Пояснительная записка
к программе интегрированного элективного курса
для классов гуманитарного профиля
“Социолингвистика: как язык зависит от
общества”
Мы обязаны знать: одухотворенный русский язык - душа России, ее святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша - в словах, нами произносимых.(В.Ю. Троицкий, профессор доктор филологических наук)
Является ли язык простым набором словесных знаков для обозначения предметов и явлений внешнего мира? Связаны ли между собой развитие языка и общества? Таят ли слова в себе большие возможности, нежели простое наименование вещей и событий? Исследования последних лет в лингвистике и смежных науках доказывают идею М.М.Бахтина о том, что человек вовсе не использует слова для обозначения вещей (зачем они ему нужны, сами по себе?), он живет и действует в мире и может пользоваться словами для организации своих действий, для организации действий других людей и своих совместных действий с другими людьми. Структурные средства языка используются человеком для достижения своих целей, и, с другой стороны, социальные цели предопределяют и изменяют функционирование языковой структуры в среде.
Программа интегрированного лингвистического курса рассчитана на учащихся десятых-одиннадцатых классов гуманитарного профиля, предполагающих впоследствии стать филологами, журналистами, юристами, специалистами в области библиотечного дела, культуры, работниками социальной сферы. Элективный курс “Социолингвистика: как язык зависит от общества” позволит учащимся понять, как изменения в структуре общества отражаются на изменениях структуры языка, выявить место языка в жизни человека и истории человечества - в смене общественных формаций, развитии культуры, религии, школы. Формулировка тем и вопросов курса носит обобщенный интегрированный характер, что позволит учащимся систематизировать знания по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, праву, риторике. Специальный лингвистический курс ориентирован на создание условий для формирования высоконравственной интеллектуально развитой языковой личности, что отражено и в действующих Стандартах образования по предмету “Русский язык”. Обращение к законам формирования и развития языка развивает компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды. Успешное освоение курса невозможно без приобретения компетенции интеграции, иными словами, ситуативно-адекватной актуализации, а также расширения и приращения ранее накопленных знаний по истории, обществознанию, риторике, экономике и, как следствие, развития компетенции самосовершенствования ученика как субъекта языковой деятельности, личности. Развитие языковой личности непрерывно движется от "красивых образов - к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни, от красивой жизни - к абсолютной красоте" (Платон).
Задачи курса:
- расширить знания учащихся о лингвистике, познакомить с новым разделом языкознания, вызвать интерес к предмету;
- ознакомить с основными понятиями и методами социолингвистического анализа;
- познакомить учащихся с историей развития русского литературного языка;
- способствовать развитию языковой чуткости и лингвокультурной компетенции школьников
- познакомить учащихся с методикой исследования и анализа языковых процессов,
- продолжить формирование навыков монологической и дискуссионной речи;
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам максимально успешно овладеть ключевыми речевыми компетенциями.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций по основным темам курса, организацию практических занятий, руководство самостоятельной и исследовательской деятельностью учащихся, формирование умений распознавать и адекватно интерпретировать социолингвистически значимые явления языка.
Изучая дисциплину по выбору, учащиеся должны познакомиться с современным уровнем научного изучения проблем, определенных социолингвистикой, научиться самостоятельно собирать и интерпретировать предложенный языковой материал, активно использовать в учебной и исследовательской работе словари, учебную, научную литературу, ресурсы Интернет.
Ожидаемые результаты: Ожидаемые результаты можно представить в виде полученных учащимися новых знаний и представлений о языке и на их основе осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества и культуры, в идеале - в виде сформированного лингвистического мировоззрения, являющегося, в свою очередь, частью общего мировоззрения выпускника и позволяющего ему (выпускнику) адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации; в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики (и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ), приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Формы контроля, критерии оценки. Предлагаю воспользоваться рейтинговой системой, когда каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов(на усмотрение учителя). Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации обучения и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время. В предлагаемой дисциплине используются различные формы самостоятельной работы школьников: работа со словарями различных типов, сбор языкового материала по изучаемым темам, составление тематической картотеки, дискуссии, чтение дополнительной литературы, исследовательская работа. Элективный курс предусматривает и лингвистический анализ повседневной речи современников и устранения замеченных недочётов.
