Цели урока:
обучающая
- развивать творческие способности учащихся по созданию текста,
- учить их мыслить логически правильно, стройно, уметь составлять сложный план текста,
- знакомить детей с литературоведческими понятиями, уметь с ними работать,
- учить их пользоваться словарями (толковым, морфемно-орфографическим, этимологическим),
- совершенствовать навыки морфемного разбора, толкования лексического значения слова;
развивающая
- развивать эмоциональный мир детей,
- формировать эстетический вкус;
воспитательная
- воспитывать в детях чувство прекрасного,
- говорить учащимся о таких качествах, как доброта, милосердие, взаимопомощь, забота о ближнем.
Оборудование:
- мультимедийная установка, диск CD-RW с подготовленной заранее презентацией,
- выставка книг,
- живые цветы,
- на столе каждой из групп - рабочие материалы, памятки о работе в группе.
Ход урока
1.Организационный момент (Вступительное слово учителя).
<Открыт титульный лист презентации. На столах у детей вазы с цветами.>
Преподаватель читает наизусть отрывок из стихотворения Н.Рубцова.
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.За нами шум и пыльные хвосты -
Всё улеглось! Одно осталось ясно -
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Сегодня мы будем говорить об удивительных творениях природы, о цветах, ведь именно они дарят нам радость, приносят успокоение, умиротворение.
А тема нашего урока звучит так: "Подготовка к написанию сочинения "Мой любимый цветок"".
<Слайд с определением темы.>
2. Работа по подготовке к написанию сочинения.
Работать сегодня мы будем не в тетрадях, а на листочках, они лежат у вас на столах. Вы их обязательно рассмотрите, но чуть позже, а сейчас внимание на экран. (cм. Приложение 1)
<На фоне музыки "Вальс цветов" П.И. Чайковского идут слайды с иллюстрациями картин К.А.Коровина, В.Екимова, В.Г.Тихова.>
- Эти художники довольно часто включали цветы в свои натюрморты.
- Знакомы ли вы с этим понятием? Что оно обозначает?
- А теперь обратимся, к тем рабочим материалам, что лежат у вас на столах, впишем сам термин натюрморт напротив его определения.
<Слайд с определением понятия натюрморт.>
- Русский композитор П.И. Чайковский посвятил цветам вальс из балета "Щелкунчик". Его вы сейчас слышите. А называется он:..?
- А какую детскую сказку о волшебном цветке, исполняющем все желания, вы читали?
-Посмотрите отрывок из мультфильма "Цветик-семицветик" и скажите, почему Женя, потратив 6 лепестков на свои детские прихоти и забавы, вдруг решила помочь незнакомому мальчику? Что в конце концов поняла девочка?
<Видеофрагмент мультфильма "Цветик-семицветик"(по мотивам сказки В. Катаева).>
Любая творческая работа (сочинение, изложение) пишется в соответствии с планом. Первая её часть - вступление.
- Скажите, как вы думаете, можно ли во вступлении к вашему сочинению сказать о цветах в творчестве русских писателей, художников, композиторов?
- Как озаглавим этот пункт плана? Запишите этот вариант в ваши рабочие тетради.
<Слайд с текстом вступления.>
1. Вступление. Цветы в произведениях русских писателей, художников, композиторов.
- Теперь переходим к основной части сочинения. Её, как правило, называют так же , как звучит сама тема.
<Слайд с названием вступления и основной части.>
II. Основная часть.
Мой любимый цветок.
- Скажите, если вы уже выбрали тот или иной цветок, с чего вы начнёте его описание? (С внешнего вида).
- Вот этим мы сейчас и займёмся. (В рабочих тетрадях в центре листа дан контур цветка, в центре рисунка - его название, а на лепестках напишите слова или словосочетания, с помощью которых вы можете его нарисовать, имеется в виду словесное рисование.(Время выполнения задания - 1 минута. Работа выполняется по группам в учебных пособиях.)
-Слова, которые вы подобрали, красочные, яркие, интересные, выразительные. В литературе слова, с помощью которых даётся художественное определение предмета, называют эпитетами.
<Слайд с определением эпитетов.>
-Запишите этот термин в ваши рабочие тетради. Эпитеты вы обязательно будете использовать в своей работе. Не забывайте: стиль речи у вас - художественный.
- А сейчас давайте обратимся к отрывку из очень известной сказки
А. Сент-Экзюпери "Маленький принц".
