Урок-путешествие проводится в 6-м классе по программе "Школа-2100".
Он знакомит учащихся с лексическим богатством языка, демонстрирует богатые лексико-семантические возможности глаголов как части речи, показывает ученикам на примерах отрывков из художественного текста разнообразие оттенков значения глаголов и возможности их употребления, учащиеся сами пробуют создавать мини-тексты, употребляя глаголы разного значения.
Урок проводится в форме игры-путешествия, в групповой форме, что оживляет урок, делает его увлекательным, интересным.
Тема: Лексико-семантические группы глаголов
(демонстрируется на слайде №1)
Цель: (демонстрируется на слайде №2)
- Показать роль глаголов в языке и речи.
- Обогатить речь глаголами наиболее употребительных лексико - семантических групп (в частности движения, речи, чувства, звучания)
- Воспитание интереса к предмету, внимания к слову.
Урок можно провести, разделив класс на несколько групп - экипажей.
У каждого экипажа есть свой капитан, ведущий бортовой дневник, куда вносятся оценки членов экипажа за ответы. В конце урока учитель по этим журналам подводит итоги урока, оценивает активность работы экипажа на уроке. Чтобы усилить игровой момент урока, можно заранее изготовить карту путешествия,отметив на ней испытания, которые предстоит пройти в пути.
Наглядность и оборудование: компьютеры, мультимедиа, карточки
(Урок на диске разработан в программе PowerPoint )
Эпиграф к уроку:
Русский язык чрезвычайно богат,
гибок и живописен для выражения
простых естесственных понятий...
Вступительное слово учителя:
Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в страну Глаголию и поближе ознакомимся с глаголами, населяющими эту страну.
Вспомним, что вам известно о глаголах?
(Ребята вспоминают все, что им известно о глаголах, т.е. идет актуализация знаний по теме "Глагол")
Глагол как единица занимает очень важное место в языке. Русский язык чрызвычайно богат глаголами. Если большинство слов в языке составляют существительные, то второй по численности группой слов в языке являются глаголы.
(Маршруты путешествия демонстрируются на слайде №3)
Итак, наш I маршрут - Область глаголов движения. Чтобы попасть в эту область, нужно вспомнить как можно больше пословиц и поговорок, содержащих глаголы со значением движения. Например: "Не спеши языком - торопись делом", "Тише едешь - дальше будешь" и т. д. Нужно назвать как можно больше пословиц и пояснить их значение.
Белинский писал: "В русском языке иногда для выражения одного и того же действия существует до десяти и более глаголов одного значения, но разных видов" (слайд №5).
1) Ребята, на экране вы видите группу глаголов (слайд № 6). Давайте поближе познакомимся с ними. Выясним, что же объединило эти глаголы? (Означают движение) Чем же они отличаются друг от друга?
- Оттенками значения.
- Давайте попробуем определить их значения.
- Посмотрите, ребята, сколько глаголов обозначает движение. И все они имеют свой неповторяющийся оттенок значения! Следовательно , употребляя эти глаголы, надо выбрать наиболее подходящий по значению для данной ситуации, для данного случая глагол. И талант писателя, рассказчика в том, чтобы найти тот единственный, наиболее точный глагол. (Выбор этот зависит от стиля речи, текста, от индивидуальных особенностей говорящего, от того, какое движение хочет показать автор).
2) А сейчас, ребята, мы дружно встанем и поприветствуем глаголы движения. Они очень любят когда много движения. Ведь не зря говорят: "Движение - это жизнь". (Небольшая физкультминутка)
А теперь проведем стилистический эксперимент (слайд № 6). Вставим в текст глаголы движения и сравним с авторским текстом. (Ребята вставляют пропущенные глаголы на своих мониторах и проверяют по экрану мультимедиа).
Теперь, ребята, посмотрите, сколько глаголов вы употребили неточно. Оценим работы. (Самооценка и взаимопроверка).
3). Чтобы перейти к следующему маршруту, надо пройти еще одно испытание: каждый из вас образует от одного из глаголов движения все возможные глаголы с новыми значением, используя приставки.(Несколько человек зачитывают образованные глаголы, остальные могут дополнять.
Например: идти-уйти-зайти-выйти-прийти-войти-сойти-пройти и. т. д.)
II маршрут. Область глаголов чувств (слайд № 7). Чтобы попасть в нее, надо назвать как можно больше пословиц со значением чувства. Например "Кто кого обидит - тот того и ненавидит" и т. д. . Объяснение значения пословицы.
Рассмотрите, ребята, таблицу с глаголами чувств. Какие глаголы вы можете еще добавить? (на мониторах компьютеров)
Составьте небольшой текст на темы, данные вам на карточках, используя опорные глаголы чувств ( "На уроке русского языка", "Мой друг у доски", "Соревнования по баскетболу" и. т. д. ). Зачитывается по одной работе в каждой группе.
III маршрут. Область глаголов речи (слайд № 8). В эту область мы попадем, если вспомним пословицы с глаголами речи.
Например: "Меньше говори - больше делай",
Ребята, умение красиво говорить - это дар, и каждый человек должен к этому стремиться. Чем разнообразнее, богаче словарный запас, тем ярче речь человека, тем интереснее он сам. Речь - это зеркало, в котором отражается человек.
Ребята, в русском языке насчитывается более 100 глаголов со значением речи. Возьмите карточки с глаголами речи:
- Говорить
- Сказать
- Шепнуть
- Закричать
- Прибавить
- Сообщить
- Возразить
- Намекнуть
- Переспросить
- Поинтересоваться
Ребята, в каких текстах больше всего употребляются глаголы речи?
У вас карточки с диалогом и задания.
Выполним их:
- Выписать глаголы речи.
- Вставить глаголы речи.
- Как характеризуют человека подчеркнутые глаголы речи? Можем ли мы узнать характер человека по его речи?
IV маршрут: "Область глаголов звучания" (слайд № 9). Чтобы попасть в него, надо вспомнить как можно больше пословиц с глаголами звучания.
(Например: "Как аукнется, так и откликнется", "Пустой сосуд громче звенит" и т.д. Значения пословиц поясняются учениками)
Работа с учебником. Упр. 635 (Можно читать по экрану)
- Послушаем лесной концерт (слайд № 9)
- Прочитайте текст. Какие звуки вы услышали, читая текст? Запишем эти звуки словами (глаголами). Охарактеризовать текст. Как бы вы озаглавили этот текст?
- Что помогло писателю так образно, почти ощутимо на слух передать звуки?
Обобщающее слово учителя:
Чем лучше мы будем знать лексико-семантическое богатство языка, тем более точно будем в своей речи использовать слова и тем ярче, выразительнее будет наша речь
Высказывание К.Г. Паустовского (На экране мультимедиа слайд № 10).
Подведение итогов урока.
Оценка работы класса, командиры сдают дневники экипажей (там оценки ответов каждого члена экипажа)
- Кто в вашем экипаже работал хорошо?
(отметим наиболее активных учеников)
Домашнее задание: написать мини-сочинение, используя одну из лексико-семантических групп глаголов или сочинить небольшое стихотворение (слайд № 11).