Школьный курс изучения фонетики тесно связан с морфологией и лексикой.
Урок обычно начинаю с вопроса: что было задано на дом. Ученик должен дать полный развернутый ответ; назвать изучаемую тему и подробно рассказать о задании к упражнению.
После ответа начинается проверка домашнего задания. Большое внимание обращаю на знание грамматических правил и практическое применение в речи учащихся. На каждом уроке обязательно повторяю часть ранее пройденного материала, увязывая его с темой нового урока.
При изучении фонетики необходимо использовать знания учащихся по ней, полученные в начальной школе.
Я ставлю отметки не только за выполнение домашних заданий, но и за ответы по объясненному новому материалу; если ученик при этом активно работает и неоднократно толково отвечает с места, то двоек за ответы в процессе закрепления нового материала никогда не ставлю.
Качество полученных знаний зависит прежде всего от работы на уроке. Поэтому я тщательно готовлюсь к каждому уроку: продумывая в деталях каждый этап и даже предполагаемые ответы учащихся. Такая подготовка позволяет мне точно распределить время на уроке, выполнить намеченный план, не задерживая учащихся после звонка.
При объяснении предпочитаю индуктивный способ преподнесения материала, поэтому ставлю вопросы так, чтобы дети сами приходили к правильному выводу. При этих условиях учащиеся более сознательно усваивают тему, работают активнее и легче подбирают свои примеры.
Закрепление нового материала стараюсь разнообразить: здесь имеет место и работа с учебником, и устные и письменные упражнения, и работа с орфографическим словарем и т. д.
Одним словом, упражнения по закреплению должны быть интересными, яркими и воспитывающими.
Все мои учащиеся приобрели орфографические словари, работу с которыми нельзя забывать в течение всего периода обучения детей русскому языку. Работа со словарем имеет большое значение для усвоения орфографии и для развития речи.
Далее я большое значение придаю наглядности.
Использование наглядных таблиц при объяснении материала не только помогает лучшему и прочному усвоению нового материала, но и экономит время. Много наглядных пособий приходится готовить самому. В целях экономии времени я обычно применяю выборочную запись на доске и в тетрадях: предложение зачитывается целиком, а записываются только некоторые слова или словосочетания.
Для поднятия орфографической грамотности трудные для правописания слова (участвовать, чувствовать, опасность, блеснуть, гигантский, расчет, рассчитывать, шел и т.п.) постоянно ввожу в работы обучающего и контрольного характера.
Постоянно веду борьбу за правильную устную речь учащихся, добиваюсь содержательных ответов, вообще борюсь за культуру речи.
Нельзя мириться с фактами неправильной постановки ударения, например, в таких словах, как ходатайство, средства, портфель, шофер, документ, молодежь и т.д.
Много места уделяю различным видам грамматического разбора в пределах, доступных для учащихся 5 класса.
Значение грамматического разбора, и в частности фонетического, очень велико. При правильной его постановке учащиеся более глубоко и четко усваивают грамматические явления. То, что недостаточно было понято учениками при объяснении нового материала, становится ясно после ряда упражнений по разбору, так как при этом довольно подробно анализируются с разных сторон особенности изучаемых явлений.
Фонетика обязательно должна быть пройдена так, чтобы учащиеся усвоили соотношения между звуками и буквами, между произношением и правописанием.
Звуки речи следует рассматривать не только вне слов, но и обязательно в словах, во взаимодействии с другими звуками.
Сообщив учащимся на уроках основные сведения о нормах русского литературного произношения, на протяжении всего курса я слежу за правильным их соблюдением.
УРОК №1
ТЕМА УРОКА: "ВУКИ РЕЧИ".
"Гласные и согласные звуки"
Сообщаю учащимся, что в 5 классе они приступают к изучению курса "фонетика". Изучение фонетики начинаю с ознакомления с органами речи и звукообразованием.
Звуки речи произносятся благодаря работе органов речи: дыхательного аппарата, гортани, полости рта; полости носа; голосовые связки сходясь и натягиваясь, преграждают выход выдыхаемому воздуху, который, прорываясь, образует звуковые волны. (Ученики прикладывают к гортани палец, произносят гласные и звонкие согласные звуки, проверяя этим работу гортани на ощупь).
Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.
1. Из чего состоит каждое слово? (Из звуков)
2. Сколько звуков в слове стол? Ручка?
3. Сколько звуков в слове ключ?
4. Что мы наблюдаем одинаковое в данных словах? (Одинаковые звуки).
5.А что разное в этих словах? (Смысловая сторона слова).
Далее говорю: "Итак, слова отличаются друг от друга по смыслу и звучанию".
6. Приведите примеры слов, которые одинаково звучат, но различны по смыслу. / Рой землю, рой пчел /
Затем проходит работа по закреплению материала:
1 . Из чего состоит наша речь?
2. Чем отличаются слова друг от друга?
3. На какие части распадается слово со звуковой стороны? (На слоги, а слоги делятся на звуки).
