Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.
Главная дидактическая цель - обобщить и систематизировать изученный материал в разделе "Имя прилагательное".
Обучающая цель - совершенствование умения морфологического разбора, формирование умения "видеть" прилагательные и определять их роль в тексте.
Развивающая цель - способствовать развитию умения сравнения, анализа, синтеза.
Воспитывающие цели:
- С помощью поэтических текстов вызвать у учащихся проявление эмоций, чувств.
- Укреплять навыки работы в паре.
Наглядность:
- презентация
- таблица, обобщающая и систематизирующая изученный материал по теме "Имя прилагательное";
- план морфологического разбора прилагательного, орфограммы прилагательных, карточки с надписями морфологических признаков, слайды с изображением блокадного Ленинграда (слайды 4-7), стенд "Никто не забыт, ничто не забыто" (Пискаревское мемориальное кладбище), слайд № 8.
Раздаточный материал: стихи О.Берггольц и Ю.Воронова (слайд № 3); листы, обобщающие теоретический материал по теме "Имя прилагательное" (слайд № 1), и листы контроля знаний, умений, навыков (слайд № 2).
ТСО: кодоскоп, мультимедиа проектор, ноутбук.
Оформление доски - на доске записаны задания для учащихся 1, 2 и 3 ряда.
Содержание урока
1 этап - согласование целей субъектов деятельности. Исходя из темы урока, учащиеся формулируют цели.
2 этап - повторение теоретического материала.
Дидактическая задача этапа - систематизировать теоретические знания о прилагательном, сопоставить первоначальные знания с приобретенными на уроках по данной теме..
Учитель: начнем работу с повторения теоретического материала. После вводных уроков по теме "Имя прилагательное" вы заполняли листы (слайд № 1), в которые записали все, что знали об этой части речи. Прочитайте, пожалуйста, какие сведения о прилагательном вам были известны на тот момент.
Опрос 1учащегося. Неполный ответ дополняется одноклассниками.
Учитель: сейчас попрошу вас воспроизвести на листах (слайд № 1) материал, с которым вы познакомились на уроках по теме "Имя прилагательное"; затем поменяться с партнером работами, прокомментировать ошибки и недочеты, допущенные им.
В это же время пара учащихся на магнитной доске делит морфологические признаки, указанные на карточках ( время, число, спряжение, род, степень сравнения, падеж, разряд, склонение) на характерные для прилагательных и нехарактерные.
Методы обучения на 2 этапе - репродуктивный и объяснительно-иллюстративный.
Приемы: обобщенная характеристика части речи, сопоставление первоначальных знаний с приобретенными.
Формы организации деятельности учащихся - фронтальная, в паре.
Оценка результатов - самопроверка и взаимопроверка. Учащиеся оценивают свои знания в индивидуальном листе контроля ЗУН в графе "Теория" (слайд № 2) / "отличное", "хорошее", "удовлетворительное", "неглубокое"/
Отвечающие ученики получают жетоны (на уроках действует накопительная система ответов).
3 этап урока - применение теоретического материала на практике.
Дидактическая задача: подвести учащихся к морфологическому разбору прилагательных как средству обобщения и систематизации изученного. Подготовка к самостоятельной работе.
Учитель: итак, мы повторили теоретический материал, предлагаю вам применить знания на практике.
Прием деятельности учащихся - работа со стихотворными текстами О.Берггольц и Ю.Воронова (слайд№3)
Метод - эвристический.
Форма учебной деятельности - работа в паре. Тексты дифференцированно распределены по рядам. Ученики читают стихотворения про себя, затем вслух, одновременно просматривая слайды № 4-7 с изображением блокадного Ленинграда, определяют тему, тип речи, роль прилагательных.
Учитель: какова общая тема текстов? Почему они расположены в такой последовательности? Сделайте вывод: какому событию посвящен наш урок (снятию блокады в Ленинграде 27 января 1944 года).
Далее ученики выполняют письменную работу. Задания также распределены по рядам, примеры взяты из текстов. Трое учащихся работают самостоятельно на доске.
Задание для учащихся 1 ряда: указать морфологические признаки качественного и относительного прилагательных: нарядный (он) и на детских (санках).
Задание для учащихся 2 ряда: определить синтаксическую роль прилагательных в предложениях.
1.
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных.
2. Он розоватый, праздничный, нарядный.
Устно определить: какую функцию выполняют прилагательные в 1 предложении.
Обратить внимание учащихся в целях пропедевтики на слова умерших и больных, перешедшие из одной части речи в другую.
Задание для учащихся 3 ряда: прокомментировать орфограммы прилагательных.
Блокадной туманной русско-немецкая велика огненной ненавистный
На работу отводится 10-15 минут.
Проверка отвечающих у доски производится со стороны учащихся и учителя. За работу у доски ученики выставляют отметку в лист индивидуального контроля. Одновременно учащиеся на местах производят самопроверку, записывают в тетради задания другого ряда. Совместная работа взаимооценивается в графе "Работа в паре или группе" (лист контроля): "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "не работал".
Подведение итога 2 и 3 этапов урока.
Учитель: давайте подведем итог проделанной работы.
Какие сведения о прилагательном мы с вами повторили? (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль).
Какой разбор вбирает в себя все признаки данной части речи? (Морфологический разбор).
Действительно, морфологический разбор служит средством обобщения и систематизации изученного по теме "Имя прилагательное". Давайте обратим внимание на порядок морфологического разбора данной части речи (работа с наглядным пособием).
И логическим завершением практической деятельности на уроке является самостоятельная работа. Вам предлагается морфологический разбор одного из прилагательных. Соизмерьте свои силы и выберите то прилагательное, с разбором которого вы справитесь.
В глухой (мгле)
трамвайных (линий)
велика (радость)
На работу отводится 10 минут.
Одному из учащихся предлагается выполнить разбор прилагательного 3-го уровня сложности на прозрачной пленке с целью его проверки посредством кодоскопа.
В лист контроля в графу "Самостоятельная работа" ученики вносят запись "справился" или "не справился".
4 этап. Дифференцированное домашнее задание.
Три уровня сложности:
1.Составить словарный диктант (15 слов) на тему "Блокадный Ленинград" из прилагательных с орфограммами данной части речи.
2.Составить 6-7 предложений на тему "Блокадный Ленинград".
3.Составить текст из 6-7 предложений на тему "Блокадный Ленинград".
Для всех учащихся: произвести морфологический разбор 1 прилагательного.
Комментирование домашнего задания.
5 этап. Подведение итога урока. Рефлексия.
Учитель: достигли мы целей, поставленных в начале урока? Обменяйтесь своими впечатлениями от урока. Кто желает их озвучить?
Какую бы оценку вы дали себе за работу? ("Отлично", "хорошо", "справился", "не весь материал усвоил" и т.д.)
/С помощью поднятия руки выявить уровень подготовленности учащихся/.
Если вам понравился материал, над которым вы работали, если вы чувствовали себя комфортно на уроке, прикрепите себе на ворот пиджака значок - солнце, символ радости, тепла и мира на Земле.