Класс: 11
Цель:
- обобщить теоретические сведения о стилях и типах текстов в русском языке;
- совершенствовать навыки применения алгоритма - логической последовательности действий при определении стиля и типа текста;
- дать возможность учащимся самостоятельно работать с предложениями различного синтаксического строения;
- содействовать развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, находить орфограммы по определенному признаку;
- развивать умение работать выборочно;
- воспитывать бережное отношение к слову, прививать навыки вдумчивого чтения и умения аргументировано высказывать свою точку зрения;
- провести рефлексию познавательных действий школьников
Оборудование: учебник А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой "Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. - М.: Вербум-М, 2007", обобщающие таблицы к теме, схемы для проведения анализа предложения, карточки для индивидуальной работы, карточки для проведения рефлексии, материал для домашней работы
ПЛАН
- Организационный момент - 2 минуты.
- Опорное повторение теоретического материала - 8 минут.
- Проверка домашнего задания - 5 минут.
- Работа с текстом упражнения 510 - 10 минут.
- Самостоятельная работа с текстом упражнения 511 - 5 минут.
- Восстановление текста в упражнении 512 - 10 минут.
- Подведение итогов урока - 1 минута.
- Разбор домашнего задания - 3 минуты.
- Выставление оценок - 1 минута.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем работать по теме "Синтаксис и пунктуация. Стили речи и типы текстов". Систематизируя знания по этой теме, мы готовимся к качественному выполнению тестовых заданий, предлагаемых на Едином Государственном Экзамене.
Сообщение плана урока и посыл на рефлексию:
На ваших столах находится план, по которому мы будем сегодня заниматься. Это таблица, две колонки которой не заполнены. В конце урока вам предстоит определить, на каком этапе работы у вас возникли трудности и какие, чтобы ликвидировать их впоследствии.
2. Опорное повторение теоретического материала:
Для того чтобы практическая работа была продуктивной, необходимо повторить теоретический материал по теме. И сделаем мы это с помощью уже известного вам способа: перед вами - таблички с названиями стилей, систематизируйте их и расскажите, каким образом мы можем определить принадлежность текста к тому или иному стилю:
Первоначально разрозненные термины должны быть выстроены в схему:
Вспомним, что наряду со стилями речи, в русском языке есть и несколько типов текстов. Назовите основные: (Повествование, описание, рассуждение - в это время учитель крепит термины на доску). Сейчас я прочитаю определение, а вы должны решить, о каком типе текстов здесь говорится:
По мере прочтения определения тексты крепятся рядом с терминами и получается демонстрационная таблица:
повествование | это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности |
описание | это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков |
рассуждение | это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли |
3. Проверка домашнего задания:
Обратимся к текстам, которые вы создавали дома по заданию №3 упражнения 509. Итак, послушаем несколько созданных вами текстов. Слушающие же определяют, текст какого типа создан, и оценивают его достоинства и недостатки. (Прослушиваются 2-3 ученика и мнение об их работах).
Что же, ваши рассуждения о мужестве интересны. Наверняка, отношение к мужественности и интеллигентности у вас еще будет меняться с годами. Но, безусловно, будут люди, которые, несмотря ни на что, останутся для вас образцом мужественности. Для целого поколения 80-х годов XX столетия таким человеком был Глеб Жеглов - герой фильма "Место встречи изменить нельзя" знаменитого советского режиссера Станислава Говорухина (разговор о режиссере и киноленте у нас еще состоится на уроках МХК). Так вот. Для многих образ бескомпромиссного Жеглова отождествлен с исполнителем этой роли Владимиром Семеновичем Высоцким (юбилей которого недавно отмечала вся наша страна, и информацию о котором вы можете и сегодня видеть на наших стендах).
4. Работа с текстом упражнения 510.
Талантливый и многоплановый, Высоцкий оставил след не только в кино, театре, музыке. Обратимся к его стихотворению "Песня о друге" (упражнение 510, страница 381).
Прочитаем текст и подумаем, как связан он с нашим сегодняшним разговором о мужестве: (чтение текста одним из учащихся).
Итак, какова же основная мысль текста? (Сущность человека проявляется по-настоящему только в экстремальных условиях)
Докажите стилевую принадлежность данного текста. (Художественный стиль, так как воздействует с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей)
Какие средства использует поэт для создания образности, эмоциональной напряженности? (Синтаксический параллелизм: большинство предложений стоятся по схеме "придаточное условия - главная часть"; анафора - единоначалие нескольких предложений с союза ЕСЛИ; антонимы: друг - враг, плох - хорош; синонимы: не скулил, не ныл; хмур, зол; сравнение: шел как в бой; эпитет: стоял хмельной).
Я хочу обратить ваше внимание на такие строки:
И не друг и не враг
а так:
Если парень в горах -
не ах:
Оступился - в крик:
Как видите, в этих строчках явно недостает некоторых слов. Анализируя предложения, мы сказали бы, что они неполные. В стихосложении же это фигура речи, которая называется эллипсис. В стихотворении Высоцкого она создает эффект мудрого лаконизма, лирической взволнованности, разговорного просторечия, делая смысл текста доступным для понимания.
5. Работа с текстом упражнения 511.
Надеюсь, мудрые советы В.С. Высоцкого пригодятся вам в жизни.