Данный элективный курс предполагает использование активных методов обучения, лекционно-семинарских форм проведения занятий, организацию конференций, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Основные виды творческих работ учащихся – создание рефератов-презентаций, написанных на основе нескольких учебных и научных источников, собственных исследований, с целью наиболее полного освещения выбранной темы, а также выполнение и защита проектных реферативных работ проблемного характера, содержащих сопоставление точек зрения авторов источников, рассуждение, выражение собственного мнения по проблеме.
Предлагаем ниже примерную программу курса, рассчитанного на 34(35) часа/ов (годовой курс по 1 часу в неделю).
Содержание курса
Раздел 1. Введение. Что и как изучает социолингвистика?
Научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Методы, специфические для социолингвистики как языковедческой дисциплины: методы сбора материала, методы его обработки и методы оценки достоверности полученных данных и их содержательной интерпретации. Письменное анкетирование, устные интервью, тесты и другие методические приемы сбора данных. Обработка собранных данных.
Раздел 2. Язык, культура, религия.
Зависимость между тем, как мы говорим, и тем, что мы собой представляем. Борьба за чистоту языка. В поисках лингвокультурных соответствий. Культурное и природное в языке. Вопрос о влиянии языка на культуру Национально-культурные особенности языка, специфика речевого поведения. Язык, религия и народный менталитет. “Родословная” русского языка ( Возникновение письменности, бытовая деловая письменность. Начало древнерусской книжности. Влияние церкви на развитие языка).
Раздел 3. Коммуникативная деятельность человека. Социальные функции языка.
Изучение языковых картин мира, исторические исследования. Практическое значение знаний социальных функций языка в связи с формированием современных коммуникативных технологий. Речевая и неречевая коммуникация. Коммуникативная ситуация. Речевое общение, речевое поведение, речевой акт. Коммуникативная компетенция носителя языка.
Раздел 4. Что такое языковая политика? Роль государства в развитии языка. Языковая ситуация в России в последние десятилетия 20 - начала 21 в.
Основные направления языковой политики. Правовой статус языка и его юридические аспекты. Демократизация общества, русской речи и языка художественной литературы. Пути воздействия общества на язык: разработка специальных терминологий для различных областей знания, нормирование нововведений в лексике, пропаганда лингвистических знаний в печати и по радио и т. п. Роль русского языка в современном мировом сообществе.
Раздел 5. Что, как и почему мы так говорим? Основные формы существования языка и их характеристика
Язык – он живой? “Прикольно”, “думалка”, “шпора” - словесный мусор или неологизмы? Стандарт и норма. Природа языковых норм. Литературный язык как высшая форма существования языка. Литературный язык и разговорная речь как формы существования языка. Койне и просторечие как формы существования языка. Соотношение понятий норма и традиция. Понятие о социолекте. Арго. Жаргон. Сленг. Типы социальных диалектов (“народное красноречие”, профессиональные, корпоративные и тайные подъязыки), их особенности и функции. Языковой вкус и языковая мода, их роль в речевом поведении человека.
Раздел 6. “Язык есть исповедь народа…” Языковая личность. Социолингвистический портрет современника.
