Цели:
- проверить знания учащихся по теме
- активизировать самостоятельную работу с использованием ИКТ
- продолжить работу по восприятию внимательного и бережного отношения к русскому языку
Оборудование:
- компьютеры
- карточки-тесты
Ход урока
1. Вариант урока:
Класс делится на две группы.
Первая группа учащихся выполняют задание на компьютере (Приложение 1).
Вторая группа учащихся выполняют тестовые задания.
- тестирование на компьютере (1-8 вопросы) + вопросы на контрольных листах (9-13);
- проверка с помощью программы-презентации на втором уроке.
2. Вариант урока (без компьютера):
- опросы на контрольных листах (1-13 вопросы);
- проверка с помощью программы-презентации на втором уроке.
Контрольный тест по русскому языку. Тема "Причастие"
1. Впишите в свободные клеточки в названия части речи, о которой говорится в стихотворении П. Чеснокова
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
2. Образуйте от перечисленных глаголов действительные причастия
Бить - ___________________ Блистать - _________________
Застелить - _________________
Дремать - __________________
Лаять - ______________________ Одеваться - __________________
Обидеть - ____________________
3. Замените выделенные слова причастиями.
1. Увидел я кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.
2. Ландыши, которые уже распустились, ________________издавали тонкий, нежный аромат весны.
3. Впереди нас были темно-синие вершины гор, которые покрывались _____________ слоем снега.
4. Около купальни, которая строилась ____________________ под зелеными ветвями ивняка, барахтался в воде плотник Герасим.
4. Одна буква Н пишется в примере (выбирайте вариант):
1) жаре....ое на углях мясо 2) бракова....ый товар
3) закопчё....ые стены 4) работы провере....ы
5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.
Ранен...ный боец - изранен...ый солдат, посеян...ое зерно - сеян...ая мука,
кипечён...ая вода - вкпечён...ое молоко, крашен...ый пол - подкрашен...ый забор.
6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН.
Отточен...ый карандаш Выструган...ые пловицы
Белен...ые мелом стены Куплен...ый товар.
7. Какие из данных слов являются действительными причастиями настоящего времени
1. Бить - бивший, бьющий 2. Блистать - блистающий, блиставший
3. Застелить - застилающий, застилавший
4. Дремать - дремавший, дремлющий
5. Лаять - лающий, лаявший 6. Одеваться - одевавшийся, одевающийся
7. Обидеть - обидевший, обидящий.
8. Образуйте страдательные причастия от указанных ниже глаголов:
Охранять - ________________________ Писать - ________________________
Греть - ________________________
Бросить - _____________________ Потерять - _____________________
Хранить - _____________________
9. Подберите к данным словам причастия:
Зефир - ________________________ Мармелад - ________________________
Конфета - ________________________
Шоколад - ________________________
Гирлянда - ____________________ Мишура - _____________________
Хлопушка - ______________________
Конфетти - _____________________
10. Укажите в спрятанных словах только причастия. (подчеркните)
Крепкий, укрепленный, крепчайший Действительный, действовавший
Бережный, сбереженный
Сберегательный, сберегаемый
Заметный, замечаемый
Замечательный, мягчайший Смягчающий, стройный
Строительный, построенный
Строящийся
11. Подберите к причастиям с приставкой "не-" пояснительные слова так, чтобы приставка стала частицей "не" , которая пишется раздельно.
Пример: незамеченный - вовремя не замеченный.
Нерешенные - __________________ Наразгаданное - __________________
Неудовлетворенное - _________________
Неполитое - __________________
Необдуманный - __________________
Неутихающий - __________________ Непросохшее - __________________
Невыполненное - ________________
Необработанный - _______________
Незаконченный - _________________
Неотправленное - ________________.
12. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.
Смотр_т туч_ка в вешний лёд, (__________) Лёд её сиянье пьёт. (_______________)
Та_т туч_ка в небесах, (_______________)
Та_т льдинка на волнах. (_______________)
Облик, та_щий вдвойне, (_______________) И на неб: и в волн:, - (_______________)
Это я и это ты, (_______________)
Оба - таянье мечты. (_______________)
(К.Случевский)
Какое слово является причастием? - ____________________________
13. От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия. Расставьте знаки препинания.
Полярная весна.
На берегу (усеять - ________________) мелкими и острыми камнями (зарасти - ________________) зелёным глубоким мохом, ещё приметнее чувствовалась полярная весна. Под тонкой ледяной коркой звонко пели ручьи.
По отлогому склону (обратить - ________________) на полдень ярко зеленый мох, похожий на великолепный бархат. Наверху между камнями (покрывать - ________________) (потрескаться - _____________________) землю пучками росли цветы - яркие полярные маки своей нежностью (напоминали) наши подснежники.
(И.Соколов-Микитов)
Разбор теста производится на втором уроке с использованием презентации (Приложение 2).