<Слайд с фотографией розы.>
- Прочитайте этот текст по ролям и скажите, как относился Маленький принц к своей капризной подружке? Почему он так делал?
Никогда ещё не видел Маленький принц таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, ещё скрытая в стенах своей зелёной комнатки, всё готовилась, всё прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрёпанной, точно какой- нибудь мак .Она хотела показаться во всём блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка!
И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позёвывая:
- Ах, я насилу проснулась. Прошу извинить. Я ещё совсем растрёпанная.
Маленький принц мог сдержать восторга:
- Как вы прекрасны!
- Да, правда?- был тихий ответ.- И заметьте, я родилась вместе с солнцем.
Маленький принц ,конечно, догадался, что красавица не страдает избытком скромности, зато она была так прекрасна, что дух захватывало!
А она вскоре заметила:
- Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне.
Я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?
"Растение, а боится сквозняков, очень странно,- подумал Маленький принц. - Какой трудный характер у этого цветка".
- Какие глаголы использует Экзюпери, говоря о Розе? Подчеркните их.
<Слайд с фото из мультфильма "Одуванчик" и определением олицетворения>
-Этот литературный приём называется олицетворением (запишите в тетрадь), с его помощью автор говорит о неживом предмете как о живом существе.
- Выделите корни в глаголе одухотворять, подберите к нему однокоренные слова, объясните лексическое значение.
- Чтобы не ошибиться в разборе слова по составу, можно обратиться к морфемно- орфографическому словарю , разъяснение же лексического значения даётся в толковом словаре.
<Демонстрация словарей.>
- Мы вели разговор о том, что каждый цветок, помимо внешней привлекательности, обладает красотой внутренней, поэтому и изображают его часто как живое существо.
- Как назовём следующий пункт плана? (Запишите в тетрадь).
<Слайд с названием вступления, основной части и названием первого пункта основной части.>
1. Красота внешняя и внутренняя.
- А как вы думаете, легко ли приходится цветам в течение их яркой, но довольно короткой жизни?
- Сейчас я прочитаю отрывок из сказки А.Платонова "Неизвестный цветок", а вы , включив своё воображение, постарайтесь представить себе картину, которую, хотел нарисовать автор.
- Подумайте, чему учит сказка?
Однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и стало расти.
Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем ему было питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок всё жил и жил и рос помаленьку выше:.
Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и ещё собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.
А сейчас давайте попробуем сами на минуту превратиться в цветок.
<На фоне музыки "Времена года" П.И.Чайковского и слайдов разных времён года идёт игра. ( Дети изображают цветок зимой, весной, летом, осенью).>
- Отлично! Теперь вы почувствовали себя настоящим цветком, вошли в роль, проявили свои актёрские способности.
- Озаглавьте и запишите в тетрадь соответствующий пункт плана.
<Слайд с названием вступления, основной части и названиями первого и второго пунктов основной части.>
2. Из семени в цветок.
Мы с вами сегодня уже много говорили о том, что писатели часто представляли цветы в виде живых существ, которые так или иначе похожи на человека. Так вот я вам сейчас открою секрет: у цветов, как и у людей, существует свой язык.
И когда люди дарят друг другу цветы, они, подбирая букет, выражают таким образом свои чувства к тому, кого они поздравляют, и чтобы не попасть впросак, просто необходимо знать, как правильно составить букет, знать, что обозначает каждый цветок.
<На фоне слайдов с анютиными глазками, с гвоздиками разных цветов.>
Анютины глазки - воздушный поцелуй, веселье, развлечение. Их принято дарить в Валентинов день (День всех влюблённых).
Гвоздика (розовая) - "Я никогда не забуду тебя", символ материнской любви. В Америке розовые гвоздики дарят на День матери. (Когда у нас в стране празднуется День Матери?) 25 ноября, не забудьте поздравить своих мам.
Человек, который дарит гвоздики, хочет выразить Вам свою благодарность и заверить в том, что при любых обстоятельствах Вы можете рассчитывать на его помощь и поддержку.
Гвоздика (красная) - победа, успех, лидерство. Большим букетом красных гвоздик принято поздравлять людей авторитетных и уважаемых.
Гвоздика (белая) - пожелание удачи и успеха во всем. "Пусть все твои желания сбудутся". Если Вам в подарок преподнесли белые гвоздики, это говорит о том, что Вас считают очень обаятельным, светлым человеком.
- Интересно ведь, правда? Существует целая наука флористика, то есть искусство составления букетов. Запишите этот термин в свои рабочие тетради.
