Подготовка к ЕГЭ. Урок-практикум в 5-м классе "Разбор простого предложения"

Разделы: Русский язык


Цели:  

  1. Познакомить  учащихся   с   порядком   синтаксического  разбора простого    предложения.
  2. Учить характеризовать предложение по цели высказывания, интонации; путем выделения основы различать простые и сложные предложения, среди простых – одно- и двусоставные.
  3. Закрепить навык постановки запятой в простых предложениях, осложненных однородными членами или обращением.
  4. Учить строить схемы предложений и составлять предложения по данным схемам.
  5. Воспитывать любовь к Родине, к родной природе на примере высокохудожественных  текстов,   в  том  числе   и  стихотворений А.С.Пушкина.

Оформление:

  • портрет А.С.Пушкина,
  • стихотворные строки А.С.Пушкина, записанные на доске,
  • стилизация  осени,
  • кроссворд, составленный из слов Толкового словаря для 5 класса,
  • тест «Разбор простого предложения» (Приложение 1),
  • алгоритм «Разбор простого предложения» (Рисунок 1).

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Лингвистический анализ текста.

Ребята, какое сейчас время года? Да, не просто осень, а поздняя осень. Вот как об этом писал замечательный русский поэт А.С. Пушкин:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.

  • Что вы видите за несколькими строками поэта?
  • Подберите синонимы к словам бранить, блистать
  • Почему А.С. Пушкин называет красоту осени тихой?
  • Как называется такое средство художественной выразительности?
  • А какие стихотворные строчки об осени знаете вы?

3. Словарная работа (кроссворд).

А теперь, ребята, давайте поиграем. Я предлагаю вам небольшой кроссворд (Приложение 2), отгадав который, вы узнаете тему нашего урока. Слова расположены по вертикали, сверху вниз, а ключевое слово - по горизонтали. Итак,

  1. Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена)
  2. Плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах, заливах (бакен)
  3. Жилище птицы (гнездо)
  4. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника (айсберг)
  5. Профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей)
  6. Русская мера длины, равная 75 см (аршин)

Итак, ребята, мы с вами определили ключевое слово, чем будем заниматься сегодня на уроке, это разбор.

Запишите, пожалуйста, тему урока: «Разбор простого предложения».

А что, ребята, нужно знать, чтобы уметь производить разбор предложения?

  • Вот давайте вместе этот порядок разбора и составим.
  • Запишите, пожалуйста, первую строку стихотворения А.С.Пушкина.
  • Как называется эта синтаксическая единица языка? (предложение)
  • Что такое предложение? правило

Ребята, у вас на партах лежат тесты (Приложение 1). Выполните задание№1.

  • Итак, главная отличительная черта любого предложения - это смысловая завершенность. В зависимости от этого, т.е. от цели высказывания, предложения делятся на ...
  • Какими бывают предложения по интонации?

Выполните, ребята, задание №2.

  • Дайте характеристику нашему предложению (повествовательное, восклицательное)
  • Что составляет грамматическую основу предложения? (подлежащее, сказуемое)

Выполните задание №3.

  • Выделите грамматическую основу в нашем предложении.
  • Чем отличается простое предложение от сложного предложения?

Выполните задание №4.

  • Тогда данное предложение является … (односоставным)
  • Как   называется   предложение, состоящее   только   из   грамматической основы?  (нераспространенным)
  • Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, такие предложения называются?  (распространенными)

Выполните задание №5.

  • Тогда   данное   предложение   по   наличию   второстепенных   членов?  (распространенное)
  • Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

4. Схематический диктант.

Учитель диктует предложения, а учащиеся записывают только их схемы (1 ученик у доски):

  1. Улетают журавли.
  2. Низкие осенние облака заволакивают небо.
  3. С неба свет лился прямыми потоками.
  4. Вершины леса казались выпуклыми.
  • Дайте характеристику второстепенным членам данного предложения.
  • Чем может быть осложнено простое предложение?
  • Назовите признаки однородности членов предложения.
  • Какие члены предложения могут быть однородными?

Выполните задание №6.

  • При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Расскажите о знаках препинания в таких предложениях.

Выполните задание №7.

  • Что такое обращение? Назовите опознавательный признак обращения (звательная интонация).

Выполните задание №8.

  • Перечитайте еще раз стихотворные строки А.С.Пушкина. Скажите, есть ли здесь однородные члены предложения? Обращение?

Заключение: ну вот, ребята, мы с вами и составили порядок разбора простого предложения, а заодно повторили весь пройденный материал. А итоговой станет работа с текстом, задание №9.

Дома:  

  1. Выучить порядок синтаксического разбора предложения.
  2. Из художественных произведений выписать 5 простых предложений и произвести их синтаксический разбор.
  3. Придумать лингвистическую сказку, почему члены предложения так называются.