Цели урока:
- познакомить учащихся с лексическими понятиями: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
- научить учащихся различать данные понятия;
- расширять лексический запас обучающихся
Форма работы - групповая (4 группы)
Ход урока
(при объяснении темы используются различного рода знаки)
1. Знаки-явления
Совсем недавно вы познакомились с замечательной страной Древней Грецией. И сегодня я предлагаю вам вспомнить, что вы знаете об этой стране (задача учащихся - одним словом охарактеризовать Древнюю Грецию).
Все, что вы сейчас называли, с точки зрения русского языка является :? (слово)
Сегодняшний урок мы не зря начали с воспоминаний о Древней Греции, так как тема урока напрямую связана и со словом и с данной страной. А звучит она не совсем привычно для нас: ONYMA (имя). (на доске появляется карточка с данным понятием).
Мы познакомимся с четырьмя именами, очень важными в русском языке. А познакомиться нам помогут предметы (на столе лежит 8 предметов: лук-овощ, лук-оружие, конфета, конфетти, белый шар, черный шар, 10 рублей монетой и 10 бумажных рублей) и древнегреческая легенда.
На севере области, которая впоследствии стала называться Беотией, у подножия горы Аконтия, находился один из самых древних городов Греции Орхомен. Обитателями этих мест были, как это ни странно, простые бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, по-разному смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что и язык их был различен. Не все понимали друг друга. В общем, счастья у них не было. Словно тени они слонялись по греческому городу, одинокие и несчастные.
Но однажды по городу прошел слух, что словам решил помочь мудрый Хирон, который обладал способностью осмысливать сокровенные знания животного и растительного миров. Познакомившись со всеми словами, Хирон разбил их на пары.
1 пара: 10 рублей монетой и бумажные 10 рублей.
- как вы думаете, по какому признаку Хирон определил эти два предмета в пару?
Вывод: два знака одной знаковой системы называются синонимами, если их содержание полностью или почти полностью совпадает (на доске появляется табличка: SYN - с)
2 пара: лук (овощ и оружие)
- а эти два предмета по какому признаку стали друзьями?
Вывод: Два знака одной знаковой системы называются омонимами, если их содержание различается, а название полностью совпадает (на доске появляется табличка: homos - одинаковый)
3 пара: конфета и конфетти
- а почему эти два предмета Хирон определил в пару?
Вывод: Два знака одной знаковой системы называются паронимами, если их содержание различается, а название близки по звучанию (на доске появляется табличка: para - возле, около)
4 пара: черный и белый шар
- и, наконец, почему подружились эти два предмета?
Вывод: Два знака одной знаковой системы называются антонимами, если они противоположны по значению (на доске появляется табличка: anti - против)
(Далее учитель вешаются карточки: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы)
Вот так с помощью Хирона мы познакомились с 4 очень важными в русском языке именами.
2. Знаки-предметы
А теперь я вновь предлагаю вам отправиться в Древнюю Грецию, но уже вспомнить знаменитых аргонавтов, которые передвигались в поисках золотого руна на корабле, который выносил удары волн сурового Понта (появляется корабль).
Если мы с вами внимательно посмотрим на этот знаменитый корабль, за постройкой которого наблюдала сама Афина, то увидим, что он напрямую связан с нашей темой.
Самая важная часть корабля, без которой его не было бы, - борт - это синонимы, без которых наш язык был бы бедный и невыразительный. Ведь именно синонимы делают нашу речь выразительной и гибкой.
Вот как оживляют синонимы стиль в сказке: Царь затосковал: Сел на мягкую траву и пригорюнился: Закручинился Иван-царевич, запечалился:
Следующая важная часть корабля - мачта - это антонимы. Без мачты к кораблю невозможно было бы прикрепить паруса, так же как без антонимов, например, была бы невозможна поэтическая речь или фольклор:
П.П.Ершов: ":не на небе - на земле жил старик в одном селе:"
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Конечно же, на корабле важную роль играют паруса. Однако все зависит от погоды. Иногда паруса мешают движению корабля. Как ни странно, омонимы в языке ведут себя примерно также: с одной стороны, они обогащают язык, с другой, это помеха в общении: когда неясно, в каком смысле употреблено слово или форма слова, общение затрудняется.
Он же ребенок! (Можно произнести: Он жеребенок!)
Тише же, ребята! (Можно произнести: Тише, жеребята!)
Ел старик хлеб с ухой, откуда же под столом рыбьи кости? (Можно произнести: Хлеб сухой.)
Ну и какой же корабль без команды? Однако мы знаем много примеров, когда в команде появляется предатель или происходит разлад, что мешает достижению общей цели. В этом случае команду можно сравнить с паронимами, так как многие из них очень опасны, можно даже сказать коварны, поскольку похожи внешне, по звучанию, а нередко и по смыслу, поэтому являются помехой для говорящих.
Его личность мне знакома: я вспомнил эту родинку на щеке.
В конце вечера трибуну представили гостям.
3. Знаки-вещи
Наш корабль готов к плаванию, тщательно осмолен. Однако перед отплытием моряки забыли вылить вино в жертву богам, чтобы усмирить ветер и волны. Поэтому, когда разыгрался шторм, боги не пришли на помощь нашим героям, и корабль потерпел крушение. К сожалению, больше ничего мы о них не слышали и не услышали бы, если бы : (учитель достает бутылку с письмом и предлагает кому-то из учащихся достать письмо и прочитать)
Текст письма:
Мы, команда путешественников из Древней Греции, три дня назад потерпели крушение и оказались на небольшом острове с горбатой, покрытой лесом горой. У подножия горы живет 4 племени со странными названиями: синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Живут эти племена довольно дружно, но нам с ними никак не удается договориться. Они сказали, что отпустят нас только при одном условии: мы должны выполнить их задания и разгадать загадки. Но эти задания будто написаны на другом языке. Мы просим вас, тех, кто найдет наше письмо, помогите нам! Мы очень хотим вернуться домой!
4. Знаки-события
Учитель прелагает учащимся помочь путешественникам добраться до родной земли. Задания по группам.
Группа 1
1. Потренируйтесь в использовании синонимов и замените повторяющиеся слова в тексте:
Встретился мне один молодой писатель.
- Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? - сказал он.
- Конечно, - сказал я.
- Ну как, нравится? - сказал он, кончив чтение.
- Я скажу тебе правду, - сказал я.
- Скажи, - сказал он.
- Во-первых, у тебя на каждой строчке "сказал я" да "сказал он", - сказал я ему.
- Сейчас можно говорить "сказал я" и "сказал он", - сказал он.
- Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.
- Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он.
- Чем такое говорить, лучше вообще ничего не говорить, - сказал я.
- Ну что сказать о человеке с таким вкусом? - сказал он.
- Я сказал, что думал, - сказа я.
- Правду сказали мне, что ты кретин, - сказал он.
- Повтори, что ты сказал? - сказал я.
- Что сказал, то и сказал, - сказал он.
- Еще слово скажешь? - сказал я.
- Скажу еще больше, - сказал он.
- Ну что такому скажешь! - сказал я сам себе, - с ним бесполезно говорить: он все равно скажет, что все сказанное им бесспорно.
2. Отгадайте загадки с использованием омонимов:
В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.Первая в норке иль в щелке живет,
Кот ее выхода радостно ждет.
Дружит вторая с компьютером нашим,
Держат в руке ее Кати и Маши.
Ну а под третью, коль что-то болит,
Градусник ставит всегда Айболит.
3. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:
Алфавит, азбука, чистописание
4. Найдите антонимы:
Велик телом, да мал телом.
Язык длинный, мысли короткие.
Группа 2.
1. О каком языковом явлении говорится в стихотворении Я. Козловского? Свой ответ аргументируйте
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им.
Что за чудо?
Предо мною близнецы.
Я спросил их:
- Вы откуда, появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
- Заверяем, голова, что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Скажем лицам вопреки,
Мы по смыслу - далеки.
- Как называются эти "слова из русской речи"?
- Что они обозначают?
- Приведите примеры таких слов
2. Отгадайте загадки с использованием омонимов:
Первые все мы в игре набираем,
Если их больше - в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают.Первое шумно из пушки стреляет.
Ну а второе спортсмены метают.
Третье в скорлупке ореха найдешь,
Если зубами его разгрызешь.
3. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:
Ураган, дождь, буря
4. Найдите антонимы:
Личико беленько, да ума маленько.
Молодость плечами покрепче, старость головою.
Группа 3.
1. Исправьте ошибки в предложениях в предложениях с паронимами
1. Олег одел плащ и поспешил на работу.
2. Через три года мы встретились с Петей, но он меня не признал.
3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.
4. Туристы блудили в лесу полдня.
5. Книга - источник познания, её добротное содержание будет воспитывать нашу молодежь, прививать ей душевность.
2. Отгадайте загадки с использованием омонимов:
Первую находим, вычисляем,
Много формул для нее мы знаем.
На второй же митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады.Первую утром девчонки плетут,
Сено косить все вторую берут,
Третья у речки песчаной бывает.
Кто ж это слово быстрей отгадает?
3. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:
Шалун, тихоня, озорник
4. Найдите антонимы:
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Стар дед, да душа молода.
Группа 4.
1. Найдите в стихотворениях слова, близкие по смыслу. Как в русском языке называют такие слова? Что они обозначают?
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! -
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
2. Отгадайте загадки с использованием омонимов:
Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдете,
Быстро со скрипом ее застегнете.Первый можно завязать,
Если папин галстук взять.
А второй, словарь листая, -
Мера скорости морская
3. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:
бросать, кидать, ловить
4. Найдите антонимы:
- Смелый там найдет, где трус потеряет.
- Старых почитай, молодых поучай.
Подведение итогов урока:
Все группы справились с заданиями. А наградой за помощь морякам станет для вас статья в газете (учитель достает газету, в которой напечатана статья).
Дети помогают науке
Сенсационное открытие!
Ростовским школьникам удалось помочь ученым-лингвистам и разгадать тайну необычного предмета, найденного на берегу океана совсем недавно. Это была бутылка, содержащая письмо о помощи древнегреческих путешественников.
Шестиклассники школы "Эврика-Развитие" приняли активное участие в научном исследовании и сумели выполнить все задания.
Всероссийский Лингвистический Институт выражает огромную благодарность учащимся школы и уверен, что если бы данное письмо попало в руки юных эвриканцев несколько столетий назад, путешественникам бы удалось спастись.