Русский язык
-
Урок русского языка "Все знаки в гости к нам" (5-й класс) 2009
Понятие знаков очень разнообразное, много систем знаков. Немаловажную роль в языке играют знаки препинания. Цель урока: повторить основные пунктуационные правила, закрепить навыки постановки знаков препинания, убедиться в необходимости бережного отношения к пунктуационным знакам.
-
Урок русского языка "Чудное мгновение" 2009
На таком уроке проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются творческие способности и навыки групповой работы. На протяжении всего урока идёт разнообразная работа с текстами. Дети учатся видеть, слышать, сопоставлять и высказывать своё мнение.
-
Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" 2009
Цели урока: повторить правила, регулирующие выбор и постановку знаков в бессоюзном сложном предложении, а также закрепить навыки определения вида сложного предложения и грамматических основ, узнать стилистические особенности бессоюзного сложного предложения.
-
Смысловые группы наречий 2009
Урок призван дать понятие о смысловых группах наречий, научить определять смысловой разряд наречий, выработать навыки правильного употребления в речи наречий, обогащать речь учащихся наречиями разных смысловых разрядов.
-
Урок развития речи в 9-м классе "Стили речи и эпистолярный жанр" 2009
XXI век - век высоких технологий, скоростного Интернета, век виртуального общения. Люди утрачивают потребность в написании писем, так как оно требует временных затрат. Но ведь только в письме к близкому человеку мы можем поделиться переживаниями, выразить чувства, "излить душу". Цель данного урока - возродить российские традиции эпистолярного жанра, углубить знания учащихся о языке как многоуровневой системе; повышать лингвостилистическую культуру учащихся, совершенствовать умение написания делового, официального, личного письма, расширять кругозор учащихся знаниями из истории письма.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Сравнение как средство выразительности речи" 2009
Урок знакомит обучающихся со сравнением, с его строением, разновидностями, способами выражения, ролью в тексте; у детей формируются умения использовать сравнение в своей речи, совершенствовать речь, развивать воображение. Урок должен вызвать интерес к языковым особенностям творчества А.С. Пушкина. Дети должны уметь систематизировать свои знания по пунктуации (обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, сравнительным оборотом и фразеологическими оборотами), по орфографии - правописание корней -равн-, -ровн-.
-
Формирование слоговой структуры слова 2009
Дети с проблемами в развитии нуждаются в особом внимании со стороны взрослых. Наше учреждение посещают дети с речевыми нарушениями. Задача речевой группы сводится к тому, чтобы сформировать у ребенка умение ясно, четко, грамматически правильно выражать свои мысли, умение задавать вопрос, построить ответ, дополнить собеседника. Это необходимо ребенку для успешного обучения в школе. У большинства детей, посещающих речевую группу, нарушена грамматическая сторона речи, т.е. дети неправильно строят предложения, изменяют слова, нарушается порядок слогов. Основная цель занятия - закрепить полученные знания, поддержать интерес к обучению грамоте, формировать слоговую структуру слова, развивать фонематический слух, логическое мышление, память.
-
Прямая речь и ее замена косвенной, 7-й класс 2009
Урок в 7-м классе по системе Л.В. Занкова, рассчитанный на 2 часа, представляет собой исследовательскую и практическую деятельность. Групповая (парная) форма работа помогает активнее воспринимать тему. Во время занятия ученики самостоятельно изучают теоретический материал, закрепляя его в ходе парной самостоятельной работы. Предложения для исправления ошибок предупреждают появление речевых недочётов в сочинениях и других письменных работах.
-
"Культурологический аспект в изучении русского языка. Роль и значение фразеологических оборотов в современном русском языке" 2009
Цель работы: изучение фразеологических оборотов как элементов национальной русской культуры; исследование проблем возникновения, функционирования, значения устойчивых словосочетаний, представляющих непреходящий интерес для анализа в области лингвистики, культурологии, истории, этнографии и других отраслей науки; расширение знаний учащихся о роли фразеологизмов в образном строе речи.
-
Обобщающий урок по теме "Наречие с использованием регионального компонента" 2009
Цели и задачи: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о наречии, способствовать развитию у школьников речи, мышления, воспитывать интерес к русскому языку, прививать любовь к родному краю.
-
Открытый урок русского языка в 9-ом классе по теме "Пунктуация сложных бессоюзных предложений" 2009
План-конспект открытого урока русского языка в 9-м классе, который призван обобщить, систематизировать и углубить ЗУН учащихся по синтаксису сложного бессоюзного предложения, совершенствовать пунктуационные умения и навыки по изученной теме.
-
Урок русскиго языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" (3-й класс) 2009
Цель: закрепить умение проверять правописание безударных гласных в корне слова, развитие связной речи учащихся; отработка навыков обосновывать ответы, составлять мини-тексты, работать на компьютере.
-
Учимся писать Эссе 2009
Статья стала результатом проектной деятельности учителя и учащихся, направленной на подготовку детей к выпускным и вступительным экзаменам по русскому языку в форме ЕГЭ. В ней отражаются основные этапы работы по подготовке и написанию части С. Благодаря этим материалам, учителя русского языка смогут правильно построить свою работу с выпускниками по подготовке к экзамену.
