитать текст и выполнить тестовые задания. (Докладчик выполняет задание за доской).

Тесты.

А) Какое слово обозначает признак предмета по действию?

1) современные

2) безоблачном

3) сплошное

4) состоящий

Б) Укажите причастие:

1) звёздном

2) пролитого

3) тёмные

4) газовый

В) Укажите страдательное причастие:

1) состоящий

2) мерцающий

3) раскалённый

4) самосветящийся

Г) В предложениях 4–6 найдите действительное причастие настоящего времени в форме мн. ч., Т. п.

Д) В предложении 1,2 найдите причастие прошедшего времени в форме ед.ч., Р.п.

Е) Найдите в тексте формы одного причастия.

Ж) Найдите в 4-6 предложениях возвратное действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени,

З) Найдите предложение, соответствующее схеме: [ ___ - === , | | ].

И) Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения.

1. 2. 5. 6.

(проверка)

Ответы:

А) 4

Б) 2

В) 3

Г) мерцающими

Д) пролитого

Е) слабосветящуюся, слабосветящихся

Ж) самосветящийся

З) 5

И) 2

III. Доклад № 2. (Член учёного совета – ученик).

Тема "Образование причастий". (§16 - §19)

  1. Образование действительных причастий настоящего времени.
  2. Образование действительных причастий прошедшего времени.
  3. Образование страдательных причастий настоящего времени.
  4. Образование страдательных причастий прошедшего времени.

Весь состав учёного совета выполняет письменную работу: от глаголов образовать причастия настоящего времени и записать их в две колонки. (Докладчик выполняет работу за доской).

От глаголов: знать, верить, любить, увлекаться, сеять, скакать, дышать, таять, строиться, брезжить – образовать действ. прич. наст. вр.

От глаголов: изучать, уважать, видеть, слышать, ободрять, вносить – образовать страдат. прич. наст. вр.

От глаголов I спр. От глаголов II спр.
знающий верящий
увлекающийся любящий
сеющий дышащий
скачущий строящийся
тающий брезжащий
изучаемый видимый
уважаемый слышимый
ободряемый вносимый

(проверка)

Доклад № 3. (Член учёного совета – ученик).

Тема "Склонение причастий". (§11)

  1. Что такое склонение?
  2. Как у причастий определить падеж?
  3. Как проверить окончание причастий?

VI. Весь состав учёного совета выполняет письменную работу: причастия, заключённые в скобки, ставить в нужном роде, числе, падеже, выделить окончания причастий. (Докладчик выполняет задание за доской).

(Плескавшийся) море, (образующийся) глыба, в (застывший) воздухе, в (проснувшийся) лесу, к (пестреющий) цветам, (отцветшие) одуванчиков, над (бушующий) морем, (приютившийся) селение, над (зеленеющий) полянкой, у (вырубленные) рощи, (взъерошенные) воробьями, (поднимающиеся) облаком.

(проверка)

 Доклад № 4. (Член учёного совета – ученик).

Тема "Полные и краткие причастия". (§15)

  1. Сходство полных и кратких причастий.
  2. Различие полных и кратких причастий:
  3. а) морфологические признаки;
    б) синтаксическая роль.

  4. Морфологический разбор причастий. (§23)

 X. Весь состав учёного совета выполняет письменную работу: сравнить предложения.

Освежённые дождём цветы Цветы освежены дождём
нежно благоухают. и нежно благоухают.

Задания:

1) записать предложения;

2) сделать их синтаксический разбор;

3) выполнить морфологический разбор краткого причастия. (Докладчик выполняет работу за доской).

(проверка)

 Доклад № 5. (Член учёного совета – ученик).

Тема "Правописание причастий".

  1. Не с причастиями. (§24)
  2. Одна и две Н в причастиях. (§21, 23)
  3. Гласные перед одной и двумя Н. (§20)
  4. Е, Ё после шипящих в суффиксах. (§25)

XII. Весь состав учёного совета выполняет письменную работу: раскрыть скобки, вставить пропущенные орфограммы. (Докладчик выполняет работу за доской).

(не)освещ..(н,нн)ая солнцем роса; (не)застёгнутый крючок; (не)сведё(н,нн)ые счёты; окута(н,нн)ые марлей люстры; пута(н,нн)ый ответ; завал..(н,нн)ый снегом сад; жаре(н,нн)ая в сметане рыба; усе..(н,нн)а пароходиками; обещ..(н,нн)ый отдых; сожж..нное письмо; застрел..(н,нн)ая птица; воплощ..нный замысел; освещ..(н,нн)ый зал; запрещ..(н,нн)ый приём.

(проверка)

XI. Доклад № 6. (Член учёного совета – ученик).

Тема "Причастный оборот". (§12)

  1. Определение причастного оборота.
  2. Определяемое и зависимое слова.
  3. Пунктуация при причастном обороте.
  4. Схема причастного оборота.

Весь состав учёного совета выполняет письменное задание: списать текст, расставляя знаки препинания и обозначая причастный оборот как член предложения. Текст на доске. (Докладчик работает за доской).

Когда идёшь лесом, невольно хватаешься за ветви прот..нув...ся к тропинке. Хорошо утопт..нная тропинка привела к живописному болоту образовавш..муся из лесной заплывшей речки. Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля распространяющего вокруг свой речной аромат. Зар..сли кудрявого ивняка сплотивш...ся по берегу болота сдерживали напор елового леса. Кое-где виднеются брошенные в яркую зелень чёрные зеркала воды.

Дополнительные задания: распространяющегося?, сплотившегося?, брошенные? протянувшиеся?

(проверка)

XIII. Итоги заседания учёного совета.

Спасибо, коллеги, за работу!!!

_______________________

1 Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – 28-е изд. – М.: Просвещение, 2006.