<Слайд букета и определение понятия флористика.>
- Обратите внимание и на нашу выставку, здесь представлены книги о цветах, об их лечебных свойствах, о том, как нужно за ними ухаживать.
3. Язык цветов.
- Озаглавьте и запишите в тетрадь соответствующий пункт плана.
<Слайд с названием вступления, основной части и названиями первого , второго и третьего пунктов основной части.>
- Всё это люди придумали давным- давно. Ведь существует не только язык цветов, но и цветочный гороскоп и цветочная символика , которые пришли к нам из народных преданий.Люди часто, сами того не подозревая, пользуются цветочной символикой, верят в приметы.
- Скажите, например, на каком цветке гадают девушки?
<Слайд с изображением ромашки.>
- Что при этом говорят?
<Слайд с изображением сирени.>
- Какой цветок ищут среди лепестков сирени? Зачем? Что с ним потом делают?
- О цветах сложено много мифов .Что такое "мифы"?
<Слайд с изображением тюльпана и определением мифов.>
Знаете ли вы какие-нибудь мифы о цветах? Я вас сейчас познакомлю с некоторыми из них.
- Тюльпан - символ счастья. Легенда гласит, что в золотистом плотно замкнутом бутоне этого цветка заключалось человеческое счастье, и что никто не мог добраться до него, хотя все пытались разными способами: кто - силой, кто - хитростью, кто - заклинаниями. И шли к этому цветку толпы... но все напрасно - счастье не давалось им в руки. Но вот однажды по лугу, где рос такой цветок, проходила одна бедная женщина, которая вела за руку своего маленького сына. Она потихоньку, потихоньку, с замиранием сердца приближалась к нему... как вдруг мальчик, увидя блестящий бутончик, с громким смехом, размахивая ручонками, бросился к цветку. И - о, чудо! - бутон раскрылся сам собой.
Что не в силах была сделать ни сила, ни заклинания, сделал веселый, беззаботный смех ребенка, потому что наше детство - единственная пора настоящего счастья.
4. Мифы и символы.
- Озаглавьте и запишите в тетрадь соответствующий пункт плана.
<Слайд с названием вступления, основной части и названиями первого, второго, третьего и четвёртого пунктов основной части.>
- Все эти истории очень поэтичны, красивы. Если они вас заинтересовали, можете сами поискать в книгах, в Интернете какую-либо дополнительную информацию по этому поводу.
- Да и стихотворений, посвящённых цветам, тоже немало. Но я специально ничего не читала вам на уроке, потому что хотела предложить куда более интересное творческое задание. Давайте сочиним стихотворение сами.
<Слайд с изображением букета.>
Это будет синквейн.
В переводе с французского "синквейн" - стихотворение, состоящее из 5 строк. Пишется синквейн по определенным правилам.
Давайте попробуем прочитать это стихотворение вслух, хором. Постарайтесь сделать это эмоционально, выразительно. А я буду вам помогать.
<Пример синквейна. (Слайд на доске).>
Лилия. Лилия. Тонкая и хрупкая.
Успокоит, порадует, утешит.
Свет и радость подарит.
Великолепие.
существительное 2 прилагательных
3 глагола
предложение
ассоциация
- Вам понравилось? Если да, то дома вы вполне можете попробовать свои силы и сами сочинить синквейн. Думаю: такое заключение очень даже уместным в вашей работе.
- Озаглавьте заключительную часть.
<Слайд с названием вступления, основной части, названиями первого, второго, третьего и четвёртого пунктов основной части ,заключения. Слайд с изображением сада.>
III. Заключение. Красота, заключённая в слове.
Итог.
- Хорошо быть цветком. Тебя фотографируют, посвящают тебе стихи и песни, пишут картины, бережно заботятся, ты в центре любого праздника. Хорошо:Если к тебе не тянутся жадные руки, чтобы сорвать, смять, выбросить или засунуть в тесную вазу, залить холодной водой и забыть на неделю на сквозняке или у жаркой батареи. Хорошо.
Посмотрите ещё раз на цветы. Помечтайте:Есть у моря прекрасный сад. В нём ароматы и туманы. Море шумит. Ему вторит жужжание пчёл и шмелей. Живыми лепестками вспархивают бабочки. И среди алых, белых, голубых, лиловых, жёлтых цветов есть один, твой, самый любимый. Говоря о нём, используйте слова: я бы подарил, я люблю, мне нравится:.
Теперь, я думаю, вы сможете написать сочинение "Мой любимый цветок".