-
Урок русского языка по теме "Наречие. Значение и грамматические признаки наречия" (7-й класс) 2009
Урок объяснения нового материала с использованием информационно-компьютерных технологий. Способствует активизации зрительной памяти и мыслительной деятельности учащихся.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Буквы -о-, -а- в корне -лаг-, -лож-" 2009
Представленная разработка является уроком-путешествием, где в занимательной форме изучается данная тема. На уроке используются разные виды работ: разгадывание загадок, работа с раздаточным и наглядным материалом. Всё это преподносится в игровой форме, поэтому дети легко усваивают тему.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Письмо" 2009
Урок знакомит учащихся с историей создания эпистолярной литературы, с письмом как эпистолярным жанром разговорного стиля, его особенностями. Задания, предлагаемые на уроке, развивают речь учащихся, расширяют их словарный запас.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Лексика" 2009
Узнать интересное, разгадать трудное... Кто же не мечтает об этом?! А ведь истинное удовольствие от своих маленьких побед можно получить и от того, что ты узнал новое слово, или от того, что старое, привычное слово открылось тебе совсем по-новому. Речь на уроке пойдёт о словах, которые знакомы каждому с детства, о словах, которые мы произносим чуть ли не каждый день: образование, школа, товарищ, нельзя, портфель, ошибка, радуга...
-
Урок русского языка в 5-м классе "Понятие о литературном языке" 2009
Задачей урока является раскрытие понятия «литературный язык» как основной разновидности национального языка, образцового языка, уникального явления, основы русской художественной литературы, части культуры человека.
-
Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого" 2009
Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение.
-
"Рассуждение как тип речи". Разработка урока по русскому языку. 9-й класс 2009
Тема урока "Рассуждение как тип речи" актуальна в связи с введением новых форм проведения итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах; кроме того, с помощью рассуждения по какому-либо вопросу или данной проблеме учащиеся совершенствуют умения доказывать свою точку зрения, логически мыслить и выражать свои мысли в устной и письменной речи. С типами речи (описание, повествование) учащиеся ознакомлены еще в начальных классах, в 9-м классе ставится цель: обобщение знаний по теме "Типы речи"; выявление отличий рассуждения от описания и повествования; совершенствование устной и письменной речи учащихся. Для систематизации материала необходимо вести записи в тетрадях по развитию речи, где затем пишутся все сочинения.
-
Урок русского языка с использованием технологии группового обучения по теме "Путешествие в город Глаголинск" (систематизация и обобщение изученного по теме "Глагол") 2009
Урок призван обобщить и систематизировать изученный материал о глаголе; совершенствовать умение обучающихся определять морфологические признаки глаголов; развивать орфографические, пунктуационные и творческие навыки обучающихся; развивать навыки самостоятельной работы со справочной литературой; воспитывать нормы речевой культуры.
-
Подготовка к сочинению на морально-этическую тему по данному началу, 8-й класс 2009
Урок даёт возможность учащимся самоопределиться, какая из предложенной темы начала сочинения им ближе и легче для осмысления. Прежде чем провести с учащимися беседу на морально-этическую тему по представленным программой темам, повторяются и закрепляются основные составляющие типа речи "Рассуждение". Для каждого учащегося подготовлены памятки-шпаргалки, опираясь на которые детям легче писать рассуждение. Чтобы написание сочинения не вызвало затруднения, в течение урока выясняем, что такое нравственность, долг, преданность и другие морально-этические термины. Используем мудрые изречения народа, высказывания знаменитых людей. В конце урока учащиеся, самоопределившись по теме сочинения, объединяются в группы по интересам и готовят защиту по выбранной теме.
-
Урок истории и русского языка "Принятие христианства на Руси как социально-политический процесс" 2009
Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С.Иванова "Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её характер, а также практически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей.
-
Обобщение и систематизация материала по теме "Деепричастие" 2009
Содержание урока, его форма, методы и приемы обучения направлены на решение поставленных задач. Урок сопровождается презентацией (19 слайдов). Применение ИКТ на уроке необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка; активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок.
-
Методическая разработка урока русского языка "Читая миниатюры М.М. Пришвина…" (комплексный анализ текста), 10-й класс 2009
Урок учит совершенствовать умение анализировать текст, его структуру, языковые особенности. Главная цель анализа художественного текста - обучение школьников технологии построения собственного текста на примере классики. Обращение словесников к использованию ИКТ – попытка поднять интерес ученика к изучению русского языка, поэтому учащимся предлагаются задания творческого характера (создание собственных презентаций). На уроке можно увидеть самостоятельную работу учащихся (конструирование текстов лингвистического содержания с помощью клише, создание синквейнов).
-
Урок-путешествие по теме "Морфологический разбор наречий", 7-й класс 2009
Урок призван познакомить учащихся с морфологическим разбором наречий как части речи; формировать умения определять грамматические признаки наречия в морфологическом разборе; обогащать речь школьников за счет использования наречий в речи; воспитывать умение взаимодействия.
-
Повторение и систематизация материала по теме "Правописание одной и двух букв Н в полных именах прилагательных и причастиях" 2009
Наряду с заявленной темой урока ставятся цели развития речи учащихся и воспитания чувства прекрасного, любви к родной природе с помощью предлагаемого для анализа текста. Урок сопровождается презентацией.
-
Региональный компонент на уроках русского языка. Урок "Описание внешности представителя этнической группы в научном стиле" 2009
Включение регионального компонента оказывает влияние на формирование личности учащихся. Уроки с использованием материала о родном крае не только познавательны, но и имеют обучающий характер. Подобная работа увлекает ребят и вызывает у них живой интерес. Использование регионального компонента осуществляется через уроки развития речи.
-
Разряды имен прилагательных (6-й класс) 2009
Цель урока: закрепить изученный материал о разрядах имен прилагательных, знать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных, отрабатывать умение определять разряды, уметь обосновывать свое мнение; развивать творческие способности учащихся, монологическую и диалогическую речи, развивать память школьников, наблюдательность, познавательный интерес к предмету, умение самостоятельно обобщать материал, делать выводы.
-
Урок русского языка в 11-м классе "Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи" 2009
Целями урока является отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи, выработка орфографической зоркости, развитие речи учащихся. Урок проводится в 11-м классе в ходе подготовки к ЕГЭ.