Урок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"

Разделы: Русский язык


Цели урока: создать условия для:

  • знакомства учащихся с переносными значениями слов, раскрытия механизма переноса;
  • формирования умения разграничивать прямые и переносные значения многозначного слова;
  • развития у учащихся потребности употреблять слова в переносном значении в целях наибольшей выразительности собственной речи;
  • обогащения жизненного опыта учащихся;
  • воспитания сотрудничества при работе в паре и в малой группе.

Оборудование: фонозапись «Вальс» - муз. иллюстрация Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», пособие-фотография для словарной работы, карточки-схемы для планирования, иллюстративные материалы, демонстрирующие прямое и переносное значение слова кружево, инструктивные карты, набор дидактического раздаточного материала по теме, рефлексивные карты.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Методический комментарий
Эмоциональный настрой
«Говорим красиво!» - минутка говорения
- Доброе утро! Думаю, вы обратили внимание на оформление класса. Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас поговорить о… - О кружевах?.. Для создания условий для развития речи учащихся, обогащения словарного запаса в начале каждого урока организуются минутки говорения. Дети слушают эмоциональную речь учителя, обычно сопровождаемую музыкой, затем делают небольшие выступления по теме (3-5 предложений). Важно, что выступают только по желанию. Регулярное проведение минутки говорения способствует тому, что дети постепенно начинают говорить свободнее, начинают слышать речь других, стараются более точно подбирать слова для выступления.
Включает тихую музыку («Вальс» - муз. иллюстрация Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель»  
- Долгая слава у вологодского кружева! Но как непросто творится эта слава! Ниточка за ниточку, коклюшка о коклюшечку, и так изо дня в день, из года в год. Кружатся за окном долгой песней снежинки и словно оседают на белой подушке-валике нетающим инеем… Склонились над вязанием, ловя короткий зимний свет, мастерицы. Их руки легко и быстролётно перекатывают коклюшки: вересовые или кленовые, еловые или камышовые. Вы знаете, как поют коклюшки? Как струйка тонкого ручейка в лесу. Как апрельская капель. Как градинки о хрусталь. Каждый, кто их услышит, по-своему скажет. А мастерице своё слышится. Песня долгая, сдержанная, как чувства северян. О горечи и страдании ли, о любви или озорстве и балагурстве – она вплетается незримой нитью в кружево и навеки становится неразлучной с ним. А пытались ли вы разгадать красоту кружевных узоров? Усваивают информацию, создают собственное высказывание по теме, предложенной учителем.

- Смотрю на кружевные узоры и вижу множество снежинок. Они кружатся, кружатся в фантастическом танце. Кружевница наблюдает этот танец, восхищается красотой снежинок. А своё восхищение передаёт в кружеве.
Кратко анализирует выступления детей, даёт необходимые советы.  
2. Словарно-орфографическая работа Осуществляет постановку вопросов и заданий, предлагаемых учащимся для словарно-орфографической работы.

- Вглядитесь в слово кружево (написано на доске). Назовите орфограмму. Представьте себе это слово в виде сиреневого кружевного узора. Мысленно прочитайте слово, которое вы представили. А теперь пропишите его в воздухе.
Представьте это слово ярко-синим, а е как белоснежное кружевце. Проговорите по слогам хором.
Выполняют задания учителя.