Вообще, мудрость - понятие вне времени. Что вы думаете о мудрости? Когда человек может назвать себя мудрым?.. (2-3 ответа учащихся)
Обратимся к материалу упражнения 511. Сейчас вам предстоит в парах поработать с афоризмами из книги Л.Н. Толстого "Путь жизни": вы читаете афоризм, решаете, текст ли перед вами, называете средства связи в нем. На выполнение этого задания у вас 3 минуты:
Итак, первая пара - набор 1, вторая - 2 и т.д.
А теперь запишем предложения под номером 7: первое - для синтаксического разбора, второе - для анализа входящих в него словосочетаний.
*В это время несколько человек выполняют задания на повторение фонетики, морфемики, орфографии с последующей самопроверкой по контрольной карточке.
Карточка 1
Дата ___________ Фамилия, имя _______________
Подчеркните буквы, которые обозначают два звука. Затранскрибируйте слово, в котором происходит оглушение.
Ел, ёрш, юла, ярко, поел, мою, моё, съел, объём, судья, вьюн, ёж.
Контрольная карточка 1
Ел, ёрш, юла, ярко, поел, мою, моё, съел, объём, судья, вьюн, ёж.
[i, о/ ш].
Карточка 2
Дата ___________ Фамилия, имя _______________
Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая условия выбора орфограммы. Запишите словообразовательную цепочку слова БЕ_ЗВУЧНЫЙ.
И_давать непонятные звуки, во_становить текст, и_зябнуть на холоде, бе_звучный смех, ручей и_сох, ни_вергается водопад, от скуки ра_зевается, к бе_крайнему полю.
Контрольная карточка 2
Издавать непонятные звуки, восстановить текст, иззябнуть на холоде, беззвучный смех, ручей иссох, низвергается водопад, от скуки раззевается, к бескрайнему полю.
Беззвучный - звучный - звук.
Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении.
(Побудительное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным
[: указ.мест.], (союзное слово что :).;
- 1 часть - предложение побудительное, невосклицательное, односоставное, определенно-личное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
- 2 часть - предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное).
И в уединении обдумай то, что узнал из общения с людьми.
Назовите словосочетания, которые встречаются в этом предложении:
- обдумай то,
- обдумай в уединении,
- узнал из общения,
- общения с людьми.
Какой тип связи объединяет эти словосочетания? (Управление)
Приведите примеры словосочетаний с другими видами связи (согласование: хороший друг, смелый человек и т.п.; примыкание: бежал быстро, сменил четко и т.д.)
6. Восстановление текста по заданию упражнения 512.
Мы говорили уже о том, что не всякий набор предложений мы назовем тестом. Обратимся к материалу упражнения 512. Прочитаем его: Текст ли это?.. В какой последовательности должны идти предложения, чтобы получился текст? (2, 3, 1)
С помощью чего связаны предложения в данном тексте? (1 и 2 - союз А; 2 и 3 - союз И и наречие ПОТОМУ).
Прочитайте схему (на закрытой доске). Какому предложению она соответствует (предложение № 2)?..
7. Выводы. Подведение итогов урока.
Итак, пришло время подводить итоги. Я думаю, что сегодняшний урок стал еще одной ступенькой на пути к преодолению трудностей ЕГЭ. А о том, над чем еще следует поработать, я надеюсь узнать из ваших оценочных листов. У вас есть 3 минуты, чтобы отметить положительные моменты урока и наметить план дальнейшей работы:
8. Разбор домашнего задания.
Обратите внимание на задание на дом: это текст, который поставить логическую точку в наших с вами рассуждениях о мужестве, интеллигентности, надежности, терпимости друг к другу. Вы должны выполнить несколько заданий к тексту, чтобы закрепить умение определять стиль, тип текста, основную мысль его. Есть здесь и задание №6, по которому вам предстоит составить мини-тест для соседа - количество вопросов в нем обговаривается. Желаю успеха. Спасибо за урок, работу на котором : (фамилии учеников) я оцениваю так: : (оценки).
Текст для домашней работы
(1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы ее не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. (7) В жизни как раз не все совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак. (А. Гербер)
1. Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту?
а) Не место красит человека, а человек место.
б) Мал золотник, да дорог.
в) Не все золото, что блестит.
г) Муравей невелик, а горы сворачивает.
2. К какому стилю речи относится текст?
а) к публицистическому;
б) к научному;
в) к разговорному;
г) к официально-деловому.
3. Каков тип речи текста?
а) описание с элементами рассуждения;
б) рассуждение;
в) повествование с элементами описания;
г) описание.
4. Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах данного текста?
а) союз;
б) синонимы;
в) личное местоимение и лексический повтор;
г) союз и частица.
5. В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в последнем абзаце текста?
а) вводные слова, ряды однородных членов, антитеза;
б) метафора, антонимы, синонимы;
в) эпитеты, фразеологизм, антонимы;
г) разговорные выражения, эпитеты, гипербола.
6. Создайте мини-тест по материалам данного текста для соседа, включив задания по фонетике, лексике, морфемике, орфографии и морфологии.
Лист оценки урока
Дата _______________ Фамилия, имя ______________
№ п/п | План урока | Что узнал, вспомнил | Что не понял, что хотел бы уточнить |
1 | Опорное повторение теоретического материала о стилях речи и типах текстов | ||
2 | Проверка домашнего задания | ||
3 | Работа с текстом упражнения 510 | ||
4 | Работа в парах с текстом упражнения 511 | ||
5 | Восстановление текста по материалам упражнения 512 | ||
6 | Разбор домашнего задания | ||
7 | Оценка урока (содержательный, несодержательный; понравился, не понравился) |