Цели:
- дать понятие о деепричастном обороте;
- формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;
- нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;
- способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- фрагмент песни "Твори добро" в исполнении Александра Медведева;
- рабочие листы учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
1 слайд
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с деепричастием и подготовимся к сочинению: "Твори добро на радость людям:"
Ребята, как вы думаете, почему я решила поговорить с вами о доброте?
Ответы учащихся.
К сожалению, сегодня мы чаще сталкиваемся с равнодушием, безразличием, нежели с сочувствием, милосердием, отзывчивостью. Почему-то мы стесняемся проявить доброе отношение к людям, а ведь без доброты, по мнению В.А.Сухомлинского, невозможна душевная красота. Как вы думаете, когда появляется у человека чувство доброты?
Ответы учащихся.
Знакомство с темой урока ( 2 слайд) и целями изучения деепричастных оборотов (3 слайд)
4 слайд
Задание 1: выделите в предложении грамматическую основу.
Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее.
5 слайд Ответ на задание 1 с дополнительным заданием
Объяснение нового материала.
Сколько глаголов-сказуемых в данном предложении?
Дополнительное задание: заменить первый глагол деепричастием и выпишите словосочетание с главным словом деепричастием.
Вспомните, что называется причастным оборотом?
Так что такое деепричастие с зависимыми словами?
6 слайд Ответ на дополнительное задание.
Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее.
Зарождаясь в детстве
Дополнительное задание: измените предложение, поставив деепричастный оборот в начало и в конец предложения, расставьте знаки препинания.
7 слайд Ответ на дополнительное задание.
8 слайд
Вывод: деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом; деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие; деепричастные обороты всегда обособляются.
9 слайд
Задание 2: выберите грамматически правильное продолжение предложения
Отдавая тепло сердца,
- на душе появляется радость.
- мир ответит тем же.
- человек обретает душевную красоту.
- возникают ростки светлых надежд.
10 слайд Ответ на задание 2
11 слайд Репродукция картины Шишкина. (физкульт. минутка)
12 слайд
Задание 3: образуйте с деепричастиями и подходящими по смыслу словами словосочетания (смотри слова для справок).
Появляясь, наполняя, просачиваясь, сострадая, распространяясь.
Слова для справок: на свет; сердце ребёнка добротой; в грудь; ближнему; на многое.
Дополнительное задание: придумайте и запишите предложения с образованными вами деепричастными оборотами
13 слайд
Полученные словосочетания:
- появляясь на свет;
- наполняя сердце ребёнка добротой;
- просачиваясь в грудь; сострадая ближнему;
- распространяясь на многое.
Что вы образовали? (Деепричастные обороты).
14 слайд
Примерные предложения:
Человек, появляясь на свет, имеет способность откликаться на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать, наполняя сердце ребёнка добротой. Доброта, просачиваясь в грудь, вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. Сострадая ближнему, человек учится любить. Любовь же, распространяясь на многое, даёт человеку новые силы и делает его мудрее.
- Что у нас получилось? (Текст)
- Какова тема текста?
- Какая проблема поднимается в данном тексте?
- Что обретает человек, если воспитывает в себе доброту?
- Во всех предложениях текста есть деепричастные обороты. Напомните, пожалуйста, что называется деепричастным оборотом?
- Какое действие обозначает деепричастие?
- В каких случаях обособляется деепричастный оборот?
15 слайд
Самостоятельная работа
Задание1: найдите словосочетание, в состав которого входит деепричастие.
- призывать к милосердию;
- впуская в сердце;
- откликнувшийся на беду;
- воспитано с детства.
16 слайд
Задание 2: найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному.
- Надо любить и ценить в человеке человека.
- Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей.
- Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки.
- Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.
17 слайд
Задание 3: найдите предложение с деепричастным оборотом, расставьте пропущенные знаки препинания.
- Человек отдающий доброту другим наполняет своё сердце теплотой.
- Творите добро и мир ответит тем же
- Изъять милосердие - значить лишить человека нравственности.
- Призывая милость к падшим мы воспитываем в себе милосердие.
18 слайд
Задание 4: замените помещённое в скобках словосочетание с глаголом деепричастным оборотом и расставьте знаки препинания.
Человек (направлять шаги тропою доброты) помогает радость найти.
19 слайд Ответы по самостоятельной работе.
Итог урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Только ли о деепричастном обороте мы говорили?
- Можем ли мы с вами сделать мир добрее? Что для этого нужно?
Вывод: Нужно в самом себе развивать чувство доброты, проявлять бескорыстную заботу о ближних. Иначе, как говорит Даниил Гранин, чувство доброты "слабеет и атрофируется".
20 слайд Изображение Храма Христа Спасителя и прослушивание песни "Твори добро" в исполнении Александра Медведева.
Дом. задание: мини-сочинение на тему: "Твори добро на радость людям" с использованием деепричастных оборотов.