Прежде чем начать разговор об орфографической зоркости, обратимся к этимологии данных слов.
Слово “орфография” произошло из двух слов греческого языка: “grapho” - пишу, написание; orthos - правильный. В результате сказанного получаем: “орфография” - правильное написание, правильно пишу.
Построим словообразовательную цепочку слова “зоркость”:
Зоркость —> зоркий —> зреть [1]
А теперь обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова: “зреть” – видеть, смотреть [2]
Значит, в результате суммирования выше сказанного, дословно получаем: “орфографическая зоркость” - видение правильного написания.
Интересное, на мой взгляд, понятие орфографической зоркости предлагают Граник Генриетта Григорьевна, Бондаренко Стела Морисовна и Концевая Лилия Абрамовна в своей книге “Секреты орфографии”:
“Для того, чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах.
Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость.
В чём-то эти люди похожи… на настоящих грибников.
Давайте вспомним, как собирают грибы. “Грибная удачливость” у всех разная. Одни возвращаются из леса с корзинками, донышки которых едва покрыты грибами, у других корзины полны с верхом и оттягивают руки.
Эта “грибная удачливость” зависит от того, как люди собирают грибы. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немалое количество грибов останется незамеченным. Другие старательно обшаривают каждый квадратный метр земли. Они тоже соберут не много грибов, так как потратят напрасно немалую часть времени.
А третьи? Третьи знают, где любят расти грибы. И они находят их легко и быстро. “Грибное счастье им” улыбается. Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать “грибные места” для ошибок”. [3]
На основании выше изложенного делаем вывод:
“Умение учащихся видеть в словах те места, в которых написание не совпадает с произношением, называется орфографической зоркостью”, т.е. умение различать звуки в сильной и слабой позиции, а, следовательно, и правильно писать изучаемые и изученные орфограммы.
В этом, собственно, и состоит орфографическая зоркость.
Несформированная орфографическая зоркость является основной причиной допускаемых детьми орфографических ошибок.
Принимая в начале учебного года новый пятый класс, я завожу тетрадь ошибок. В этой тетради на каждого ученика отвожу несколько страниц, так как пользоваться этой тетрадью буду, пока не выпущу ребят из школы. На отдельной странице пишу имя ученика, а потом, после каждой письменной работы /классной, домашней, контрольной, по развитию речи/ выписываю допущенные ошибки. После каждой письменной работы записи пополняются. По мере накопления ошибок /10-12/ делаю карточку, содержащую или словосочетания, или предложения, в которых встречаются слова с допущенными ошибками /написание букв - ошибок пропущено/. Карточки эти именные, но работать по ним могут все учащиеся. Содержание этих карточек использую иногда в виде словарного диктанта. В течение года содержание карточек изменяется, а работа по ним продолжается до тех пор, пока ребёнком не будет достигнуто правильное написание данного слова.
1. Помогают формировать навык грамотного письма на рабочих уроках различные виды диктантов: выборочный, объяснительный, распределительный, словарный, орфографический, релейный.
Из всех выше названных видов диктантов хочу обратить внимание на релейный. / Идея проведения этого вида диктанта позаимствована мною из методического журнала “Русский язык в школе” в 90-х годах, авторов не помню, пусть они меня простят./
По мере изучения темы и выполнения всех упражнений из учебника по данной теме, составляю диктант из предложений, взятых из различных упражнений. В этом и состоит суть релейного диктанта.
Для примера приведу по одному релейному диктанту для 5-7 классов по учебнику Т.А. Ладыженской, программа М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, И.И. Кулибабы:
5 класс, раздел “Лексика”.
Вчера шёл снег, большой, крупный, прямо снегопад. Лес совсем необыкновенный стал: не рыжий, не зелёный, а бело-серый. И вдруг над всем этим снегом засияло безоблачное голубое небо. Серебром блестят в синеве неба стволы берёз, и ярко блестят кристаллики снега на ветвях деревьев. Казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
6 класс, раздел “Повторение”.
Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. Птицы щебечут, свистят, щёлкают, перебивают друг друга, наполняют лес суетой и гомоном пробуждения. И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется.
7 класс, раздел “Причастие”
Распахнув окно, я долго любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной. Прямо, перед окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне, за дорогой – стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетёный частокол; через аллею виден луг, с одной стороны которого гумно, а напротив лес; далеко в лесу видна избушка сторожа. Пыль на улицах тучами поднимается вслед за проезжавшими подводами. Из деревни изредка доносился запах только что испечённого чёрного хлеба. Заходящее солнце наполнило сады золотым блеском. Здесь я почувствовал, полюбил материнское тепло родной земли, родившей меня и вскормившей.
Этот вид диктанта хорошо использовать как повторение изученного. Можно провести его и как проверочный. Результаты покажут, насколько внимательно дети работали в течение изучения данной темы.
2. Главным в формировании орфографической зоркости учащихся считаю формирование понятия об орфограмме. Это, на мой взгляд, первая ступенька на пути в обучении правописанию. Главная моя задача состоит в том, чтобы дети видели изученную орфограмму, умели бы правильно называть её и приводить свои примеры, соответствующие этой орфограмме.
С этой целью на каждом уроке проводится словарный диктант. Данные мною словосочетания дети записывают, комментируя их по цепочке. Закончив записывать словосочетания, учащиеся называют ту орфограмму, на которую подобраны большинство данных словосочетаний и приводят в пример свои словосочетания на данную орфограмму. Почти всегда среди данных словосочетаний есть так называемый шпион /т.е. то словосочетание, которое не соответствует этой орфограмме/. Дети с удовольствием отыскивают этого шпиона и отправляют его на место.
/т.е. называют ту орфограмму, к которой относится это словосочетание/
Например:
коснуться плечом, касаться рукой земли, точка прикосновения, косой взгляд, коснуться данной темы, прикоснуться к металлу, тихо прикасался, прикасайтесь к ране, одно касание, провести касательную.
Орфограмма – “Буквы о - а в корне КАС-КОС”; шпион – “косой взгляд”, это орфограмма – “Проверяемая безударная гласная в корне слова”.
3. Полезным видом орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, считаю работу по составлению текста на данную орфограмму. Чаще всего это юмористический рассказ, но зато результат от него получается хороший. Дети сначала составляют рассказ по изученной орфограмме, стараясь в своём рассказе употребить как можно больше слов на данную орфограмму, а потом мы пишем этот текст как обычный диктант.
Например:
Орфограмма “Правописание приставок ПРЕ - ПРИ”
Мы приехали на вокзал. Поезд прибывает вовремя. Наше пребывание на вокзале было прегрустным. Прекрасная прогулка. Никаких преград на пути. Юноша приблизился к нашей компании. Мы пригласили ребят поехать с нами в воскресенье в лес. Мы приближались к лесу. Каждый чувствовал прилив сил, бодрости. Пригревало осеннее солонце. Приятно продувал ветерок. В лесу всё притаилось.
Орфограмма “Правописание букв Ё-О после шипящих”.
Чёрствый и чопорный Жёрдочкин Жора, выйдя из чащобы, с жёлтым капюшоном на голове, в жёлтых шортах, с кошёлкой жёлтого крыжовника в руках, пошёл к чёрному шоссе. По шоссе двигался джип чёрного цвета, а шофёр и пассажиры с шомполом в руках ели чёрный шоколад, заедая его сладким крыжовником. “Ну и обжоры!”- подумал Жора и направился к трущобам. Издали был виден чёрный шов на его жёлтых шортах.
4. На первых порах изучения любой орфограммы даю такую карточку, в которой на месте пропусков необходимо поставить нужные слова. В результате работы по таким карточкам вырабатывается алгоритм работы над орфограммой, отыскивания нужной буквы.
Например:
* В приставках на З-С перед звонкими согласными пишется _______, а перед глухими ____________.
* После шипящих _____________________________________в суффиксах имён существительных пишется буква _______, а ___________________________________ пишется буква ______
5. В целях формирования умения отыскивать ошибки в своих записях, даю карточку, текст которой содержит в себе несколько орфографических ошибок.
Например:
Она так спишила, что потиряла хрустальный башмачёк. Когда дет разорился, я пошол “в люди”. Я в воздухи кружусь немношко, сажусь и таю на ладожки.
6. Эффективным способом формирования орфографической зоркости считаю использование на уроке различных видов карточек:
1) Орфографическое лото.
Почтовую открытку разрезаю на 12 одинаковых прямоугольников. Заготавливаю карточку такого вида:
На каждом из прямоугольников пишу буквы в таком же порядке, как они пропущены в карточке. Если буквы разложены правильно, то с обратной стороны сложится открытка. |
Слова на карточке можно подбирать на любую орфограмму.
2) Будь внимательнее!
Подбираю предложения, включающие похожие на первый взгляд слова. Задача: увидеть разные орфограммы и правильно написать слова с пропущенными буквами.
Например:
3) Правильно распредели слова по орфограммам
|
|
4) Перфокарта “Пиши грамотно”
4). “Вспомни слова по данной орфограмме”
Каждому учащемуся наугад даю карточку, на которой написано название орфограммы. За определённое время / не больше 2-3 минут/ дети записывают слова, соответствующие данной орфограмме. Эти карточки выглядят следующим образом:
|
|
5) Работа по перфокарте
Сама перфокарта выглядит следующим образом:
Например:
Внутрь перфокарты вставляем чистый листок.
В самых верхних двух окошечках пишем те буквы, на которые будут даны слова, например: О-А, Е-И, Н-НН, З-С и т.д. В окошечках левого столбика ставим номера 1,2,3,4 и т.д. Во втором и третьем столбиках на пересечении номера и нужной буквы ставим крестик. По мере заполнения листочка, его переворачиваем чистой стороной, вставляем в перфокарту и аналогично заполняем эту сторону, продолжив нумерацию: 9,10,11,12 и т.д.
