Цель урока:
- отработать орфограмму,
- повторить знаки препинания в предложениях с однородными членами,
- продолжить работу над развитием речи, внимания и памяти.
Оборудование:
Презентация “Однородные члены предложения” http://cor.edu.27.ru/dlrstore/8/840d05ec-2b14-5ac9-b48c-ca3fadb72dd7/odnorodnie.ppt
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Словарная работа.
1). Повторение словарных слов. (Устно).
Сложное предложение, союзное, бессоюзное, сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, однородные члены предложения, безукоризненно, в совершенстве, цитата, советовать, желать, призывать, завещать напутствовать, премировать, пригласить, фонетический разбор, рецензия.
2). Ученика сдают слова на оценку устно.
3). Знакомство с новыми словами.
Инструмент, вокзал, футбол, экзамен, комментатор, комментарий.
-учитель проговаривает эти слова, а ученики должны представить эти слова написанными
А). большими белыми буквами на чёрной доске,
Б). большими чёрными буквами на белой доске.
3. Запись домашнего задания.
Параграф 43, сл. слова с 151-154, повторение слов. Слов с. 108-135.
4. Монологический ответ на лингвистическую тему. “Правописание ы- -и после Ц”.
Класс должен оценить ответ ученика по правилу “ 4 П ”.
ПРАВИЛЬНО
ПОЛНО
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО
С ПРИМЕРАМИ.
5. Работа с лексическим значением новых слов.
Для участия в конференции вам необходимо узнать лексические значения и правописание следующих слов. (Стимул).
Задачная формулировка.
Найдите в толковом словаре, этимологическом словаре, словаре иноязычных слов лексические значения следующих слов, запишите их.
- Вакцина
- Конституция
- Мобилизация
Модельный ответ.
- Вакцина - лекарство для прививок.
- Конституция - основной закон государства.
- Мобилизация – призыв на военную службу.
Источники информации.
- толковый словарь
- этимологический словарь
- словарь иноязычных слов
Шкала оценки.
- 1 балл – найдено и выписано лексические значения1 слова.
- 2 балла – найдены и выписаны лексические значения 2 слов.
- 3 балла – найдены и выписаны лексические значения всех слов.
Вывод: правописание и-ы после ц.
6. Графический диктант, т.к. необходимо знать морфемное строение слов.
- Составляем схему слов
- Составляем схему предложения с однородными членами (см. презентацию).
Мы знаем и помним историю нашей улицы.
Вдруг в ветвях промелькнули синицыны хвост и голова.
Мы не ходим на представления, когда циркачи отдыхают и репетируют.
7. Орфографическая разминка.
- И- наклон вперёд.
- Ы- подпрыгнуть.
Умницы, цилиндр, ресницы, птицы, лекция, циркач, синицы, репетиция.
Вывод: правописание и-ы после ц.
8. Выборочно-восстановительный диктант.
- Из текста выписать слова с орфограммой правописание и-ы после ц.
- По выписанным словам восстановить текст.
На берегу реки расположился цыганский табор.старый цыган повёл коней на водопой. Цыганята рассматривали коллекцию ружей и ели цитрусовые.
Вывод:
1. Правописание и-ы после ц.
2. Развитие памяти.
9. Тестовая работа по теме “ Правописание и-ы после ц”
1). Подчеркните ряд, в котором в каждом слове пишется буква и.
А). Ц..рковой, ц..ферблат, ц..кнуть.
Б).Ц..тата, дисц..плина, милиц..я.
2). Укажите слово (подчеркните), в котором допущена ошибка.
- Конституция
- На ципочках
- Нумерация
- Циклон
3). Напишите слово.
Призыв на военную службу_______________________________________
Номер, с которым выступают в цирке_______________________________
Лекарство для прививок__________________________________________
Основной закон государства_______________________________________
Ключ.
1). Б.
2). На ципочках.
3). Мобилизация, цирковой, конституция.
10. “Безошибочный” диктант.
- При первом чтении текста учителем ученики записывают только те слова, в правописании которых сомневаются.
- Устно объясняем каждое слово.
- Записываем текст диктанта.
- Сверка с записью текста на доске.
Предприятия нашего города выпускают разнообразную продукцию. В заводских цехах надо соблюдать дисциплину.
11. Творческий диктант.
- Заменить одним словом.
Точная выдержка из текста (цитата).
Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).
Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция).
Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).
Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).
12. Индивидуальная работа. (2 ученика).
- Вставить в слова пропущенные буквы, объяснить.
Ц..фры ц..ганёнок Ц..ферблат ц..клон Ц..ц полиц..я
Вывод: правописание и-ы после ц.
13. Подведение итогов урока.