Интегрированный урок в 6-м классе (география, русский язык, литература, краеведение) с использованием ИКТ "Ветер, ветерок, ветрище"

Разделы: География, Русский язык, Литература


Эпиграф урока:

Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного…

А.С.Пушкин.

Цель урока: освоение знаний о ветре и отражение этого явления в русском языке и художественных образах.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представление об образовании ветра, познакомить с видами ветров (бризы, муссоны);
  • научить описывать ветры разной силы; сформировать представление о значении ветра, ознакомить с розой ветров;
  • повторить правописание слов данной тематической группы, показать отражение образа ветра во фразеологии и художественной литературе.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление на основе причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра;
  • развивать умение определять направление ветра;
  • развивать устную речь учащихся, умение строить рассказ по картинке, навыки мелодекламации, навыки правописания.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе и родному языку, научить видеть красоту окружающего мира, воспитывать глубокое уважение к науке, открывающей загадки окружающего мира.

Оборудование урока: учебники географии и русского языка, сказка Н.Абрамцевой “Сказка о ветре”, запись песни о ветре из к/ф “Дети капитана Гранта”, презентация к уроку, “Музей ветра” (флюгер, барометр, картины художников с изображением ветров, географические карты, диалектизмы Кольского полуострова, фото парусника “Седов”, ветродвигателя), словари.

План урока.

География:

  1. Причины возникновения ветров.
  2. Бризы и муссоны.
  3. Значение ветра.
  4. Определение направления и силы ветра.

Филология:

  1. “Ветер” с точки зрения науки лингвистики.
  2. “Ветер” в русской фразеологии.
  3. “Ветер” в языке поморов.
  4. “Ветер” в художественной литературе.

Ход урока

Звучит песня о ветре из кинофильма “Дети капитана Гранта”.

Учитель географии: Объяснение целей и задач урока.

Учитель литературы: Соединение сегодня в одном уроке разных предметов неслучайно. Ведь каждое явление природы, каждое явление нашей жизни, каждое событие изучается разными науками. Только соединение усилий разных наук даёт целостную картину окружающего мира.

Ветер же – это не только интересное природное явление, но это ещё и излюбленный образ народной поэзии и всей художественной литературы. Образ ветра отразился и в языке русского народа, во многих фразеологизмах. Ветер и будет сегодня героем нашего урока.

Кому не знакомы с детства эти слова:

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…

Или в другом варианте:

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана –
И желанная страна
Вот уж издали видна…

Конечно, это любимая всеми “Сказка о царе Салтане” А.С.Пушина. Но есть о ветре и много других сказок. Одну из них сочинила писательница Наталья Абрамцева.

Мелодекламация сказки Н.Абрамцевой “Сказка о ветре” (Сергунин, Лебедева, Борисова)

Наталья Абрамцева. Сказка о Ветре.

Жил-был Ветер. Хорошо жил. Весело. Время было жаркое, а потому везде и всюду Ветру радовались. Подует Ветер с поля – запах горячих колосьев принесёт. Люди довольны. Ну, а уж если с моря Ветер влажную солёную прохладу принесёт – люди радуются, нарадоваться не могут.

Ветер умел делать множество вещей. Он дружил с мельницей: помогал молоть золотое зерно. Умел надувать парус лодки и гнать её по синему морю. Умел сушить стираное бельё не хуже солнца. И даже страницы книг умел листать Ветер. Правда, не всегда в нужную сторону.

Так было летом. но вот пришла осень. Холодная, сердитая осень. Небо затянулось серыми тучами. Полил сильный дождь. Все по домам попрятались. И люди, и кошки, и собаки, и зайцы, и волки. Вот только Ветер на улице остался. Не было у него дома.

“Попрошу людей пустить меня в дом погреться”, – решил Ветер.

Подлетел Ветер к самому красивому дому, постучал в окно:

– Пустите меня, пожалуйста! Это я, Ветер! вспомните, как мы дружили летом. сейчас мне холодно…

Но люди плотнее закрывали рамы и отходили от окон.

“Они не узнали меня”, – подумал Ветер. Снова постучал в окно, снова пожаловался на осенний холод и дождь, снова попросил пустить его в дом погреться.

Но люди не понимали слов Ветра. Им казалось, что он просто гудит за окнами.

Вдруг кто-то окликнул Ветер. Слова то звенели, как острые холодные льдинки, то казались мягкими и тёплыми, как снежное одеяло. Конечно, это был голос Зимы

– Ветер! – позвала Зима. – Не плачь, Ветер! Я подарю тебе накидку из снежинок. Лёгкую, красивую…

И Зима бросила Ветру накидку из прекрасных снежинок. Ветер примерил накидку и остался очень доволен.

Когда люди посмотрели в окна, они увидели Ветер в снежной накидке и не узнали его. Таким красивым он был.

– Какая красивая новогодняя метелица, – говорили они.

А Ветер летал по заснеженному лесу, размахивал накидкой из снежинок, и ему было немножко обидно, что не ему радовались люди, а красавице метелице.

Учитель географии: Что же такое ветер? Толковый словарь утверждает, что ветер – это движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. Но Толковый словарь знает о ветре не всё. Предоставим слово науке Географии, которая рассказывает о ветре подробнее, точнее…

Проблемный вопрос.

– Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда девается дым? Почему он не заходит в комнату? (Дым выходит в трубу, вытягивается в трубу).

– Почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки и вершины трубы разное давление воздуха. На уровне топки атмосферное давление больше, а на вершине трубы меньше. ( При подъёме на каждые 10,5 м давление уменьшается приблизительно на 1мм) Дым движется из области высокого давления в область низкого).

Такое явление – движение воздуха из области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении)

– Назовите пример такого явления. (Ветер)

Слайд. Атмосфера Земли Ветры Земли

– Известна шутка “Отчего ветер дует? Оттого, что деревья качаются.” На самом деле главная причина возникновения ветра – неравномерное нагревание земной поверхности, а от неё и воздуха, и разница в атмосферном давлении.

Слайд. Направление и сила ветра.

Задание:

Подчеркните значения пониженного давления одной линией, повышенного – двумя:

1. 765мм 755 мм
2. 741мм 770 мм

Покажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях.

765 > 755
741< 770 мм

– Где ветер будет сильнее? (Во втором случае).
– Почему? (Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость).

Задание: Вставьте в предложение пропущенные слова:

Чем больше … , тем больше сила (скорость) ветра.

Показ слайда с ответом.

Обращение к эпиграфу урока.

Учитель литературы: У Владимира Высоцкого в одной из песен есть такие слова: “Мы говорим не ветры, а ветра…” Скажите, а как надо говорить правильно с точки зрения литературных норм? Ветры или ветра? Оказывается, обе формы допустимы, только “ветра” подчёркивают суровость – о тёплых, ласковых ветрах не скажешь “ветра”.

Итак, если говорить о ветре с точки зрения русского языка, то мы отметим, что от существительного “ветер” можно образовать целый ряд однокоренных слов. Давайте посоревнуемся. Кто за тридцать секунд составит самое большое гнездо однокоренных слов к слову “ветер”.

Учитель географии: – Мы с вами говорили о скорости ветра. Теперь работаем с форзацем учебника, описываем признаки одного из ветров: штиль, слабый ветер, сильный ветер, шторм, ураган.

Нам поможет таблица имён существительных, которые обозначают объекты наблюдения:

шест
дым
деревья
дом
небо

Задание: Подберите прилагательные и глаголы к данным существительным, чтобы получилось словесное описание из ветров.

Работа по форзацам.

Учитель литературы: Наши “учёные”-географы хорошо поработали, описывая разные ветры. А теперь самое время поработать “учёным”-лингвистам. Давайте выясним значение фразеологизмов, связанных со словом “ветер”. (Игра с использованием слайда: учитель называет фразеологизм, учащиеся дают толкование). Последний фразеологизм в игре:

Попутного ветра!

Учитель географии: Попутного ветра желали тем, кто отправлялся в дальнюю дорогу по морю. Очень важным становится поведение ветра для человека, оказавшегося в море… Особенно зависели от ветра жители нашего края, поморы, ведь их промыслы всегда были связаны с морем.

Сообщение ученика о влиянии ветра на поверхность моря. (Слайд).

Учитель литературы: В нашем уроке ещё одна лирическая страница.

Известно ли вам, ребята, что гимн Кандалакши, созданный Кольским поэтом Николаем Колычевым, начинается с образа ветра? Первая строфа этого стихотворения звучит так:

Словно ветер в дремучей душе лесной,
Словно лёгкой волны поглаживанье…
Ах, как нежно звучит, как шелестно:
Кандалакша моя, Кандалакша моя.

Поэт услышал в названии города шум ветра. Колычеву принадлежит и стихотворение, в котором он утверждает, что ветер имеет цвет. А ведь мы сами убедились, когда описывали разные ветры, что ветер действительно имеет цвет…

Спросил слепой:
– Какого цвета дождь? –
И долго я молчал. И не ответил…
– Не знаешь? – Он задумался. –
Ну что ж,
Скажи тогда, какого цвета ветер?
Не услыхав ответа моего,
Он усмехнулся и заметил:
– Скверно,
Что ты сказать не можешь ничего.
Ты слеп, как я…
К тому же нем, наверно.

Н.Колычев

Ветер – это излюбленный образ многих поэтов. Например, Пушкин пишет о ветре “чуть дышит ветерок, уснувший на листах”, “грустен ветра дальний вой”, а у Колычева находим такие строки “люблю листвой расцвеченные ветры”, “ветер то снег обрывает с небес, то скулит, вцепившись замёрзшими пальцами в мой подоконник”, “ветер с сопок слизывает снег, как сметану кот, как дети сладости”, о Севере поэт говорит “хмурый край на семи ветрах”. В книге Колычева “Гармония противоречий” в разделе “От моря Белого – до моря Баренца” из 45 стихотворений 15 связаны с образом ветра.

А какие эпитеты-прилагательные к слову “ветер” можете добавить вы к названным в слайде?

Слабый – сильный (антонимы), тихий, лёгкий, попутный, перелётный, тёплый, прохладный, жестокий, суровый, порывистый, шквалистый, штормовой, ураганный, страшный, буйный – из народной поэзии ).

Учитель географии:

– Итак, ветер может принести вред человеку. (с.142) Слайд-фильм “Торнадо”.
– Как человек использовал силу ветра в прошлом? Как использует её сейчас?

Ветер по морю гуляет …

А.С.Пушкин.

– Кроме скорости, ветры отличаются по направлению.

Слайд.

– Почему ночной бриз будет дуть с суши на море?
– Что такое бриз?

Слайд.

– Почему зимний муссон дует с суши на море?
– Что такое муссон?
– В чём сходство муссона и бриза? (Периодичность – дважды меняют своё направление, возникают на берегу океана, моря. Ветры, сходные с бризом, наблюдаются и на берегах больших рек)

– В чём различие? (Районы распространения – бризы проникают в глубь суши и моря иногда на несколько километров. Муссонные ветры проникают в сторону суши и океана на сотни и тысячи километров. Типичные муссоны особенно распространены в юго-восточной части материка Евразия. В России – рис.77 с.140)

Слайды.

Розу ветров по данным своих наблюдений вы построите на следующем уроке.

Учитель литературы: Пишем на листочках самый короткий “ветреный” диктант: бриз, муссоны, ураган, флюгер, ветреный день, ветряная мельница, юго-западный ветер, ветролом, ветродвигатель, ветрило. (Объяснить, что такое ветрило – устаревшее слово, обозначающее парус).

В русском языке есть не только устаревшие слова, но и диалектизмы. Что они значат?

Что значило выражение “ветреный человек” у поморов? Представьте, совсем не легкомысленного человека, а человека, приехавшего на лодке, с ветром, то есть приезжего гостя. Об этом рассказывает словарь Ивана Севастьяновича Меркурьева “Живая речь кольских поморов”.

Как же называются ветры у поморов? (В учебнике русского языка найти упражнение 73: сиверко, летник, всток, глубник, шелоник). Поморы так и говорили: “Ветер шелоник – на море разбойник”. В языке поморов находим и такое замечательное слово, как “поветерь”. Жизнь поморов во многом зависела от того, насколько ласковыми и дружелюбными были ветры.

Учитель географии:Итак, что мы сегодня узнали на уроке? (Слайды).

– Что такое ветер?
– Что называется бризом?
– Что такое муссон?
– Сколько баллов в шкале, по которой измеряют силу ветра?

– Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра: образование ветра, разница в нагревании моря и суши, разница в давлении. (Разница в нагревании моря и суши, разница в давлении, образование ветра).

Ветер, ветерок, ветрище…

Ветер – и работник, и проказник,
Надувает в море паруса,
Может делать сотню дел он разных
И творить в природе чудеса.
Ветерок бывает нежен, ласков:
Летом освежает нас прохладой,
Травам и цветам бормочет сказки…
Иногда ж с ним очень трудно сладить!
Разбушуется, рассердится ветрище,
Обернётся страшным ураганом,
Как разбойник, над землёй засвищет,
Нанося ей вред, и боль, и раны…
Ветер, ветерок, ветрище –
Это всяческие бризы и муссоны…
Снова ветер в небе что-то ищет:
Он за облачком отправился в погоню…

В.В.Яроцкая

Учитель географии: Ребята, если вас заинтересовал “Ветер, ветерок, ветрище”, вы можете пополнить свои знания в нашем импровизированном музее, где собраны различные экспонаты, связанные с ветром: картины, карты, приборы… Добро пожаловать в Музей ветра!

Д. З.: Параграф 38, ст. 1-4 до “Способ построения розы ветров…”. Вопросы 1,2.

Экспонаты “Музея ветра”:

Флюгер;
Барометр;
Рисунок ветряного двигателя.

Таблица: Слово “ветер” на карте мира (Витебская область, Белоруссия, Ветрино, Италия, Беневенто – Попутного ветра)

Таблица “Как называли ветер поморы?”

Картинная галерея:

Левитан И.И. “Свежий ветер”
Остроухов И.С. “Сиверко”
Айвазовский И.К. “Девятый вал”
Дубовской Н.Н. “Притихло”
Рылов А.А. “Зелёный шум”

Пословицы, фразеологизмы.

Пейзажи, показывающие разрушительную силу ветра.

Фото парусника “Седов”, приписанного к Мурманскому техническому университету.