Урок русского языка по теме "Основные виды обстоятельств"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. повторить и углубить знания учащихся об обстоятельствах, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения;
  2. развивать умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  3. совершенствовать навыки самостоятельной работы;
  4. совершенствовать пунктуационные навыки;
  5. развивать связную речь учащихся.

Технология: РКМЧП
Приёмы технологии: «Знаю – Хочу узнать – Узнал», «Составление памятки».
Оборудование:

  • маркировочные таблицы для всех учащихся;
  • распечатка фрагмента статьи справочника по орфографии и пунктуации для всех учащихся.

Ход урока.

1. Оргмомент.
Запись в тетрадях: число, классная работа.

2. Орфографическая работа: объяснить постановку дефиса в словах. (Один учащийся выполняет работу на доске.)
Далеко - далеко, писатель - прозаик, тёмно - синие, что-то, скажи-ка, по-английски, чуть-чуть, по-зимнему, кое-кто, когда-нибудь, из-за поворота, северо-западный, рак-отшельник, Москва-река.

3. Вызов.
Запись в тетрадях темы урока. Постановка целей и задач урока.
Учитель. Мы познакомились на предыдущих уроках с двумя второстепенными членами предложения: дополнением и определением. Сегодня мы завершим знакомство с второстепенными членами, изучив основные виды обстоятельств. Обстоятельство как второстепенный член предложения вам уже известен. Какие слова из орфографической работы могут быть обстоятельствами в предложении? На какие вопросы они отвечают? Каким способом связаны со словами, от которых зависят?
Составьте с ними предложения, укажите, чем выражены обстоятельства и их значение. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, потом читают составленные предложения, называют обстоятельства, определяют их значение, указывают способы выражения.
(Например: Подошедший к нам иностранец говорил (как?) по-английски. (Где?) Далеко-далеко на востоке поднималось ослепительное солнце. (Откуда?) Из-за поворота выехала грузовая машина. (Когда?) Когда-нибудь нам пригодится то, что мы учим сегодня.)

 Работа с маркировочной таблицей. Приём «Знаю – хочу узнать – узнал».
Приложение 1
Учитель. Заполните левую колонку таблицы («Знаю») известными вам сведениями об этом второстепенном члене предложения с учётом выполненной письменной работы.
Обмен мнениями, обсуждение, дополнение записей. («Знаю»: 1) Обстоятельство – это второстепенный член предложения; 2) обстоятельство обозначает признак действия или другого признака; 3) обстоятельство обычно зависит от сказуемого;4) обстоятельства отвечают на вопросы: как? куда? откуда? где? когда? и др.; 5) обстоятельство обычно выражается наречиями, деепричастиями или существительными в косвенных падежах (с предлогами или без них).
Учитель. Что нового вы хотели бы сегодня на уроке узнать об обстоятельстве? Заполните вторую графу таблицы ( «Хочу узнать»).
Слушаем вопросы, поставленные учащимися.

4. Осмысление.
Учитель. Дополните свои знания, самостоятельно изучив: 1) материалы учебника на с.85-88 (Учебник «Русский язык» 8 класс. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко: М., 2006); 2) фрагмент научной статьи из справочника по орфографии и пунктуации (Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во., 1994. – 368 с. ISBN 5 – 7688 – 0658 – X, с. 160 – 169). Приложение 2
Сделайте выводы, учитывая сведения, полученные вами при выполнении письменной работы в начале урока. Примеры записывайте в тетрадях.
Продолжение работы с маркировочной таблицей.
(Учащиеся самостоятельно изучают новый материал и заполняют оставшуюся колонку маркировочной таблицы – «Узнал».)
Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся. Приложение 3
- Что нового вы узнали об обстоятельстве?
(1) По своим значениям обстоятельства делятся на следующие группы: образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки. 2) Значение обстоятельства устанавливается по вопросу. 3) Обстоятельства могут быть выражены фразеологическими оборотами, деепричастиями, деепричастными оборотами, сравнительными оборотами, неопределённой формой глагола. 4) Выделяются запятыми обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. 5) Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, зависит от ряда условий. 6) Обстоятельство связывается со словом, от которого зависит, при помощи управления или примыкания.)
- Что показалось вам непонятным, сложным? Что требует дополнительных разъяснений?
( Как различать роль неопределённой формы глагола в предложении: когда НФ является частью СГС, когда – дополнением, когда – обстоятельством цели? Условия обособления обстоятельств.)
Учитель. Мы постараемся разобраться в этих вопросах в ходе выполнения тренировочных упражнений.
(Учебник «Русский язык» 8класс. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко: М., 2006)
 Упражнение 192 (определение роли неопределённой формы глагола в предложениях).
 Упражнение 193 (отработка пунктуационных навыков в предложениях с обстоятельствами).

5. Рефлексия. Приём «Составление памятки».
Учитель. Вот мы с вами и познакомились с обстоятельством. Был ли урок интересным для вас? Получили ли вы ответы на вопросы, которые сами поставили в начале урока? (Ответы ребят.)

Составьте памятку «Что нужно знать об обстоятельстве?».
(Работа в группах по 4-5 человек. Учащиеся составляют памятки, обсуждают в группах, зачитывают классу, дополняют.)
(Приложение 4)

 6. Домашнее задание.
- Упражнение 194 (I, II);
- Составить тест «Обособление обстоятельств».