Цели:
- закрепить знания учащихся по теме «Лексика»;
- обратить внимание к вопросам истории языка, а также целенаправленно обратиться к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи;
- научить использовать заимствованную лексику в различных сферах и ситуациях общения;
- сформировать важнейшие навыки работы с лингвистическими словарями;
- ознакомление с разными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое);
- освоение понимания чужой речи, а также приемов оптимального построения высказываний;
- организовать работу на разных уровнях общения (Индивидуальной, парной, групповой);
- формировать представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка;
- совершенствовать умения творческого письма у учащихся.
Моделирование урока:
- Орг. момент.
- Орфографическая работа.
- Выборочная работа.
- Работа с маркировочной таблицей.
- Слово учителя.
- Работа в группах.
- Творческая работа.
- Домашнее задание.
Методика проведения мастерской
Стадия урока |
Задачи |
Педагогический прием |
Роль учителя |
ВЫЗОВ |
- актуализация знаний; |
Маркировочная таблица (систематизация новых знаний) |
направляющая; |
ОСМЫСЛЕНИЯ |
- умение формулировать свои мысли; |
- чтение текста; |
мотивирующая; |
РЕФЛЕКСИЯ (РАЗМЫШЛЕНИЯ) |
- корректировка и систематизация знаний |
- презентация группы; |
фиксирующая. |
Ход мастерской
(Мастерская рассчитана на два урока.)
1. Орг. момент (2 мин.)
Объявление темы и целей урока.
2. Орфографическая работа (3 мин.)
Словарный диктант.
Мансарда, кольт, силуэт, бешамель, френч, галифе, браунинг, Блерио, маузер, Форд, шрапнель, баббит, гальваника, макинтош, бойкот, дизель, ремингтон, магнолия, георгин, сандвич, пралине, ампер.
3. Выборочная работа (5-7 мин)
Учащимся предлагается проверить записанные слова. Им раздается материал №1 (приложение 1), по которому они проверяют правописание слов, и что они означали первоначально.
На полях ученики должны сделать пометки «+» - знакомо слово, и «-» - не знакомо слово.
После такой работы ребята делают вывод (все эти слова являются фамилиями).
4. Работа с маркировочной таблицей (10 мин.)
Раздается материал №2 «Лексическое значение слов-фамилий» (приложение 2).
Задание 1. Сделайте пометки на полях, согласно маркировочной таблице.
Задание 2. Заполните маркировочную таблицу.
Вывод. Все эти слова в русском языке являются заимствованными.
5. Слово учителя (4 мин.)
Давайте вспомним, что по происхождению в словарном составе русского языка имеются исконно русские слова (т.е. такие, которые возникли в русском языке) и заимствованные слова (т.е. такие, которые взяты из других языков).
Заимствуются слова из других языков в силу разных причин:
- для названия заимствуемых предметов, орудий, понятий и т.д.;
- для уточнения названий сходных предметов, орудий, машин и т.д.
В русском языке не так много таких слов, которые произведены от собственных имен, но среди иностранных заимствований их имеется большое количество. Почему русский народ не любит таких именных слов, трудно сказать. А в иностранных языках множество слов, которые называют изобретения собственным именем изобретателя. Например, «маузер» - фамилия изобретателя системы револьвера. Интересно, что Маяковский в своем «Левом марше» олицетворяет маузер, обращаясь к нему так, как будто называет его по фамилии, хотя Маяковский, вероятно, не знал, что Маузер – действительно фамилия немецкого изобретателя.
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы! Ваше
Слово, товарищ маузер!
Многие виды цветочных растений названы в честь лиц, привезших их впервые в Европу, например, «камелия» по фамилии иезуита-миссионера Камелля, привезшего из Японии луковицы этого, китайского по происхождению, цветка в Англию в 1791 г.
Французский писатель Дюма, сын известного автора «Трёх мушкетёров», написал пьесу, в которой героиней была женщина со сложной судьбой, страстно любящая камелии и трогательно умирающая от чахотки, окружённая этими цветами.
Пьеса эта называлась «Дама с камелиями» и имела такой успех, что саму несчастную красавицу и женщин её типа стали называть камелиями.
Следует заметить, что при заимствовании чужие слова в русском языке претерпевают фонетические, смысловые, морфологические изменения, а также изменения в составе слова.
Возьмем, например, слово «макинтош» - фамилия шотландского технолога, который изобрел способ, как делать ткань непромокаемой, пропитывая ее раствором резины. Такая прорезиненная ткань, а также плащи, сделанные из нее, назывались первоначально макентошевыми, а затем просто макинтошами.
6. Работа в группах (15 мин.)
Такую работу можно назвать « История и жизнь одного «иностранца».
Учащие делятся на три группы. Каждой группе раздается материал №3 (приложение 3), где рассказывается об истории слова. (Каждой группе предложено определенное слово.)
Задание группам:
- расскажите историю слова.
- сделайте презентацию заданного слова.
Варианты:
- миниатюра «неожиданное знакомство со словом …»
- рекламный проект.
7. Творческая работа (можно использовать методику написания изложения)
- Работа с текстом «Твердолобый капитан» (приложение 4).
а) почему рассказ так называется?
б) какая идея этого текста?
в) разделите текст на части, и каждую часть назовите.
- Составление синквейна.
Синквейн - это пятистрочный стих.
№ строки |
Содержание строки |
1 |
Существительное |
2 |
Прилагательное + Прилагательное |
3 |
Глагол + Глагол + Глагол |
4 |
Крылатое выражение |
5 |
Ассоциация |
Пример:
Бойкот
Твердый, жестокий
Заставляет, унижает, объявляет
За что боролся, на то и напоролся
Одиночество, изгой
- Выполнение творческой работы.
На выбор учащимся темы работ: «Дневник Чарльза Бойкота», «Мне хочется дать совет Чарльзу Кенингему Бойкоту», «Моё знакомство с твердолобым капитаном».
8. Домашнее задание
- Составить 3-4 кластера со словами – фамилиями. (В основе кластера могут быть физика, химия, кулинария, одежда т.д.)
- Сделать лексический разбор 3-х слов (по выбору учащихся).