Подготовка к творческой работе с предварительным анализом текста К.Г. Паустовского

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Подготовиться к творческой работе, проанализировав текст К.Г.Паустовского;
  2. Повторить теоретические понятия: типы и стили речи (художественный и публицистический), средства их выражения; тема и основная мысль текста;
  3. Развивать монологическую речь учащихся, навыки самостоятельной работы;
  4. Создать эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса учащихся к русскому языку.

Оборудование урока:

  1. Отпечатанные тексты на каждого учащегося;
  2. Портрет К.Г.Паустовского, его книга "Золотая роза";
  3. Оформленная доска.

Оформление доски

  • Тема урока: "Подготовка к творческой работе с предварительным анализом текста   К.Г.Паустовского"
  • С русским языком можно творить чудеса.
  • Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. (К.Г.Паустовский)

Словарная работа

  • Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое
  • Целомудрие - строгая нравственность, чистота
  • Червонное золото - золото высокой пробы, красноватого оттенка (словарь С.И.Ожегова)
  • Бирюза - драгоценный камень голубого или зеленоватого цвета (словарь С.И.Ожегова)

К.Г.Паустовский 1892-1968

Ход урока

I. Оргмомент. Постановка темы и цели урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами не совсем обычный урок: поработаем в роли внимательных, вдумчивых читателей. Ведь так важно, особенно сегодня, суметь не просто прочитать, а понять автора, раскрыть его замысел, а в конечном итоге - научиться самому красиво и грамотно излагать свои мысли. Итак, мы будем готовиться к написанию творческой работы. А поможет нам в этом текст известного писателя К.Г.Паустовского. Я надеюсь, что это будет плодотворная, интересная работа, которая приведет вас к созданию своего текста.

II. Оформление тетрадей (число, тема урока).

III. Слово о писателе.

Учитель. - К.Г.Паустовского справедливо называют "волшебником" слова. Его удивительная книга о Мещорском крае известна каждому! Пейзажные зарисовки автора покоряют своей скромностью и простотой. Разнообразен и неутомим Паустовский в описании полей и лесов, прудов и рек, восходов и закатов.

Небольшой отрывок, с которым мы будем знакомиться, взят из книги Паустовского "Золотая роза". В ней, как и в книге "Мещорская сторона", писатель обращается к мыслям о благотворном влиянии природы на человека, о красоте природы, способной исцелить человека от равнодушия, душевной черствости.

Но любовь к природе возникает у Паустовского нераздельно с любовью к родному слову.

"С русским языком можно творить чудеса, - говорил писатель.- Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом". Эти слова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку. Запишите их.

К.Г.Паустовский и сам творит со словом настоящие чудеса. Давайте убедимся в этом.

IV. Выразительное чтение текста (заранее подготовленный ученик читает отрывок)

Слово "заря" - одно из прекраснейших слов русского языка.

Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. "Развидняет", как говорят об этой поре суток в народе.

В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.

В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.

Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок - от червонного золота до бирюзы - и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.

Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

Северные белые ночи - летние ночи Ленинграда - это непрерывная вечерняя заря или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней.

Никто не сказал об этом с такой поразительной точностью, как Пушкин:

...И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Эти строки - не только вершины поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще все волшебство русской речи.

Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи.

Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ.

К.Паустовский. Золотая роза ("Алмазный язык")

Пауза.

V. Работа с текстом.

Учитель. - Какие мысли и чувства вызвал у вас прослушанный текст?

Ученики. - Текст вызывает светлые чувства, автор раскрывает то прекрасное, чем должен жить человек...

Восхищает живая, дышащая природа Паустовского...

Слово писателя проникнуто любовью к родному языку...

Удивляет красота и простота слова Паустовского...

Учитель. - Попробуйте записать свои мысли в тетради.

Ученики работают в тетрадях.

Учитель. - Как вы поняли текст? О чем он?

Ученики. - Этот текст о заре как одном из прекрасных слов русского языка...

Об утренней и вечерней заре, о красоте природы в это время суток...

О том, что А.С.Пушкин нашел самые точные слова, чтобы изобразить зарю как одно из прекрасных природных явлений.

Учитель. - Определите главную мысль текста. Вспомните: основная мысль может выражаться по-разному: непосредственно автором - в предложении, либо читатель должен сам прийти к осмыслению того, ради чего создано произведение.

Ученик. - Паустовский помогает читателю размышлять о красоте русского слова, о "богатстве и певучей силе нашего языка", о "необыкновенных качествах нашей речи". Основная мысль звучит и в последнем предложении: "Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ".

Учитель. - Как вы понимаете такие слова Паустовского?

Ученик. - Они пронизаны чувством гордости за свой язык.

Учитель. - Оформите в тетради свои выводы о теме и главной мысли текста.

Ученики оформляют записи в тетради.

Учитель. - Что же помогает Паустовскому выразить главную мысль текста? Обратим внимание на его структуру. К какому типу речи можно отнести данный текст?

Ученик. - Рассуждение с элементами описания.

Учитель. - Аргументируйте свой ответ.

Ученик. - Если вспомнить традиционную структуру текста - рассуждения, то она выглядит следующим образом:

1. Выдвигается тезис.

2. Приводятся доказательства.

3. Делается вывод.

Тезис - основное положение, которое доказывается в тексте.

В нашем тексте тезис звучит в первом предложении: "Слово "заря" - одно из прекрасных слов русского языка". Далее идет доказательство этой мысли. Паустовский делится своими впечатлениями об этом слове, писатель очень образно передает тончайшие оттенки звука, цвета в природе, наконец, обращается к строкам Пушкина, в которых он увидел истинного художника слова. Вывод звучит в конце текста (последнее предложение).

- Подумайте, с какой целью писатель включает в рассуждение описание зари?

Ученик. Во-первых, Паустовский доказывает, почему это слово является одним из прекрасных слов русского языка, во-вторых, мы начинаем понимать, что оно вызывает у автора много ярких ассоциаций (работаем со значением слова)

Учитель. - Какие ассоциации вызывает у писателя слово "заря"?

Ученики. - "Оно сродни тишине ночи - его даже нельзя прокричать.."

...В заре есть что-то девическое, целомудренное (работаем со значением слова)

...Созерцая природу, Паустовский понимает, что слово "заря" таит в себе много загадок. Ведь это не только утренняя заря, но и вечерняя, которую мы часто (!) принимаем за солнечный закат.

...Это слово вызывает в памяти Паустовского пушкинские строки, за которыми стоит богатство и сила нашего языка

Учитель. - Запишите в тетради вывод, к какому типу речи относится данный текст.

Ученики оформляют записи в тетради.

Учитель. - Читая текст Паустовского, чувствуешь красоту и гибкость русского слова. Ведь не случайно в своем произведении писатель говорит о том, что к каждому человеку приходит свое время открытий. Это происходит, когда мы заново открываем для себя смысл слова, которое недавно было еще далеким и непережитым. Оказывается, в каждом таком слове, по мнению Паустовского, заложена бездна живых образов. Почувствуем себя в роли исследователей. Обратившись к тексту художника слова, подумаем, чем интересно у него описание зари?

Ученики. - Паустовский мастерски использует средства художественной выразительности:

  • метафоры: пылает звезда, трава омыта росой, поют жалейки, горят звезды, заря дотлевает,
  • сравнения: воздух чист, как родниковая вода.

...Паустовский передает тончайшие оттенки цвета, многообразие звуков: чистая и слабая синева, меркнущее небо, червонное золото, бирюза; кричат коростели, бьют перепела, гудит выпь.

Словарная работа

Червонное золото - золото высокой пробы, красноватого оттенка (словарь С.И.Ожегова)

Бирюза - драгоценный камень голубого или зеленоватого цвета (словарь С.И.Ожегова)

Учитель. - Можно ли пейзаж Паустовского назвать лирическим? Какие слова подтверждают это?

Ученик. - Пейзаж Паустовского действительно можно назвать лирическим. Писатель испытывает необычайное волнение от красоты окружающего мира, и в нас Паустовский вызывает ответное чувство. Особенно эмоциональными являются слова "что-то девическое, целомудренное", "трава омыта росой", "пылает звезда" и др.

Учитель. - Каким стилем речи воспользовался писатель, описав утреннюю и вечернюю зарю?

Ученик. -Писатель описал зарю в художественном стиле речи.

Учитель. - С какой целью писатель вводит художественное описание природы?

Ученик. - Чтобы создать яркие зрительные образы, вызвать у читателя чувство радости, восхищения, наслаждения...

Учитель. - Зачитаем рассуждение писателя (три последние абзаца). Почему Паустовский обращается к строкам поэзии А.С.Пушкина? Ответьте на вопрос словами Паустовского.

(В них - все волшебство русской речи).

Учитель. - О каком "волшебстве" говорит писатель?

Ученик. - Говоря о "волшебстве русской речи", писатель, по-моему, имеет в виду богатство русского языка, его выразительность, необыкновенную легкость, точность.

Учитель. - Попробуем, опираясь на строки А.С.Пушкина, убедиться в справедливости слов Паустовского.

...И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Читаем и отмечаем:

1. В стихотворении Пушкина нет ничего лишнего - он краток и точен в выборе слова.

2. Покоряет образность, выразительность строк поэта (отмечаем олицетворения, метафору).

3. Простота, безыскусность слова.

Делаем вывод: в четырех строчках - целая картина, художественный образ!

Выводы записываем в тетради.

Учитель. - Так о чем же рассуждает Паустовский?

Ученики. - О необыкновенных качествах нашей речи... О силе русского слова...

О многообразии русского слова, ведь, по словам Паустовского, "нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом".

Учитель. - Можно ли утверждать, что кроме признаков художественного стиля, в тексте присутствую признаки другого стиля речи? Какого?

Ученик. - В тексте, помимо признаков художественного стиля речи, присутствуют особенности публицистического стиля речи.

Учитель. - Назовите признаки публицистического стиля речи.

Ученик. - Эмоциональность, призывность, воздействие на читателя.

Учитель. - Сделайте вывод о стилевой принадлежности текста (художественно-публицистический).

Учитель. - Запишите этот вывод в тетради.

VI. Итоги урока, домашнее задание.

Учитель. - Читая и анализируя текст К.Г.Паустовского, мы с вами пытались пройти нелегким путем вдумчивого читателя. Мы увидели, что в тексте важно все: слово, выразительные средства, структура текста, его стиль. Все это помогает создать законченный, композиционно стройный, интересный текст. Учитывая то, о чем мы сегодня говорили на уроке, напишите, в чем, по-вашему, заключается "волшебство" русской речи? (см. приложение №1, приложение №2)