Лексикон и тезаурус современной языковой личности как важнейшие показатели речевого портрета современника. Владение основными нормами языка. Социальный аспект владения языком. Социолингвистический портрет. Уровни владения языком: собственно лингвистический, национально-культурный и энциклопедический. Ролевое общение. Коммуникативная неудача, как её избежать. Понятие о "языковой личности". "Языковой паспорт" (свой собственный, своей семьи, отдельной личности, литературного персонажа). Сбор и обработка местных языковых фактов, в том числе и взятых из художественной литературы и публицистики.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела. Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | Вид контроля, самостоятельной работы | ||
всего | теория | практика | ||||
Введение. Что и как изучает социолингвистика? | ||||||
1. | Научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. | 1 | 1 | Лекция, практикум | Конспектирование лекции учителя. Собственное решение научной проблемы. Попытаться найти ответ на вопросы: чего больше в этой науке – социологии или лингвистики? Кто занимается ею – профессиональные социологи или профессиональные языковеды (вспомним, что первым ученым, употребившим термин “социолингвистика”, был социолог)? Аналитическое чтение научного материала. | |
2. | Методы, специфические для социолингвистики как языковедческой дисциплины: методы сбора материала, методы его обработки и методы оценки достоверности полученных данных и их содержательной интерпретации. Письменное анкетирование, устные интервью, тесты и другие методические приемы сбора данных. Обработка собранных данных. | 2 | 1 | 1 | Лекция, практикум | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Сбор материала, исследовательская деятельность. Обработка собранных данных. Составление картотек по предложенному образцу, создание собственных вариантов. Доклады и сообщения учащихся. |
Язык, культура, религия. | ||||||
3. | Зависимость между тем, как мы говорим, и тем, что мы собой представляем. Борьба за чистоту языка. В поисках лингвокультурных соответствий. Культурное и природное в языке. | 2 | 1 | 1 | Лекция, практикум | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Работа со справочной литературой, в том числе со словарями. Аудирование, составление картотек. |
4. | Вопрос о влиянии языка на культуру. Национально-культурные особенности языка, специфика речевого поведения. | 2 | 1 | 1 | Интегрированный урок-практикум | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Работа с текстами, проведение лингвистического эксперимента, составление картотек. Доклады и сообщения учащихся. Творческая письменная работа. |
5. | Язык, религия и народный менталитет | 1 | 1 | Лекция | Конспектирование лекции учителя. Составление обобщающих тематических таблиц. Исследовательская работа: анализ языковых явлений и исторических, политических реалий. | |
6. | “Родословная” русского языка (Возникновение письменности, бытовая деловая письменность. Начало древнерусской книжности. Влияние церкви на развитие языка). |
2 | 1 | 1 | Урок-конференция | Сообщения, рефераты. Анализ выступлений учащихся с точки зрения содержательности, научности, доступности и качеств хорошей речи. |
|
Коммуникативная деятельность человека. Социальные функции языка. | |||||
7. | Изучение языковых картин мира, исторические исследования. | 2 | 1 | 1 | Урок-практикум | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря Подготовка проектов собственного исследования “Языковые картины мира” |
8. | Практическое значение знаний социальных функций языка в связи с формированием современных коммуникативных технологий. | 2 | 1 | 1 | Урок-практикум | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Анализ языковых явлений, выявление практической значимости языка в развитии современных коммуникативных технологий. |
9. | Речевая и неречевая коммуникация. Коммуникативная ситуация. Речевое общение, речевое поведение, речевой акт. Коммуникативная компетенция носителя языка | 2 | 1 | 1 | Лекция, семинар | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Исследовательская работа: анкетирование, интервью. Обработка собранного материала, оформление презентаций. Представление презентаций. |
Что такое языковая политика? Роль государства в развитии языка. Языковая ситуация в России в последние десятилетия 20 - начала 21 в. | ||||||
10 | Основные направления языковой политики. Правовой статус языка и его юридические аспекты. | 1 | 1 | Лекция | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Самостоятельная работа со справочной литературой. | |
