Урок русского языка в 6-м классе по теме "Н и НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных"

Разделы: Русский язык


Тема урока: Правописание одной и двух н в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.
Тип урока: урок закрепления.
Цель: формирование навыка правильного написания одной и двух н в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.
Знать: правила написания одной и двух н в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.
Уметь: правильно писать одну и две н в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.
Попутное повторение: повторение изученных ранее правил орфографии и пунктуации.
Оборудование: карточки с заданием, иллюстрации, карточки со словарными словами, учебники, тетради.

Ход урока.

I. Организационный момент.

 II. Вступительное слово учителя.

Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом написания одной и двух н в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.
А сегодня мы потренируемся в написании таких прилагательных, поработаем с текстом, узнаем необыкновенную историю удивительного цветка. Но, прежде всего, вспомним правило.

III. Проверка домашнего задания.

 1. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Давайте попробуем восстановить в памяти правило написания одной и двух н в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.
(Учащиеся излагают правило, приводят примеры).

2.Проверка упражнения 325.

Учитель. - Какие из предложенных словосочетаний «попали» не в тот столбик?
- Как их следует написать? Почему?
(В это время один из учащихся выполняет у доски полный синтаксический разбор предложения, составленного дома.)

н нн
Масля_ое пятно Румя_ое лицо
Песча_ый берег Бесчисле_ые звезды
Овчи_ая шкура Мыши_ая нора
Глиня_ый горшок Деревя_ый стол
Ю_ый натуралист Стекля_ый шар
Оловя_ый солдатик Чугу_ый рельс
Комари_ый укус Регистрацио_ый лист
Безветре_ый день - Клюкве_ый сок
Торфя_ое болото Кожа_ый портфель
  Ветре_ый день
  Соломе_ая крыша

Учитель. А теперь уделяем внимание синтаксическому разбору предложения. (Проверка работы учащегося, стоящего у доски.)

IV. Работа с текстом.

1.Учитель. А теперь мы с вами познакомимся с историей хризантемы. Прочитаем текст, который напечатан на листах, лежащих перед вами.

 Мало кого уже уд__вляющее слово «хризантема» в перевод__ с древн__греческ___ звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим р__стением связывают и (не)обыкнове__ую радость, и исти__ую печаль, и глубочайшую скорбь.
Одно из пр__даний старины ра__казыва__т, что в III веке до н.э. император без сердца, без жалости узнал о существовании цветка (не)земной, божестве__ой красоты, который рос на одном из островов, хранящих множество тайн. Мудрец__ говорили, что из этого растения можно было пр__готовить чудесный на вкус эликсир, помогающий избавит__ся от неизлечимых болезней и уйти от смерти без врем__ни. Но только искре__ий человек мог пр__к__снут__ся к цветку с чудесным действием.
Триста доблес__ных юношей и пр__красных девушек отправились за сокровищем, не имеющим цены. Но могуществе__ому императору так и не удалось дождаться возвращения см__льчаков.
На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцативековая золотая хризантема.

2.Учитель. Ответим на вопросы по тексту:

- Докажите, что перед вами текст. (Все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.)
- Определите тему текста. (История хризантемы.)
- Придумайте заголовок к тексту. (Золотой цветок, Хризантема на гербе Японии и т.д.)
- Работа с лексическим значением слов император, эликсир и их этимологией.
- Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание.

3.Работа в тетрадях.

Учитель. Откройте тетради. В них мы будем выполнять работу по образованию имен прилагательных. (Словосочетания, предложенные для замены, записаны учителем на доске заранее. Работа выполняется параллельно у доски и в тетрадях.) Словосочетания, предложенные для замены, подчеркнуты в вашем тексте. Объясните правописание одной и двух н в суффиксах образованных прилагательных.

предание старины старинное предание
император без сердца, без жалости бессердечный, безжалостный
остров, хранящий тайну таинственный остров
чудесный на вкус эликсир вкусный эликсир
смерть без времени безвременная смерть
цветок с чудесным действием чудодейственный цветок
сокровище, не имеющее цены бесценное сокровище

 
А теперь определите разряд записанных прилагательных. Найдите в тексте качественное прилагательное в простой форме превосходной степени. (Глубочайшую.) Какая часть слова подсказала вам ответ на вопрос? (Суффикс –айш-.) Выполните самостоятельно морфемный разбор двух любых прилагательных.

4.Работа по составлению текста. Самостоятельная работа.

Учитель. А теперь попробуем правильно употребить прилагательные при составлении текста. И в то же время познакомимся с ещё одной версией истории хризантемы. Выполняя эту самостоятельную работу, вы можете использовать как слова для справок, так и собственные прилагательные. ( Текст и слова для справок записаны на доске.)

По другой легенде, родиной этого ___________ растения является Китай. Китайцы уверены в своей _____________ правоте. Они назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По ______________ преданию, ___________ человек, не побоявшийся сорвать в девятый день девятого месяца ____________ цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Слова для справок: подли__ый, необыкнове__ый, стари__ый, бесце__ый, таинстве__ый, мужестве__ый, извест__ый, доблест__ый.

V. Подведение итогов урока.

Учитель. Итак, подведем итоги нашего урока. Сегодня мы не только потренировались в написании одной и двух н в суффиксах имен прилагательных, но и вспомнили правописание некоторых других орфограмм. Мы узнали историю хризантемы, познакомились с этимологией слова «эликсир». Вспомнили морфемный разбор слова и синтаксический разбор простого предложения. Посмотрели, как участвуют прилагательные в создании текста.

VI.Домашнее задание.

Повторить правописание одной и двух н в суффиксах имен прилагательных, упр.323