Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обращение"

Разделы: Русский язык


Дидактическая цель: создать условия для активного закрепления знаний по теме "Обращение" средствами системы вопросов и заданий для самостоятельной работы на разных этапах уровневого характера.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели по содержанию урока:

  • Образовательная - систематизировать знания учащихся о роли обращения в различных стилях речи.
  • Развивающая - продолжить формировать умение проводить исследовательскую работу по тексту художественного произведения; слушать выступления и извлекать необходимую информацию; совершенствовать речевые умения по выразительному чтению; самостоятельно конструировать предложения.
  • Воспитательная - способствовать воспитанию отношения к русскому языку как национальной ценности русского народа средствами содержания урока.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: тексты А. С. Пушкина: повесть "Капитанская дочка", стихотворения, отрывки из писем Пушкина к брату, текст комедии Н. В. Гоголя "ревизор", дидактические материалы, карточки с заданиями. Русский язык: учебник для 8. Практика. Под ред. Ю.С. Пичугова.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация.

Учитель сообщает общую цель урока, объясняет, в какой форме в конце урока будет осуществляться проверочная работа.

Затем учащимся предлагается определить для себя цель урока -

а) вспомнить определение обращения; особенности его употребления в разных стилях речи;

б) продолжать учиться находить обращения в текстах, правильно ставить знаки препинания при обращении;

в) совершенствовать умение употреблять обращение в своей речи и составлять предложения. Тексты, используя обращения.

3. Актуализация знаний и умений. Систематизация полученных знаний.

1) Беседа:

а) Какой раздел лингвистики изучаем?

б) Назовите основные единицы синтаксиса?

в) Чем может быть осложнено простое предложение?

г) Что такое обращение? Назовите его основную функцию?

д) Какими еще признаками обладает обращение?

е) Из домашнего упражнения зачитываются предложения и указывается вид обращения, чем оно выражено.

2) Использование обращений в разговорном стиле. Выступление учащегося, который работал со 2 главой повести А.С.Пушкина "капитанская дочка".

3) Запишите диалог, объясните постановку знаков препинания, прочитайте выразительно.

- Ну, ну, Савельич! Полно, помиримся.

- Эх, батюшка Петр Андреевич! - отвечал он с глубоким вздохом.

4) Роль обращений в художественном стиле. Выступление учащегося (стих-е Пушкина по выбору учителя и учащегося).

5) Записать тексты, прочитать выразительно.

Простите, мирные долины,

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный,

И вы, знакомых гор вершины,

Журчи, журчи свою мне быль.

И вы, знакомые леса.

а) найдите обращения;

б) определите вид определений;

в) какой поэтический прием использован.

6) Перед вами отрывки из писем Пушкина брату Льву Сергеевичу; прочитайте, найдите обращения.

  • Какие чувства передаются через такие обращения?
  • С какой интонацией произносятся обращения?

(Письма учитель может взять по своему выбору).

7) Распространите данные одиночные обращения, используя слова: дорогой, милый, уважаемый.

:Наташа! Большое тебе спасибо за хорошее письмо.

:коллега! В ответ на Ваше письмо от 21 мая 1990 г. сообщаю следующее.

: мамочка, прости, пожалуйста, что я так долго не писал.

8) Придумайте предложения-призывы с обращениями: школьники, юные спортсмены, ребята.

Где могут быть использованы эти предложения?

Какой знак препинания лучше поставить в этих предложениях?

Самостоятельная работа.

1) Найдите в комедии Н.В.Гоголя "ревизор" предложения с обращениями. Положительная или отрицательная характеристика дается персонажу?

2) Записать поэтические строчки (по выбору учителя), расставить знаки препинания. Составить схемы предложений.

3) Составьте, используя различные обращения, первые строчки писем, которые вы написали бы другу, родителям, учителю.

4) Переделайте предложения так, чтобы подлежащее стало обращением:

Вы огородники боритесь за отличный урожай высококачественных овощей.

5) Отредактируйте письмо.

Рекомендации: данные задания для самостоятельной работы могут быть использованы для коллективной, индивидуальной, групповой работы. Проверяются фронтально, индивидуально, выборочно.

Домашнее задание:

а) прочитать параграф, приготовить пересказ;

б) выполнить упражнение;

в) написать, используя обращения:

  • письменное поздравление товарищу с днем рождения,
  • приветственное слово юбиляру;
  • приглашение на школьный праздник.

 ПРИЛОЖЕНИЯ

* Ты на меня дуешься, милый; нехорошо. Пиши мне пожалуйста и как тебе угодно; скажу - мне без тебя скучно: Радость моя, хочется мне с вами увидеться, мне в Петербурге дела есть.

* Брат, ты мне пришлешь немецкую критику Кавказского пленника? да книг, ради бога книг: Прощай, моя радость:

* Мне хочется, душа моя, написать тебе целый роман - три последние месяца моей жизни.

А.С. Пушкин - Л.С. Пушкину

2. Задание. Прочитайте письмо. В чем его недостатки? Исправьте его и запишите.

Здравствуй, Валя!

Валя, как ты живешь? Я живу хорошо. Валя, вчера мы были на экскурсии, было очень интересно. Валя, приезжай ко мне. Я за тобой очень соскучилась. У нас все благополучно. Моя мама получила премию за перевыполнение плана. Передай привет своей маме. Будь здорова, Валя.

Твоя подруга Лида.