Имя нам — Россия: география в русских пословицах

Разделы: География, Русский язык


ЭПИГРАФ:

Нет в мире краше родины нашей. (Русская пословица)

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: воспитание любви и уважения к родной стране, её истории, к родному языку.

Цели урока географии:

  1. Дать представление о размерах территории России и соотношении её городского и сельского населения.
  2. Познакомить с историей возникновения и исторической ролью в жизни государства старейших городов нашей родины.

Цели урока русского языка:

  1. Воспитание внимательного, вдумчивого читателя.
  2. Обобщение и закрепление знаний о тексте.
  3. Обучение элементам лингвистического анализа текста.
  4. Развитие устной речи учащихся.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: интегрированный урок (русский язык и география).

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • учебники русского языка и географии,
  • географические атласы и физическая карта Российской Федерации,
  • раздаточный материал (текст стихотворения М.Ю.Лермонтова, карточки с текстом К.Г.Паустовского "Города России" и заданиями к нему, опорные карточки с теоретическим материалом по русскому языку (см. Приложение 2), карточки-задания по географии "Города России");
  • телевизор и видеомагнитофон, мультимедийная установка (презентация).

Ход урока

Урок 1

I. Вступительное слово учителя географии. (Слайд 1 см. Приложение 3)

Тема и цели урока, его своеобразие.

II. Работа с учебником русского языка (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.; М.: Просвещение, 2004).  73. Текст. Стили речи. Упражнение 423.

(Текст упражнения, в котором надо было вставить буквы, раскрыть скобки и расставить пропущенные знаки препинания, записывался учащимися дома.)

1. Выразительное чтение текста упражнения: "Родина". (Слайд 2)

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?

Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках.

Давайте же будем помнить об этих корнях.

2. Беседа по тексту: тема текста (родина; любовь к родине; что такое родина); основная мысль (человек должен знать историю своего народа, своей страны, только тогда его любовь к родине будет по-настоящему сильной). (Слайд 3)

Выполнение задания к упражнению: Как ещё можно озаглавить этот текст? Докажите, что это текст-рассуждение. (Вывод: "Человеку надо знать свои корни". Побуждение, призыв: "Давайте же будем помнить об этих корнях".)

III. География: повторение и объяснение нового материала.

1. Слово учителя.

А теперь обратимся к географии и отыщем наши корни в изученных нами географических объектах. В течение года мы знакомились с природой материков Земли. И последним был материк-рекордсмен по многим показателям - Евразия.

2. Просмотр фрагмента видеофильма "Физическая география России".

3. Беседа. Работа с физической картой Российской Федерации.

Учитель: - Что выделяет Евразию среди других материков? (Ответы учащихся).

Учитель: Действительно, главным для нас, россиян, является то, что на территории этого материка расположена страна, в которой мы живём, - самое большое по площади государство мира. Россия настолько огромна, что её территория разделена на две части.

- Какие? (Ответы учащихся)

Да, в пределах России проходит граница между Европой и Азией. Найдите на карте географические объекты, которые служат границей между этими частями света.

(Учащиеся показывают, комментируя: Карское море, Уральские горы - восточный склон, река Урал (Эмба), Каспийское море - северное и западное побережья, Кавказские горы - Кумо-Маныческая впадина, побережье Чёрного моря.)

Учитель: - Так, какая же страна Россия - европейская или азиатская? (Слайд 4)

Посмотрим на долю, занимаемую каждой из этих частей света в пределах страны: 22% территории - Европа, 78% территории - Азия.

А теперь на долю населения, проживающего в европейской и азиатской частях: 78% населения - Европа, 22% населения - Азия.

- Какой вывод можно сделать?

(По своему расположению Россия в большей мере азиатская страна, но по размещению жителей - в основном европейская.)

4. Слово учителя.

И в той и в другой частях страны россияне живут в городах и сёлах, о которых поговорим попозже.

IV. Русский язык. Повторение и обобщение знаний о тексте, стилях и типах речи.

1. Слово учителя. (Слайды 5, 6)

По утверждению Константина Паустовского, истинная любовь к родной стране немыслима без любви к родному языку.

А любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать произведения поэтов и писателей. Поэтому мы на уроках русского языка и литературы учимся читать и анализировать различные тексты.

2. Беседа. Частичный лингвистический анализ текста.

- Что же такое текст? Какие виды текста вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? ( 73)

(Вспоминаем определение понятия "текст", перечисляем признаки текста, говорим о стилевой разновидности текстов. Находим признаки текста в анализируемом тексте "Родина".)

(Весь необходимый теоретический материал имеется на опорных карточках.)

3. Сообщение учителем новой информации о тексте. Наблюдения над текстами стихотворений.

Мы отметили, что минимальной единицей текста является предложение. Но, оказывается, есть такие тексты, которые состоят из одного предложения. Давайте вспомним стихотворение М.Ю.Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива:". (Слайд 7)

(Подготовленным учеником читается стихотворение)

Вы видите по знакам препинания, что четыре строфы этого стихотворения, шестнадцать строк, представляют собой одно большое, пространное сложноподчинённое предложение. Такой текст, отличающийся полнотой развития мысли и законченностью интонации, принято называть периодом.

Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога:

(Слайд 8) Из одного предложения состоит и стихотворение Ф.И.Тютчева.

(Читается стихотворение)

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

(Слайд 9) И, как это ни кажется необычным на первый взгляд, пословицы и поговорки, состоящие из совсем коротких предложений, - это тоже тексты. Давайте докажем этот тезис.

(Пословицы представляют собой законченное высказывание. В них можно определить тему, основную мысль, тип речи, стилевую принадлежность.

Тема приведённых на слайде пословиц - родина. Основная мысль - родину надо любить и защищать. Стиль - художественный, тип речи - рассуждение.)

4. Слово учителя.

Во многих русских пословицах упоминаются географические объекты - реки, озёра и моря, города и сёла. С помощью пословиц вы совершите путешествие по карте России, воспользовавшись советом писателя Паустовского, утверждавшего: "Привычка странствовать по картам и видеть в своём воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности".

Урок 2

V. География. Города России. Объяснение нового материала.

1. (Слайд 10) Информация учителя. Работа с физической картой РФ.

Мудрость русских пословиц прославляет нашу родину и её народ, но также в пословицах содержатся и конкретные сведения об истории и географии России, о её городах.

А интересно: Россия - страна городская или сельская?

По количеству населённых пунктов определённого типа Россия - сельская страна (153 тыс. сёл и 1087 городов), по числу проживающих в них людей - городская (40 млн. человек - 27% населения - живут в селе, 108 млн. человек - 73% населения - в городе). Даже Древнюю Русь норманны называли "Гардарикой" - страной городов.

Многочисленные города России очень непохожи друг на друга и различаются по численности населения, по времени возникновения, по выполняемым ими функциям.

Если в городе проживает до 20 тыс. жителей - это малые города; до 100 тыс. - средние; от 100 до 500 тыс. - крупные; более 500 тысяч - крупнейшие; а если число жителей достигло 1000000 человек, город переходит в разряд миллионеров. Всего таких городов на территории России - 13.

- Может быть, кто-то из вас бывал в таких городах и может их назвать и показать на карте?

(Учащиеся называют и показывают российские города-миллионеры)

По времени возникновения города делятся на древние (к таким относятся те, что упоминались в летописях ещё в IX-X веках: Новгород, Ростов Великий, Смоленск, Муром), старые (которые возникли во времена Петра I, Екатерины II, создавались в XIX веке как опорные пункты на границах Российской Империи - на Дальнем Востоке, на Кавказе: Владивосток, Благовещенск, Грозный, Владикавказ) и новые. Новые города стали возникать накануне и после Великой Отечественной войны в период освоения природных богатств России на Севере Европейской части страны (Мончегорск, Апатиты), в Сибири (Норильск), на побережье Чёрного моря (Ялта, Сочи), а также это города - "наукограды" (Дубна, Реутов, Зеленоград).

По выполняемым функциям города делятся на столицы, промышленные и транспортные центры, наукограды, города-курорты.

2. Географическая викторина: "Узнай город" (Великий Новгород, Москва, Санкт-Петербург).

А теперь начнём географический экскурс по городам России, названия которых нашли отражение в народной мудрости пословиц.

(Слайд 11) - Вставьте название города в русские пословицы.