Проверяю как обычную перфокарту.
5) Получи “5”.
Эта карточка сделана в виде небольшой книжечки. В кармашки нужно разложить полоски, на которых записаны слова с пропущенными буквами. В зависимости от того, какую букву нужно писать на месте пропуска, и определяется кармашек для полоски.
6) “Нарисуй созвездие”
Карточка выглядит следующим образом: | Для данной карточки можно предложить
такие слова: 1. варежка 2. лягушка 3. невтерпеж 4. пичужка 5. кадушка 6. вьюшка 7. замуж 8. кружки В этом случае созвездие будет выглядеть так: |
На пересечении номера слова и нужной
буквы ставится точка, а потом, по очереди, эти точки соединяются: получается созвездие. Можно предлагать разные орфограммы. |
Учителю, имея нужное созвездие, требуется минимум времени для проверки данной карточки. |
6) “Разгадай кроссворд”
Такой занимательный материал, как кроссворд, поможет детям в усвоении орфографии. Разгадывание кроссвордов облегчает запоминание и увеличивает объём памяти за счёт созданных автором ассоциаций.
[ Эти задания позаимствованы мною: Л.Г. Ларионова “Сборник упражнений по орфографии, 6 класс. Книга для учителя”.стр. 48, 85 М., Просвещение.]
Практикую такую форму домашнего задания, как составление кроссворда.
Дети с удовольствием составляют свои кроссворды и разгадывают чужие.
Например, знакомясь со словарными словами при изучении темы “Синтаксис и пунктуация” в 5 классе Горенко Вера составила такой кроссворд:
По горизонтали:
1. Группа, присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.
2. Антоним слова “никогда”
3. Глагол “благодарить” в первом лице единственного числа.
4. Спортивная игра.
5. Декоративное растение с пышными махровыми цветами.
6. Здание большой станции на путях сообщения.
По вертикали:
1. Это кол иль … 2. Маленькая книжечка
3. Антоним слова “всегда” 4. Футбольный …
5. Средство спасения при прыжке с самолёта.
6. Время сенокоса.
7. Заплечный вещевой мешок.
Из выделенных букв составьте ключевое слово:
Отчёт дежурного __________________________________________________________________________________
Ответы: /для учителя/: По горизонтали: 1. Жюри. 2. Всегда. 3. Благодарю. 4. Баскетбол.
5. Хризантема. 6. Вокзал. По вертикали: 1. Единица 2. Брошюра. 3. Никогда 4. Матч. 5. Парашют
6. Косьба 7. Рюкзак. Ключевое слово : рапорт.
А вот какой кроссворд по словарным словам в 6 классе при изучении темы “Лексика” составила Турганова Эльвира:
__________________________________________________________
Ответы: /для учителя/:
По горизонтали:
2. Профессионализм. 3. Предмет. 7. Искусство. 8. Реформа. 10. Перила. 11. Интерьер.
По вертикали: 1. Солдат. 4. Паркет. 5.Терраса. 6. Диалектизм. 9. Богатырь.
7) Сказки по орфограммам.
Развивать орфографическую зоркость и помогать правильному усвоению изучаемой орфограммы служит составление детьми сказок об орфограммах. Они помогают ребёнку мысленно самому побывать в сказке.
КОРНИ - КАС – КОС.
На лесной опушке глухого леса, на берегу тихой речки, стояла маленькая избушка. В ней жила заячья семья: папа РАСТ, мама ЛАГ, четыре сыночка: КАС, ГАР, ЗАР, МАК и лапочка-дочка А.
Рядом с ними жила другая заячья семья: папа РОС, мама ЛОЖ и четыре сыночка: КОС, ГОР, ЗОР, МОК. Дочки у них не было. У родителей РАСТ и ЛАГ однажды пропала дочка А. Обе семьи долго её искали, звали. Она же, оказывается, побежала за красивой бабочкой и заблудилась в лесу. Совершенно случайно её нашёл сынок КАС и сказал ей, что теперь она будет гулять только с ним, потому что все за неё сильно испугались. Все лесные жители теперь знали: где КАС, там обязательно рядом с ним А.
/ Сказку составил ученик 6 класса Макашев Жалгас/
Главной целью для учителя при формировании орфографической зоркости учащихся считаю не заставлять, а заинтересовывать. Надо сделать серьёзное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а увлекать, заинтересовывать, приглашая за собой в увлекательное путешествие по стране Орфографии. Сам процесс постижения нового должен быть увлекательным и сладким.
Использованная литература:
- “Словообразовательный словарь русского языка”, том I – А.Н.Тихонов М., “Русский язык”, 1990. стр. 378.
- “Словарь русского языка” - С.И.Ожегов М., “Русский язык”, 1990. стр. 203.
- “Секреты орфографии”. - Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А. Концевая М., “Просвещение”, 1991. стр. 58.
- Л.Г. Ларионова “Сборник упражнений по орфографии, 6 класс. Книга для учителя”. М., Просвещение, стр. 48, 85