Урок-исследование по теме "Лексика. Обобщение изученного", 5-й класс, русский язык

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • повторить основные лексические понятия;
  • закрепить навыки работы со словарём;
  • привить навыки исследовательской работы по выявлению лексического и этимологического значений слов;
  • провести работу по обогащению словарного запаса учащихся.

Оборудование

  • Толковый словарь – 1 экземпляр на 4 уч-ся
  • Этимологический словарь – 1 экземпляр на 4 уч-ся
  • Словарь иностранных слов – 1 экземпляр на 4 уч-ся
  • Словарь синонимов – 1 экземпляр на 4 уч-ся
  • Текст стихотворения А.С.Пушкина “ Зимнее утро” - экземпляр для каждого учащегося

Ход урока

I. Устный опрос. Повторение теоретических понятий из раздела “Лексика. Культура речи”.

- Что изучает раздел “Лексика”?

- Что называют лексическим значением?

- Какие слова называют однозначными, какие – многозначными? Приведите примеры.

- Какое значение слова называют переносным? Приведите примеры.

- Что такое синонимы? Примеры.

- Что такое антонимы? Примеры.

- Что такое омонимы? Примеры.

- Назовите лексические средства выразительности. Для чего их используют авторы художественных произведений? Приведите примеры.

II.

Слово учителя о задаче урока – провести исследовательскую работу по изучению лексики стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

Чтение стихотворения “Зимнее утро”.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела, –
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня.
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
<1829>

Беседа с классом.

- О чём идёт речь в стихотворении?

- Какие картины вы видите, когда читаете стихотворение?

- Автор приглашает на прогулку по сверкающему зимнему снегу. Чему он противопоставляет прогулку?

- Можно ли утверждать, что Пушкин создаёт живопись словами? Обоснуйте свою точку зрения.

Письменная исследовательская работа.

Задание №1.

Какие глаголы в данном стихотворении содержат побуждение к действию? Выпишите их.

(Проснись, открой, явись)

Задание №2.

Определите с помощью словаря иностранных слов значение выражения “северной Авроры”.

(Аврора – 1. В древнеримской мифологии – богиня утренней зари; 2. в поэзии – утренняя заря.)

Задание №3.

Определите с помощью толкового словаря значение слов “сомкнуты”, “нега”, “взор”, “вечор”, “лежанка”, “нынче”, “предадимся”. Если слова многозначные, укажите, в каком значении использует Пушкин указанные слова в своём стихотворении.

(Сомкнуты – сомкнутые – сомкнуть – 1. соединить вплотную, сделать сплошным, целым; 2. о глазах: закрыть (устаревш).

Нега – (устаревш) – 1.полное довольство; 2. блаженство, приятное состояние.

Взор – то же, что взгляд.

Вечор – (простореч.) - вчера вечером.

Лежанка – длинный выступ у печки для лежания.

Нынче – (разговорн.) – 1. то же, что сегодня; 2. то же, что теперь.

Предадимся – предаваться – предаться – 1. отдаться в чью-нибудь власть, довериться, перейти на чью-нибудь сторону (устаревш); 2. целиком отдаться чему-нибудь).

Задание №4.

С помощью этимологического словаря выясните происхождение слов “взор”, “луна” и “бурый”.

(Взор – древнерусское образование от възьръти – “смотреть”. Первоначальное значение “глаз” изменилось впоследствии на “взгляд”.

Луна – название этого спутника Земли является общеславянским словом индоевропейской природы. Восходит к той основе, что и “луч”, “лоск”. Буквально – “белая, блестящая”.

Бурый – заимствование из тюркских языков, где “бур” имеет значение “рыже-красный” и восходит (через персидский) к индоевропейскому bher – “светло-коричневый”)

Задание №5.

“А нынче…погляди в окно…” Запишите синонимы слова “погляди”.

Почему, по вашему мнению, А.С.Пушкин использует именно этот глагол в своём стихотворении, а не синонимичный “посмотри”?

Задание №6.

Какие глаголы в данном стихотворении передают значение цвета?

(Луна “желтела”, лес “чернеет”, ель “зеленеет”)

Задание №7.

Выпишите эпитеты. Какую роль они играют в данном стихотворении?

(“На мутном небе”, “тучи мрачные”, “прозрачный лес”, “янтарный блеск” огня…

Создают зрительные образы)

Задание №8.

Найдите в тексте однокоренные слова.

Почему автор располагает их рядом, не заменяет синонимичными?

(“Навстречу северной Авроры, звездою севера явись”, “…и речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском озарена…”; “Весёлым треском трещит затопленная печь”.

Звукопись. Создаёт “звуковые картины”).

Задание №9.

Выпишите метафоры. Укажите, какова их роль в стихотворении А.С.Пушкина.

(“вьюга злилась”, “мгла носилась”…

Природа оживает. Контраст: движение за окном и образ печальной, сидящей без движений у окна лирической героини).

Задание №10.

Какое слово А.С.Пушкин написал с ошибкой? Почему он намеренно исказил написание этого слова? Как оно пишется по правилу? Каково лексическое значение этого слова?

(“Запречь” - “запрячь”.

Запрячь – упряжью соединить с повозкой для тяги)

Итоговая беседа.

- Значение каких слов вы сегодня узнали в результате исследовательской работы?

- Какие словари оказались необходимыми?

- Почему литературоведы считают, что для понимания идеи художественного произведения, например стихотворения, важно изучить лексический строй произведения? Согласны ли вы с такой точкой зрения?

- Какова идея стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”?

Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру на тему “Краски осени”.