Тема: Повторение изученного об имени существительном (второй урок), 6 класс.
Программа: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2006.
Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. «Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений».
Этот урок выпадает на середину декабря, когда все люди заняты подготовкой к новогодним праздникам, поэтому идея проведения урока в форме путешествия родилась сама собой. В качестве иллюстраций в презентации используются новогодние открытки и анимационные картинки.
Цели:
- Повторить теоретические сведения об имени существительном.
- Познакомить с новогодними обычаями разных стран мира.
- Совершенствовать умения доказывать принадлежность слова к имени существительному, грамотно писать существительные, определять род несклоняемых существительных, производить грамматические разборы имён существительных.
- Развивать логическое мышление, память, монологическую речь учащихся.
- Расширить кругозор ребят.
- Воспитывать любознательность, уважение к традициям и культуре других стран.
Оборудование урока
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская работа-презентация (Приложение).
Ход урока
- Организационный момент.
- Запись числа. Слайд 2.
- В чём особенность склонения существительного «имя»? На листочке перечислить все разносклоняемые существительные (индивидуальное задание) и указать, почему они так называются. Проверяет ответ «контролёр» из класса.
- Каким с точки зрения происхождения является слово «декабрь»? (это слово заимствованное)
- Оно произошло от латинского числительного «децембер», означающего «десятый».
- Почему в нашем календаре название последнего, двенадцатого, месяца произошло от слова «десятый»? (Календарь к нам пришёл из древнего Рима, а там новый год начинался 1 марта, поэтому декабрь был десятым месяцем в году) В Японии и сегодня отмечают Новый год 1 марта.
- Декабрь – месяц приятных хлопот. Что это за хлопоты?
- Проверка индивидуального задания.
- Слайд 3. Постановка целей.
Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие, на котором мы побываем в разных странах Европы, узнаем, как встречают Новый год разные народы, а заодно повторим всё, что изучили об имени существительном. Слайд 4. В путь!
- Слайд 5. Начнём мы путешествие с России.
На Руси до 15 века Новый год начинался в марте, когда провожали зиму и встречали весну, что совпадало с праздником Масленицы. Люди верили, что наступающая весна прогонит все несчастья, неудачи, невзгоды. Радовались концу зимней непогоды. А с 15 века при Великом князе всея Руси Василии Дмитриевиче новолетье было перенесено на 1 сентября.
- А кто из вас знает, когда на Руси начало нового года стали отмечать 1 января? (Пётр Первый своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года).
- Слайд 6. Задание: спишите текст, раскрыв скобки.
Текст.
(Не)январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней (не)погоды. Верили, что весна прогонит все (не)счастья и (не)удачи.
- Как распознать, слитно или раздельно пишется НЕ с существительными? (Употребляется ли без НЕ; можно ли заменить синонимом без НЕ; есть ли отрицание или противопоставление с союзом а)
- Объяснение учащихся.
Не январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней непогоды (стужи). Верили, что весна прогонит все несчастья (беды)) и неудачи (отсутствие удачи, фиаско).
- Слайд 7. Теперь перенесёмся в Италию.
В Италии в новогоднюю ночь принято избавляться от старых вещей. Разбитую посуду и надоевшую мебель выбрасывают прямо в окно, потому что верят, что это принесёт богатство. А итальянские дети внимательно следят за печной трубой. Через неё в дом должна проникнуть волшебница Бефана и положить в их башмачки подарки, а непослушным детям достаются угольки.
- Какое существительное в последнем предложении называет человека по роду деятельности? (волшебница)
- А знаете ли вы названия людей по профессии и роду занятий?
- Слайд 8. Составьте пары существительных, называющих лиц по профессии и роду занятий в мужском и женском роде.
Мужской род |
Женский род |
|
волшебница |
|
доярка |
врач |
|
профессор |
|
|
балерина |
космонавт |
|
директор |
|
- Слайд 9. Проверим себя! (самопроверка)
Беседа:
- Ребята, кто из вас добавил в таблицу слова «врачиха», «директорша»? Почему нельзя употреблять эти слова для названия лиц женского пола по профессии?
- Кто не допустил ошибок?