11. | Демократизация общества, русской речи и языка художественной литературы. Пути воздействия общества на язык: разработка специальных терминологий для различных областей знания, нормирование нововведений в лексике, пропаганда лингвистических знаний в печати и по радио и т. п. Роль русского языка в современном мировом сообществе | 2 | 1 | 1 | Лекция | Составление конспекта, узнавание и определение понятий (сопоставление терминов и определений, конструирование определений понятий). Исследовательская работа. Создание сопоставительных таблиц. Письменная работа: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. |
Что, как и почему мы так говорим? Основные формы существования языка и их характеристика | ||||||
12 | Язык – он живой? “Прикольно”, “думалка”, “шпора” - словесный мусор или неологизмы? | 1 | 1 | Урок-конференция | Собирание фактов и языкового материала, самостоятельное знакомство с научными источниками. Сообщения, рефераты, презентации на заданную тему. Анализ выступлений учащихся с точки зрения содержательности, научности, доступности и качеств хорошей речи. | |
13 | Стандарт и норма. Природа языковых норм. | 1 | 1 | Урок-семинар | "Круглый стол". Работа с источниками, текстами. Устные монологические высказывания на лингвистическую тему. Проведение лингвистического эксперимента. Аудирование, составление картотек. | |
14. | Литературный язык как высшая форма существования языка. | 1 | 1 | Урок-практикум | Работа с текстами, публикациями по теме. Написание творческой работы. | |
15. | Литературный язык и разговорная речь как формы существования языка. Койне и просторечие как формы существования языка. | 1 | 1 | Урок-семинар | Собирание фактов и языкового материала, самостоятельное знакомство с научными источниками. Проведение исследовательской работы, составление картотек. Устные монологические высказывания на лингвистическую тему. | |
16 | Соотношение понятий норма и традиция. Понятие о социолекте. Арго. Жаргон. Сленг. | 1 | 1 | Урок-практикум | Исследовательская работа: анкетирование, интервью. Обработка собранного материала, оформление презентаций. Представление презентаций. Составление словаря (творческий проект). | |
17 | Типы социальных диалектов (“народное красноречие”, профессиональные, корпоративные и тайные подъязыки), их особенности и функции | 1 | 1 | Урок-практикум | Составление картотеки, самостоятельная исследовательская работа. Подготовка сообщений, рефератов | |
18 | Языковой вкус и языковая мода, их роль в речевом поведении человека | 1 | 1 | Урок-диспут | Подготовка выступлений, презентаций, вопросов по заявленной теме. | |
“Язык есть исповедь народа…” Языковая личность. Социолингвистический портрет современника. | ||||||
19 | Лексикон и тезаурус современной языковой личности как важнейшие показатели речевого портрета современника. | 1 | 1 | Лекция | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Работа со справочной литературой. | |
20 | Владение основными нормами языка. Социальный аспект владения языком. Социолингвистический портрет. | 2 | 2 | Урок-семинар | Исследовательская работа: анкетирование, интервью. Обработка собранного материала, оформление презентаций. Работа над речевым портретом современника (творческий проект) | |
21 | Уровни владения языком: собственно лингвистический, национально-культурный и энциклопедический. | 1 | 1 | Урок-практикум | Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря. Письменная работа: сочинение – рассуждение. Продолжение работы над речевым портретом современника (творческий проект) | |
22 | Ролевое общение. Коммуникативная неудача, как её избежать. | 1 | 1 | Урок-практикум | Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря. Аудирование. Редактирование ошибок. Обработка собранного материала, оформление презентаций. Продолжение работы над речевым портретом современника (творческий проект) | |
23 | Понятие о "языковой личности". "Языковой паспорт" (свой собственный, своей семьи, отдельной личности, литературного персонажа). | 1 | 1 | Урок-конференция | Собирание фактов и языкового материала, самостоятельное знакомство с научными источниками. Сообщения, рефераты, презентации на заданную тему. | |
24 | Сбор и обработка местных языковых фактов, в том числе и взятых из художественной литературы и местной публицистики | 1 | 1 | Урок-практикум | Исследовательская работа: собирание фактов и языкового материала, самостоятельное знакомство с научными источниками. Работа с текстами. Составление картотеки. | |
25 | Итоговая конференция исследовательских работ учащихся | 2/1 | 2/1 | Итоговая конференция | Подготовка публичных выступлений, презентаций. | |
Итого: | 34/35 | 12 | 23/22 |
Рекомендуемая учебно-методическая литература
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1997
- Гвоздарев ЮА. Язык есть исповедь народа. М., 1993
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Русский язык, 1978-1980
- Елистратов В.С. Словарь русского арго. М.,2001.
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - Изд. 3-е. М., 1994
- Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 2000
- Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1986
- Морковкин В.В., Морковкина А.В. Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). М., 1997.
- Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. СПб.,1994
- Норман Б.Ю. Лингвистика каждого дня. Минск, 1991
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976
- Черняк В.Д. Искусство написания сочинения (Раздел IХ: Словари, помогающие создавать и проверять текст). СПб.: ЧеРО-на-Неве, 2000. С.301.
- Черняк В.Д., Черняк М. А.. Заглавия массовой литературы и речевой портрет современника // Мир русского слова. 2002. № 1.
- Черняк В.Д. Агнонимы в лексиконе языковой личности как источник коммуникативных неудач // Русский язык сегодня. Вып. 2. Сб. статей / РАН. М.: Азбуковник, 2003.
Полезные ссылки в Интернет
- Основные правила грамматики русского языка (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
- Сайт “Урок. Русский язык для школьников и преподавателей” (http://urok.hut.ru/).
- Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/).
- “Виртуальная школа” (http://vschool.km.ru/).
- “Словарь устаревших и диалектных слов” (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
- Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
- “Знаете слово?” (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
- Сайт “Толковый словарь” В. И. Даля (http://www.slova.ru/).
- “Русское письмо” (http://character.webzone.ru/).
- “Словарь молодежного сленга” http://teenslang.su/
Приложение
Составление картотеки. На основе собранного материала составляется картотека. Каждый ученик должен составить не менее 20 карточек (на нарушение каждого качества речи), оформленных в соответствии с правилами лексикографии.
Образец оформления карточек
Автор карточки | Классификация ошибки |
Текст с нарушением качества речи | |
Дата записи карточки | Данные информанта |
Рекомендации для составления
социолингвистического портрета.
(личности, группы, журнала, компании и т.п.)
1. Языковая компетенция (отношение к формам
существования языка)
а) владение литературным языком
б) знание социальных диалектов
в) знание территориальных диалектов
г) сведения об использовании просторечия
д) представление о соотношении литературного
языка и разговорного
2. Социокультурная характеристика
а) характеристика языкового ареала, на котором
проживает данная личность (этносы, конфессии,
языки)
б) отношение данной личности к конфессиям,
этносам, языкам, национальное самосознание
в) социальное происхождение
г) социальное положение и экономический статус
д) образование и специальность
е) принадлежность к социальной группе
ж) отношение к нормативным документам,
посвященным языковой политике; представление о
совершенствовании языка.
3. Социо-и психолингвистическая характеристика
а) пол, возраст
б) знакомство со стандартными языковыми
ситуациями и правилами речевого этикета
(магазин, транспорт, различные социальные
учреждения; общение в неофициальной обстановке:
улица, друзья, семья и пр.)
в) предсказуемость/непредсказуемость поведения
в нестандартной языковой ситуации (например,
реакция в эмоционально насыщенных конфликтных
ситуациях).
Документация ответов информанта
1. Интервью с языковой личностью
2. Анкетирование
3. Собеседование
Примерные темы исследовательских работ:
1. Речевой портрет современного школьника
2. Культура речи в среде Интернет
3. Особенности речи жителей нашего города.
4. Язык современной рекламы
5. Специфика общения различных социальных групп.
6. История языка русского документа.
7. Социальные и лингвистические свойства современного русского молодежного жаргона.