Тема урока: Правописание одной и двух н в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.
Тип урока: урок закрепления.
Цель: формирование навыка правильного написания одной и двух н в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.
Знать: правила написания одной и двух н в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.
Уметь: правильно писать одну и две н в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.
Попутное повторение: повторение изученных ранее правил орфографии и пунктуации.
Оборудование: карточки с заданием, иллюстрации, карточки со словарными словами, учебники, тетради.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом написания одной и двух н в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.
А сегодня мы потренируемся в написании таких прилагательных, поработаем с текстом, узнаем необыкновенную историю удивительного цветка. Но, прежде всего, вспомним правило.
III. Проверка домашнего задания.
1. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Давайте попробуем восстановить в памяти правило написания одной и двух н в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.
(Учащиеся излагают правило, приводят примеры).
2.Проверка упражнения 325.
Учитель. - Какие из предложенных словосочетаний «попали» не в тот столбик?
- Как их следует написать? Почему?
(В это время один из учащихся выполняет у доски полный синтаксический разбор предложения, составленного дома.)
н | нн |
Масля_ое пятно | Румя_ое лицо |
Песча_ый берег | Бесчисле_ые звезды |
Овчи_ая шкура | Мыши_ая нора |
Глиня_ый горшок | Деревя_ый стол |
Ю_ый натуралист | Стекля_ый шар |
Оловя_ый солдатик | Чугу_ый рельс |
Комари_ый укус | Регистрацио_ый лист |
Безветре_ый день - | Клюкве_ый сок |
Торфя_ое болото | Кожа_ый портфель |
Ветре_ый день | |
Соломе_ая крыша |
Учитель. А теперь уделяем внимание синтаксическому разбору предложения. (Проверка работы учащегося, стоящего у доски.)
IV. Работа с текстом.
1.Учитель. А теперь мы с вами познакомимся с историей хризантемы. Прочитаем текст, который напечатан на листах, лежащих перед вами.
Мало кого уже уд__вляющее слово «хризантема» в перевод__ с древн__греческ___ звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим р__стением связывают и (не)обыкнове__ую радость, и исти__ую печаль, и глубочайшую скорбь.
Одно из пр__даний старины ра__казыва__т, что в III веке до н.э. император без сердца, без жалости узнал о существовании цветка (не)земной, божестве__ой красоты, который рос на одном из островов, хранящих множество тайн. Мудрец__ говорили, что из этого растения можно было пр__готовить чудесный на вкус эликсир, помогающий избавит__ся от неизлечимых болезней и уйти от смерти без врем__ни. Но только искре__ий человек мог пр__к__снут__ся к цветку с чудесным действием.
Триста доблес__ных юношей и пр__красных девушек отправились за сокровищем, не имеющим цены. Но могуществе__ому императору так и не удалось дождаться возвращения см__льчаков.
На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцативековая золотая хризантема.
2.Учитель. Ответим на вопросы по тексту:
- Докажите, что перед вами текст. (Все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.)
- Определите тему текста. (История хризантемы.)
- Придумайте заголовок к тексту. (Золотой цветок, Хризантема на гербе Японии и т.д.)
- Работа с лексическим значением слов император, эликсир и их этимологией.
- Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание.
3.Работа в тетрадях.
Учитель. Откройте тетради. В них мы будем выполнять работу по образованию имен прилагательных. (Словосочетания, предложенные для замены, записаны учителем на доске заранее. Работа выполняется параллельно у доски и в тетрадях.) Словосочетания, предложенные для замены, подчеркнуты в вашем тексте. Объясните правописание одной и двух н в суффиксах образованных прилагательных.
предание старины | старинное предание |
император без сердца, без жалости | бессердечный, безжалостный |
остров, хранящий тайну | таинственный остров |
чудесный на вкус эликсир | вкусный эликсир |
смерть без времени | безвременная смерть |
цветок с чудесным действием | чудодейственный цветок |
сокровище, не имеющее цены | бесценное сокровище |
А теперь определите разряд записанных прилагательных. Найдите в тексте качественное прилагательное в простой форме превосходной степени. (Глубочайшую.) Какая часть слова подсказала вам ответ на вопрос? (Суффикс –айш-.) Выполните самостоятельно морфемный разбор двух любых прилагательных.
4.Работа по составлению текста. Самостоятельная работа.
Учитель. А теперь попробуем правильно употребить прилагательные при составлении текста. И в то же время познакомимся с ещё одной версией истории хризантемы. Выполняя эту самостоятельную работу, вы можете использовать как слова для справок, так и собственные прилагательные. ( Текст и слова для справок записаны на доске.)
По другой легенде, родиной этого ___________ растения является Китай. Китайцы уверены в своей _____________ правоте. Они назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По ______________ преданию, ___________ человек, не побоявшийся сорвать в девятый день девятого месяца ____________ цветок хризантемы, обретает бессмертие.
Слова для справок: подли__ый, необыкнове__ый, стари__ый, бесце__ый, таинстве__ый, мужестве__ый, извест__ый, доблест__ый.
V. Подведение итогов урока.
Учитель. Итак, подведем итоги нашего урока. Сегодня мы не только потренировались в написании одной и двух н в суффиксах имен прилагательных, но и вспомнили правописание некоторых других орфограмм. Мы узнали историю хризантемы, познакомились с этимологией слова «эликсир». Вспомнили морфемный разбор слова и синтаксический разбор простого предложения. Посмотрели, как участвуют прилагательные в создании текста.
VI.Домашнее задание.
Повторить правописание одной и двух н в суффиксах имен прилагательных, упр.323