В правой верхней части доски, которая отводится для трудного слова, имеется заставка. Обычно это рисунок или фотография, которая не только иллюстрирует значение слова, но и намечает тему дидактического материала урока. В данном случае – это пособие-фотография: на чёрном фоне белое кружевное полотно. (Приложение 9)
Для развития образной памяти учащихся и актуализации ассоциативного начала используется приём синсемантизма. Слово кружево напечатано чётким шрифтом, а орфограмма е в этом слове «нарисована» кружевным узором. (Приложение 9) По словам В. М. Бехтерева, у школьников более других форм памяти развита именно память образная, и поэтому учителю необходимо использовать её резервы. Необходим поиск связей меж контуром и смыслом слова, меж контуром слова и памятью ученика. Выделенное цветом, необычно написанное, нарисованное лучше запомнится.
А теперь это слово написано на доске, открываем глаза.
Вывешивает на доску пособие. (Приложение 1) Запишите слово в Словарь трудных слов.
Организует работу в парах:
Работают со словарём по заданным учителем параметрам, формулируют аргументированные ответы.
-Объясните лексическое значение слова кружево. Возьмите необходимые словари. Предлагаю работать в паре. - Мы работали с толковым словарём русского языка С. И Ожегова. В нём сообщается, что кружево – это узорное сетчатое плетение из нитей.
- А Владимир Иванович Даль даёт такое объяснение: кружево – плетёная, узорочная и дырчатая лента, тесьма из ниток, бумаги, шёлку, золота; она плетётся коклюшками, на кутузе (подушке); есть и тканое.
- Подберите однокоренные слова, расположите их в определённом порядке. Продолжаете работать в паре. Одна из пар работает у доски, другие на месте. Появляется запись:
кружево
кружевце
кружевной
кружевница
кружевоплетение
- Подумайте, почему кружево именно так называется? Участвуют в беседе, формулируют аргументированную этимологическую справку:
- Кружево так называется, наверное, потому, что кружево, когда плетётся, составляется из кругов. Кружево и кружить исторически являются однокоренными.
Интеллектуально- лингвистическое задание Объясняет учебную задачу, обращая внимание детей на запись: (Приложение2)
- Внимательно прочитайте данную запись. Придумайте к ней свои задания.
Формулируют задания и выполняют их. Ко многим упражнениям на уроке учащиеся придумывают задания самостоятельно. Эта работа осуществляется на основе анализа учебного материала
Формулирование темы урока. Целеполага
ние. Мотивация учения.
Осуществляет постановку вопросов, предлагаемых учащимся для обсуждения и направленных на формулирование темы и целей урока.
Организует работу по формулированию темы урока с помощью задания на коррекцию внимания:
- Можно ли эту запись переделать, чтобы получить тему нашего урока? Что для этого нужно сделать? Догадайтесь.
(Приложение 3)
Анализируют пример, выясняют, что в записи используются буквы латинского и русского алфавитов. Записав только русские буквы, получают тему урока: «Прямое и переносное значение слова».  
Вывешивает на доску плакат и предлагает проблемное задание: Распределите карточки-фотографии, иллюстрирующие прямое значение слова в одну группу, а переносное значение – в другую группу. Определяют границы знания и незнания:
- Мы не знаем, какое значение слова называется прямым, а какое переносным?
- Перед нами возникла проблема. Что нужно сделать, чтобы её  решить? Посоветуйтесь в парах и запишите вопросы, которые вас интересуют по этой теме.  
Фиксирует вопросы детей на доске. Работая в паре формулируют вопросы:
- Что такое прямое, а что такое переносное значение слова?
- Как появляются у слова переносные значения?
- Как отличать прямое значение слова от переносного?
- Есть ли переносное значение у слова кружево? и т. д.
Сформулируйте цель урока. - Цель нашего урока: найти ответы на вопросы, записанные на доске;
научиться правильно употреблять слова в прямом и переносном значении.
Планирование Управляет учебной деятельностью учащихся при планировании:
- Чтобы достичь поставленных целей, что нужно сделать?
Спланировать свою работу.
- Решить что будем делать и как работать: в паре, в группе или по одному.
Учебное действие – планирование становится устойчивым, превращается в конкретный учебный навык, если работа по планированию происходит на каждом уроке. Дети конкретизируют известную схему под новый урок. Позиция учителя при таком методическом подходе смещается к подсказке, эмоциональной поддержке, обобщению действий школьников.
- Предлагаю спланировать свою работу, используя опоры. Осуществляют планирование: обсуждают в группе, формулируют план, составляют схему плана у доски и озвучивают его.
Реализация плана
Работа над проблемой урока в группе
Управляет учебной деятельностью учащихся при решении проблемы урока.
- Сделать открытие по проблеме вы решили, работая в группе. Я поддерживаю ваше решение и предлагаю вам провести исследование с помощью инструктивной карты.
Работают по заданию учителя, руководствуясь инструктивной картой, (Приложение 7) формулируя аргументированные ответы и выводы. Методика групповой работы: На первом этапе каждый работает со своим листом. Мешать друг другу нельзя. У каждого ученика есть возможность сосредоточиться, поискать собственное решение проблемы, не подвергаться воздействию мыслей других учеников. На следующем этапе идёт обсуждение в малой группе. Это представление всем какого-то промежуточного своего результата. Учащиеся в совместном общении пытаются разобраться в проблеме. Они готовят выступление, формулируя аргументированные ответы и выводы. Можно пользоваться любой литературой.
Осуществляет постановку вопросов и заданий, способствующих решению проблемы.
- Одна строчка в учебнике особенно важна. Прежде чем употребить слово в переносном значении, человек совершает необходимую мыслительную операцию. Какую?
Отвечающий выразительно читает тексты:
Выделяют содержание в соответствии с заданием преподавателя, находят строчку, где говорится о том, что в основе переноса лежит сходство.
Послушайте отрывок из стихотворения «Избы»:

С каким стараньем, выдумкой,
любовью
От крыши до крылечного столба
Украшены деревни в Подмосковье,
Как кружево узорная резьба.
(В. Ходулин)
Заканчивают таблицу: «Механизм переноса»

I II III
Кружево в зн. ткань Листва как кружево Кружево в зн. листва
Можем ли мы теперь выполнить задание, помещённое в проблему урока. - Да, мы узнали, как отличить слова в прямом значении от слов в переносном значении.
Выполняют задание, распределяя картинки в два столбика (Приложение 9)
Закрепление Акцентирует внимание учащихся на плане: Что мы сделали? Какой следующий шаг нашей работы? Отмечают значком выполненный пункт плана.  
Организует выполнение задания на закрепление.
Объяснительный диктант (комментируются знаки препинания), где прилагательное кружевной употребляется в прямом и переносном значении. (Приложение 4)
Комментируют знаки препинания, выделяют словосочетания:
пена кружевная
тень кружевная
кружевное платье -  платье из кружев
Ученики убеждаются, что синонимическая замена возможна лишь в том случае, если слово употреблено в прямом значении и невозможна, в случае употребления слова в переносном значении: пена кружевная – пена не из кружев, а пена как кружево.
Подготавливает раздаточный материал для самостоятельной работы, объясняет учебную задачу:
-  Далее предлагаю работать самостоятельно. Определитесь, как вы будете работать: по-одному, в паре или мини-группе. Выберите задания из папки и выполняйте их. Если кому-то потребуется консультация или помощь, обратитесь ко мне.
Выбирают способ работы (совместно или индивидуально), выбирают задания различного уровня сложности и различной качественной ориентации и выполняют их. (Приложение 8) Для обеспечения возможности выбора подготавливается большое количество раздаточного материала по теме.
Управляет учебной деятельностью учащихся, оказывает необходимую помощь. Отмечают своё продвижение по плану.  
Контроль Организует контроль с помощью графического диктанта.
Осуществляет постановку заданий графического диктанта.(Приложение 5)
Выполняют задания графического диктанта.  
Демонстрирует график-эталон, организует самопроверку.
Λ__ __  __ΛΛ
Осуществляют самопроверку по графику, вывешенному учителем и оценивание.
Рефлексия Обратимся к целям, сформулированным вами в начале урока. Отметим, достигли ли мы их. Отмечают у доски достижение целей.  
Организует рефлексию с помощью рефлексивной карты. (Приложение 6) Работают с рефлексивной картой, обсуждают рефлексивные вопросы в паре.
Постановка домашнего задания Знакомит учащихся с содержанием домашнего задания:
- Выберите любые два задания из предложенных:

  • выполнить упражнения по теме из учебника;
  • выполнить понравившиеся задания из тематической папки;
  • изготовить карточки по теме урока;
  • подобрать фотографии, иллюстрирующие прямое и переносное значение слова кружево.
Осуществляют выбор домашнего задания, записывают задание в дневник.