- Почему одни и те же слова мы употребили и в мужском и в женском роде? (Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, роду занятий, должности, обозначают как лиц мужского пола, так и женского)
- Устно составьте предложение со словом «врач», чтобы было понятно, лицо женского или мужского пола оно обозначает.
- Почему в слове «танцовщик» суффикс пишется с буквой «Ща»?
- Обратите внимание на то, что в паре «дояр – доярка» название лица мужского пола по профессии образовалось от существительного женского рода, а не наоборот, бессуффиксным способом словообразования.
- Слайд 10. Германия.
В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла, и с последним ударом дружно, с радостными приветствиями «впрыгивают» в Новый год.
Символ нового года в Германии – трубочист. Кто прикоснётся к нему и измажется сажей, будет счастлив.
- Слайд 11. Спишите словосочетания, обозначив все известные вам орфограммы:
Встречают в Германии, разного возраста, отбивают полночь, взбираются на стулья, прикоснётся к нему, будет счастлив.
- Разберите словосочетание: встречают в Германии.
- Слайд 12. Шотландия.
В Шотландии в новогоднюю ночь всей семьёй собираются у камина, смотрят на огонь, который, по преданию сжигает все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелка часов приближается к 12, глава семьи молча открывает дверь настежь – пока часы бьют, в неё, считается, выходит старый год и входит новый. Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.
- Слайд 13. Спишите предложение и выполните его синтаксический разбор.
Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.
- Нужен ли знак препинания в предложении перед союзом И? Почему?
- Разбор выполняется на доске.
- Слайд 14. Франция.
Французского Деда Мороза называют Пэр Ноэль. Он приходит в каждый дом, раздаёт подарки, а дети для него танцуют, поют, читают стихи.
Франция подарила нашему языку слова: пальто, кашпо, пюре, купе.
- Как называются эти слова и почему? (эти слова несклоняемые, потому что они не изменяются по падежам)
- Можно ли показать род этих существительных? (Род этих существительных можно показать с помощью зависимых прилагательных или глаголов в прошедшем времени)
- Слайд 15. Образуйте словосочетания, подставив нужные окончания именам прилагательным (в этом задании использованы не только слова, пришедшие к нам из французского языка).
Тёплое пальто, картофельное пюре, удобное купе, грустный пони, строгое жюри, красивый тюль, крепкий кофе, сладкое какао, весёлый какаду.
- Кто такой какаду? (какаду – попугай)
- В чём особенность произношения слов: «пюре», «купе»? (в этих словах перед гласной Е произносится твёрдый согласный)
- Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв? (тёплое, строгое, удобное) Почему? (буква е обозначает два звука после гласной)
- А почему вы не назвали «картофельное»? (в нём количество букв и звуков совпадает, так как мягкий знак не обозначает звука)
- Выполните фонетический разбор слова «тюль».
- Слайд 16. Россия.
И заканчиваем своё небольшое путешествие мы в России.
Обычай украшать новогодние ёлки появился в далёкие времена, Древние люди верили, что в ели живёт дух леса, который хранит растения, зверей и птиц. Чтобы задобрить духов, развешивали на ёлках лакомства.
- Слайд 17. Задание (работа в парах): определите устно, какой частью речи являются слова (лакомство – 1 вариант, (на) ёлках – 2 вариант) и докажите принадлежность слов к части речи. В своём рассуждении используйте слова последовательности мысли, речи: во-первых, во-вторых, в-третьих, итак.
(Доказательство принадлежности слова к существительным строится по образцу устного разбора этой части речи:
Ёлка – это имя существительное, так как, во-первых, отвечает на вопрос «что?» и обозначает предмет. Во-вторых, слово «ёлка» имеет морфологические признаки имени существительного: неодушевлённое, нарицательное, женского рода, 1 склонения, во множественном числе, в предложном падеже. В-третьих, в предложении это слово с предлогом является обстоятельством. Значит, ёлка – имя существительное.)
- Слайд 18. Вот и закончилось наше путешествие.
Подведём итоги!
- Что мы повторили об имени существительном?
- Что нового вы узнали о традициях празднования Нового года в разных странах Европы?
- А для чего знакомиться с традициями других стран?
- Домашнее задание. Напишите, как встречают Новый год в вашей семье.
Список литературы
- Шин С.А. Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин, игр для учащихся 6-х классов. Вместе весело играть… – Ростов, «Феникс», 2002.
- Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа.