Цели:
- повторить основные лексические понятия;
- закрепить навыки работы со словарём;
- привить навыки исследовательской работы по выявлению лексического и этимологического значений слов;
- провести работу по обогащению словарного запаса учащихся.
Оборудование
- Толковый словарь – 1 экземпляр на 4 уч-ся
- Этимологический словарь – 1 экземпляр на 4 уч-ся
- Словарь иностранных слов – 1 экземпляр на 4 уч-ся
- Словарь синонимов – 1 экземпляр на 4 уч-ся
- Текст стихотворения А.С.Пушкина “ Зимнее утро” - экземпляр для каждого учащегося
Ход урока
I. Устный опрос. Повторение теоретических понятий из раздела “Лексика. Культура речи”.
- Что изучает раздел “Лексика”?
- Что называют лексическим значением?
- Какие слова называют однозначными, какие – многозначными? Приведите примеры.
- Какое значение слова называют переносным? Приведите примеры.
- Что такое синонимы? Примеры.
- Что такое антонимы? Примеры.
- Что такое омонимы? Примеры.
- Назовите лексические средства выразительности. Для чего их используют авторы художественных произведений? Приведите примеры.
II.
Слово учителя о задаче урока – провести исследовательскую работу по изучению лексики стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”.
Чтение стихотворения “Зимнее утро”.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела, –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня.
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
<1829>
Беседа с классом.
- О чём идёт речь в стихотворении?
- Какие картины вы видите, когда читаете стихотворение?
- Автор приглашает на прогулку по сверкающему зимнему снегу. Чему он противопоставляет прогулку?
- Можно ли утверждать, что Пушкин создаёт живопись словами? Обоснуйте свою точку зрения.
Письменная исследовательская работа.
Задание №1.
Какие глаголы в данном стихотворении содержат побуждение к действию? Выпишите их.
(Проснись, открой, явись)
Задание №2.
Определите с помощью словаря иностранных слов значение выражения “северной Авроры”.
(Аврора – 1. В древнеримской мифологии – богиня утренней зари; 2. в поэзии – утренняя заря.)
Задание №3.
Определите с помощью толкового словаря значение слов “сомкнуты”, “нега”, “взор”, “вечор”, “лежанка”, “нынче”, “предадимся”. Если слова многозначные, укажите, в каком значении использует Пушкин указанные слова в своём стихотворении.
(Сомкнуты – сомкнутые – сомкнуть – 1. соединить вплотную, сделать сплошным, целым; 2. о глазах: закрыть (устаревш).
Нега – (устаревш) – 1.полное довольство; 2. блаженство, приятное состояние.
Взор – то же, что взгляд.
Вечор – (простореч.) - вчера вечером.
Лежанка – длинный выступ у печки для лежания.
Нынче – (разговорн.) – 1. то же, что сегодня; 2. то же, что теперь.
Предадимся – предаваться – предаться – 1. отдаться в чью-нибудь власть, довериться, перейти на чью-нибудь сторону (устаревш); 2. целиком отдаться чему-нибудь).
Задание №4.
С помощью этимологического словаря выясните происхождение слов “взор”, “луна” и “бурый”.
(Взор – древнерусское образование от възьръти – “смотреть”. Первоначальное значение “глаз” изменилось впоследствии на “взгляд”.
Луна – название этого спутника Земли является общеславянским словом индоевропейской природы. Восходит к той основе, что и “луч”, “лоск”. Буквально – “белая, блестящая”.
Бурый – заимствование из тюркских языков, где “бур” имеет значение “рыже-красный” и восходит (через персидский) к индоевропейскому bher – “светло-коричневый”)
Задание №5.
“А нынче…погляди в окно…” Запишите синонимы слова “погляди”.
Почему, по вашему мнению, А.С.Пушкин использует именно этот глагол в своём стихотворении, а не синонимичный “посмотри”?
Задание №6.
Какие глаголы в данном стихотворении передают значение цвета?
(Луна “желтела”, лес “чернеет”, ель “зеленеет”)
Задание №7.
Выпишите эпитеты. Какую роль они играют в данном стихотворении?
(“На мутном небе”, “тучи мрачные”, “прозрачный лес”, “янтарный блеск” огня…
Создают зрительные образы)
Задание №8.
Найдите в тексте однокоренные слова.
Почему автор располагает их рядом, не заменяет синонимичными?
(“Навстречу северной Авроры, звездою севера явись”, “…и речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском озарена…”; “Весёлым треском трещит затопленная печь”.
Звукопись. Создаёт “звуковые картины”).
Задание №9.
Выпишите метафоры. Укажите, какова их роль в стихотворении А.С.Пушкина.
(“вьюга злилась”, “мгла носилась”…
Природа оживает. Контраст: движение за окном и образ печальной, сидящей без движений у окна лирической героини).
Задание №10.
Какое слово А.С.Пушкин написал с ошибкой? Почему он намеренно исказил написание этого слова? Как оно пишется по правилу? Каково лексическое значение этого слова?
(“Запречь” - “запрячь”.
Запрячь – упряжью соединить с повозкой для тяги)
Итоговая беседа.
- Значение каких слов вы сегодня узнали в результате исследовательской работы?
- Какие словари оказались необходимыми?
- Почему литературоведы считают, что для понимания идеи художественного произведения, например стихотворения, важно изучить лексический строй произведения? Согласны ли вы с такой точкой зрения?
- Какова идея стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”?
Домашнее задание.
Напишите сочинение-миниатюру на тему “Краски осени”.