Сообщаю, что при помощи легких, гортани, мягкого неба: языка, зубов, губ мы произносим звуки. Одни звуки образуются при участии голоса, а другие - без голоса. Напоминаю, что звуки речи делятся на гласные и согласные. При произнесении гласных звуков, воздух, выдыхаемый нами, не встречает препятствие. А при произнесении согласных звуков, воздух, выдыхаемый нами, встречает препятствие. Препятствием могут быть: зубы, гортань, мягкое небо
В русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Согласные звуки состоят из голоса и шума, а также только из шума. В русском языке двадцать согласных звуков: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].
4. Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произношении которых в полости рта воздух встречает препятствие).
5. Из чего состоят согласные звуки? (Одни из голоса и шума, другие только из шума).
6. Из чего состоят звуки [г], [ж], [з]? (Из голоса и шума).
7. Из чего состоят звуки [к], [с], [т], [ш]? (Tолько из шума).
Сообщаю, что особое место в русском языке занимает звук [й]. Он не составляет слога и называется неслоговым или кратким. Далее сообщаю детям, что звуки указываются в квадратных скобках или иначе в транскрипции, чтобы мы отличали их от букв.
Затем выполняется упражнение № 245 и повторяются гласные звуки. После этого выполняется упражнение № 250 и повторяются согласные звуки. Таким образом ученики определяют, какими гласными звуками и какими согласными звуками различаются слова.
Задание на дом: выучить по учебнику пп.40 и 41, письменно сделать упражнение № 246 и 252, постараться выучить скороговорки из упр.№253.
УРОК № 2
ТЕМА УРОКА: "СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ"
ЦЕЛЬ УРОКА: разъяснить, чем отличается мягкий согласный звук от твердого по слуховому ощущению и как обозначать мягкость согласных на письме.
После проверки домашнего задания проводится фронтальное повторение пройденного материала о гласных и согласных звуках примерно по такому плану:
- Какие звуки называются гласными? Перечислите их.
- Какие звуки называются согласными? Перечислите
их.
(Даю еще вопросы на сообразительность учащихся) - Когда все согласные произносятся так же, как и пишутся?
- Когда стоят перед гласными; поэтому написание согласных проверяется гласными: молотьба - молотить; косьба - косить;
- Перед и после согласных л,м,н,р , во всех положениях: углы, обман, ямка, стертый, булка;
- Перед л, м, п, р, в; перед гласными и в конце слов: птица, клещи, свобода, хорек;
- Перед л, м,н,р: звук, декабрь.
После этого объявляю тему урока, записываю на доске, а ученики пишут ее в тетрадях.
На доске записываются слова: мыл- мил, вал- вял, рад- ряд, ров-рев, лук- люк.
Предлагаю учащимся прислушаться к тому, перед какими гласными буквами согласные звуки обозначают твердые звуки, а перед какими- мягкие.
Для ответа на этот вопрос учащимся предлагается для звукового анализа ряд слов: баня, белый, бить, бор, бурый, быстрый, бюро, бязь, бедра.
Учащиеся прислушиваются к первому согласному звуку и устанавливают, что перед а, о, у, ы буква б читается как твердый звук [б], а перед буквами е, ё, и, ю, я читается как мягкий звук [бь].
При этом обращается внимание учащихся на то, что в приведенных словах буквы а, о, у, ы, и соответствуют обозначаемым ими звукам а, о, у, ы, и, а буквы е, ё, ю, я не соответствуют обозначаемым ими звукам, а читаются последовательно как э, о, у, а, зато предшествующая согласная произносится как мягкий звук [бь]. Мягко произносится согласный и перед буквой и /бить/.
Далее учащимся приводятся слова, которые начинаются с других согласных: в, г, д, з, к, л, м, н, р, с, т, ф, х. Они составляют слова (вата и вилка, газета и герб, дым и диск и т. д./ и устанавливают, что все эти согласные читаются как мягкие перед е, ё, ю, я, и,
Особо проводятся наблюдения над словами, начинающимися буквами ж, ш, ц, а также ч и ш. Учащиеся составляют написание и произношение таких слов, как жир, шить, цыган, цинк, чай, щука и другие, устанавливают, что буквы ж, ш, ц всегда обозначают только твердые звуки, а буквы ч, щ - только мягкие звуки.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Выполняется упр. № 258 на доске и в тетрадях.
Задание на дом: выучить П.42; записать в справочной таблице гласные и согласные звуки, а также согласные твердые и мягкие, письменно упр.№ 261.
УРОК № 3. ТЕМА УРОКА "СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ"
УРОК № 4. ТЕМА УРОКА: "АЛФАВИТ"
УРОК № 5. ТЕМА УРОКА: "ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ"
УРОК № 6. ТЕМА УРОКА: ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ МЯГКОГО ЗНАКА"
УРОК № 7. ТЕМА УРОКА: "ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е,Ё,Ю,Я"
УРОК № 8. ТЕМА УРОКА: "СЛОГ. УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ"
УРОК № 9. ТЕМА УРОКА: "СЛОГ. УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ"
УРОК №10. ТЕМА УРОКА: "ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА"
УРОК № 11. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (Итоговый по теме "Фонетика")