(Слайд 12) - По времени основания и месторасположению определите, о каком городе идёт речь.

(Слайд 13) - Свяжите историю города с его названием.

(Слайд 14) - Узнайте герб каждого из трёх городов.

(Слайд 15) - И снова вставьте названия городов в русские пословицы.

(Слайд 16) - Назовите номера фотографий, на которых изображены достопримечательности

1) Великого Новгорода, 2) Москвы, 3) Санкт-Петербурга. Постарайтесь вспомнить, какие известные здания и памятные сооружения запечатлены на них.

3. Сообщения учащихся о городах России.

- Учитель географии: Вторая часть нашей заочной экскурсии подготовит вас к работе с текстом К.Г.Паустовского "Города России", и начнём мы с чтения пословиц, в которых упоминаются названия этих городов. (Ученики читают пословицы) (Слайд 17)

- Учитель русского языка читает текст К.Г.Паустовского "Города России".

Впервые я увидел многие русские городки, и все они слились своими общими чертами в моём сознании и оставили в наследство любовь к тому типичному, чем они были наполне...ы.

Я помню Арзамас с гиган:скими плетё...ыми корзинами румя:ых чудес:ных яблок и таким обилием похожих на эти яблоки, таких же румя:ых куполов, что, казалось, этот город был вышит в золотошвейной мастерской ловкими руками искус:ных мастериц.

Нижний Новгород ударил в лицо пахнущим рогожками волжским ветром. Это известный город русской предприимчивости, оптовых складов, бочек, засола.

Вспоминается Казань с присыпа:ым дерзким снегом памятником извес:ному поэту Державину. Город был покрыт инеем. Запуще:ый сад стоял как бы в оловя:ой листве. Я смотрел на ночную робкую Волгу, но ничего не увидел, кроме тусклой, смёрзшейся мглы. Там много таких тёплых домов, бросающих по вечерам свет из окошка на узкие тротуары.

Саратов показался мне слишком правильно построе:ым и даже скучным. На городе лежал отпечаток зажиточности и порядка. Но потом я попал в улицы боковые, в проулки, где в вихрях сухого снежка слетали с горы на салазках мальчишки.

Я катался вместе с мальчишками. Мне понравилось, лёжа на салазках ничком, проноситься мимо окрес:ных домишек, пылавших из-за око:ых стёкол геранью. И, признаться, я позавидовал обитателям этих домишек.

- Учитель географии: Что общего между всеми названными городами? (Находятся у Волги)

Учащиеся по очереди выступают с сообщениями, показывая на карте называемые географические объекты (см. Приложение 1).

(Слайд 18) Великая русская река Волга.

(Слайд 19) Арзамас.

(Слайд 20) Нижний Новгород.

(Слайд 21) Казань.

(Слайд 22) Саратов.

(Слайд 23) Рязань.

VI. Объяснение домашнего задания. (Слайд 24)

География. Опираясь на знания, полученные на уроке, заполните таблицу "Города России".

Ассоциативные признаки Города
1. Берестяная грамота, озеро Ильмень, Софийский Собор.

2. Емельян Пугачёв, Булгары, Ф.И. Шаляпин.

3. Юрий Долгорукий, Красная Площадь, Куликовская битва.

4. "Жёлтая гора", торговля рыбой и зерном.

5. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, торгово-промышленная ярмарка.

6. Пётр I , Балтийское море, Дворцовая площадь.

7. "Румяные купола", Иван Грозный, Аркадий Гайдар.

 

Русский язык. Перечитав текст К.Г.Паустовского "Города России", определите микротемы каждого абзаца и впишите их в схему. Объясните, как отражены в схеме структура текста и способы связи его частей.

Найдите и подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль текста. Что отражено в заглавии текста - его тема или основная мысль?

Вставьте пропущенные буквы, распределите слова с пропущенными буквами в две группы по одинаковым орфограммам, обозначив их сверху цифрами 1, 2.

(Карточки с заданиями по географии и русскому языку учащиеся получают на дом)

VII. Рефлексия.

Что узнали нового на уроке? Что больше всего понравилось? Что особенно запомнилось? Что осталось непонятным? Какие вопросы есть к учителям? О каких городах России хотелось бы ещё узнать или рассказать самому?