Электронный контрольно-обобщающий урок по теме "Причастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  • проверить знания учащихся по теме
  • активизировать самостоятельную работу с использованием ИКТ
  • продолжить работу по восприятию внимательного и бережного отношения к русскому языку

Оборудование:

  • компьютеры
  • карточки-тесты

Ход урока

1. Вариант урока:

Класс делится на две группы.

Первая группа учащихся выполняют задание на компьютере (Приложение 1).

Вторая группа учащихся выполняют тестовые задания.

  • тестирование на компьютере (1-8 вопросы) + вопросы на контрольных листах (9-13);
  • проверка с помощью программы-презентации на втором уроке.

2. Вариант урока (без компьютера):

  • опросы на контрольных листах (1-13 вопросы);
  • проверка с помощью программы-презентации на втором уроке.

Контрольный тест по русскому языку. Тема "Причастие"

1. Впишите в свободные клеточки в названия части речи, о которой говорится в стихотворении П. Чеснокова

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

                 

 2. Образуйте от перечисленных глаголов действительные причастия

Бить - ___________________

Блистать - _________________

Застелить - _________________

Дремать - __________________

Лаять - ______________________

Одеваться - __________________

Обидеть - ____________________

3. Замените выделенные слова причастиями.

1. Увидел я кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.

2. Ландыши, которые уже распустились, ________________издавали тонкий, нежный аромат весны.

3. Впереди нас были темно-синие вершины гор, которые покрывались _____________ слоем снега.

4. Около купальни, которая строилась ____________________ под зелеными ветвями ивняка, барахтался в воде плотник Герасим.

 4. Одна буква Н пишется в примере (выбирайте вариант):

1) жаре....ое на углях мясо 2) бракова....ый товар

3) закопчё....ые стены 4) работы провере....ы

5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Ранен...ный боец - изранен...ый солдат,

посеян...ое зерно - сеян...ая мука,

кипечён...ая вода - вкпечён...ое молоко,

крашен...ый пол - подкрашен...ый забор.

6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН.

Отточен...ый карандаш

Выструган...ые пловицы

Белен...ые мелом стены

Куплен...ый товар.

7. Какие из данных слов являются действительными причастиями настоящего времени

1. Бить - бивший, бьющий

2. Блистать - блистающий, блиставший

3. Застелить - застилающий, застилавший

4. Дремать - дремавший, дремлющий

5. Лаять - лающий, лаявший

6. Одеваться - одевавшийся, одевающийся

7. Обидеть - обидевший, обидящий.

8. Образуйте страдательные причастия от указанных ниже глаголов:

Охранять - ________________________

Писать - ________________________

Греть - ________________________

Бросить - _____________________

Потерять - _____________________

Хранить - _____________________

9. Подберите к данным словам причастия:

Зефир - ________________________

Мармелад - ________________________

Конфета - ________________________

Шоколад - ________________________

Гирлянда - ____________________

Мишура - _____________________

Хлопушка - ______________________

Конфетти - _____________________

10. Укажите в спрятанных словах только причастия. (подчеркните)

Крепкий, укрепленный, крепчайший

Действительный, действовавший

Бережный, сбереженный

Сберегательный, сберегаемый

Заметный, замечаемый

Замечательный, мягчайший

Смягчающий, стройный

Строительный, построенный

Строящийся

11. Подберите к причастиям с приставкой "не-" пояснительные слова так, чтобы приставка стала частицей "не" , которая пишется раздельно.

Пример: незамеченный - вовремя не замеченный.

Нерешенные - __________________

Наразгаданное - __________________

Неудовлетворенное - _________________

Неполитое - __________________

Необдуманный - __________________

Неутихающий - __________________

Непросохшее - __________________

Невыполненное - ________________

Необработанный - _______________

Незаконченный - _________________

Неотправленное - ________________.

12. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Смотр_т туч_ка в вешний лёд, (__________)

Лёд её сиянье пьёт. (_______________)

Та_т туч_ка в небесах, (_______________)

Та_т льдинка на волнах. (_______________)

Облик, та_щий вдвойне, (_______________)

И на неб: и в волн:, - (_______________)

Это я и это ты, (_______________)

Оба - таянье мечты. (_______________)

(К.Случевский)

Какое слово является причастием? - ____________________________

13. От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия. Расставьте знаки препинания.

Полярная весна.

На берегу (усеять - ________________) мелкими и острыми камнями (зарасти - ________________) зелёным глубоким мохом, ещё приметнее чувствовалась полярная весна. Под тонкой ледяной коркой звонко пели ручьи.

По отлогому склону (обратить - ________________) на полдень ярко зеленый мох, похожий на великолепный бархат. Наверху между камнями (покрывать - ________________) (потрескаться - _____________________) землю пучками росли цветы - яркие полярные маки своей нежностью (напоминали) наши подснежники.

(И.Соколов-Микитов)

Разбор теста производится на втором уроке с использованием презентации (Приложение 2).