Цели урока: создать условия для:
- знакомства учащихся с переносными значениями слов, раскрытия механизма переноса;
- формирования умения разграничивать прямые и переносные значения многозначного слова;
- развития у учащихся потребности употреблять слова в переносном значении в целях наибольшей выразительности собственной речи;
- обогащения жизненного опыта учащихся;
- воспитания сотрудничества при работе в паре и в малой группе.
Оборудование: фонозапись «Вальс» - муз. иллюстрация Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», пособие-фотография для словарной работы, карточки-схемы для планирования, иллюстративные материалы, демонстрирующие прямое и переносное значение слова кружево, инструктивные карты, набор дидактического раздаточного материала по теме, рефлексивные карты.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методический комментарий | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Эмоциональный настрой «Говорим красиво!» - минутка говорения |
- Доброе утро! Думаю, вы обратили внимание на оформление класса. Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас поговорить о… | - О кружевах?.. | Для создания условий для развития речи учащихся, обогащения словарного запаса в начале каждого урока организуются минутки говорения. Дети слушают эмоциональную речь учителя, обычно сопровождаемую музыкой, затем делают небольшие выступления по теме (3-5 предложений). Важно, что выступают только по желанию. Регулярное проведение минутки говорения способствует тому, что дети постепенно начинают говорить свободнее, начинают слышать речь других, стараются более точно подбирать слова для выступления. | ||||
Включает тихую музыку («Вальс» - муз. иллюстрация Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» | |||||||
- Долгая слава у вологодского кружева! Но как непросто творится эта слава! Ниточка за ниточку, коклюшка о коклюшечку, и так изо дня в день, из года в год. Кружатся за окном долгой песней снежинки и словно оседают на белой подушке-валике нетающим инеем… Склонились над вязанием, ловя короткий зимний свет, мастерицы. Их руки легко и быстролётно перекатывают коклюшки: вересовые или кленовые, еловые или камышовые. Вы знаете, как поют коклюшки? Как струйка тонкого ручейка в лесу. Как апрельская капель. Как градинки о хрусталь. Каждый, кто их услышит, по-своему скажет. А мастерице своё слышится. Песня долгая, сдержанная, как чувства северян. О горечи и страдании ли, о любви или озорстве и балагурстве – она вплетается незримой нитью в кружево и навеки становится неразлучной с ним. А пытались ли вы разгадать красоту кружевных узоров? | Усваивают информацию, создают собственное высказывание по теме, предложенной учителем. - Смотрю на кружевные узоры и вижу множество снежинок. Они кружатся, кружатся в фантастическом танце. Кружевница наблюдает этот танец, восхищается красотой снежинок. А своё восхищение передаёт в кружеве. |
||||||
Кратко анализирует выступления детей, даёт необходимые советы. | |||||||
2. Словарно-орфографическая работа | Осуществляет постановку вопросов и заданий, предлагаемых учащимся для словарно-орфографической работы. - Вглядитесь в слово кружево (написано на доске). Назовите орфограмму. Представьте себе это слово в виде сиреневого кружевного узора. Мысленно прочитайте слово, которое вы представили. А теперь пропишите его в воздухе. Представьте это слово ярко-синим, а е как белоснежное кружевце. Проговорите по слогам хором. |
Выполняют задания учителя. | В правой верхней части доски, которая отводится для трудного слова, имеется заставка. Обычно это рисунок или фотография, которая не только иллюстрирует значение слова, но и намечает тему дидактического материала урока. В данном случае – это пособие-фотография: на чёрном фоне белое кружевное полотно. (Приложение 9) Для развития образной памяти учащихся и актуализации ассоциативного начала используется приём синсемантизма. Слово кружево напечатано чётким шрифтом, а орфограмма е в этом слове «нарисована» кружевным узором. (Приложение 9) По словам В. М. Бехтерева, у школьников более других форм памяти развита именно память образная, и поэтому учителю необходимо использовать её резервы. Необходим поиск связей меж контуром и смыслом слова, меж контуром слова и памятью ученика. Выделенное цветом, необычно написанное, нарисованное лучше запомнится. |
||||
А теперь это слово написано на доске, открываем глаза. Вывешивает на доску пособие. (Приложение 1) Запишите слово в Словарь трудных слов. Организует работу в парах: |
Работают со словарём по заданным учителем параметрам, формулируют аргументированные ответы. | ||||||
-Объясните лексическое значение слова кружево. Возьмите необходимые словари. Предлагаю работать в паре. | - Мы работали с толковым словарём русского языка С. И Ожегова. В нём сообщается, что кружево – это узорное сетчатое плетение из нитей. - А Владимир Иванович Даль даёт такое объяснение: кружево – плетёная, узорочная и дырчатая лента, тесьма из ниток, бумаги, шёлку, золота; она плетётся коклюшками, на кутузе (подушке); есть и тканое. |
||||||
- Подберите однокоренные слова, расположите их в определённом порядке. Продолжаете работать в паре. | Одна из пар работает у доски, другие на месте. Появляется запись: кружево кружевце кружевной кружевница кружевоплетение |
||||||
- Подумайте, почему кружево именно так называется? | Участвуют в беседе, формулируют аргументированную этимологическую справку: - Кружево так называется, наверное, потому, что кружево, когда плетётся, составляется из кругов. Кружево и кружить исторически являются однокоренными. |
||||||
Интеллектуально- лингвистическое задание | Объясняет учебную задачу, обращая внимание детей на запись: (Приложение2) - Внимательно прочитайте данную запись. Придумайте к ней свои задания. |
Формулируют задания и выполняют их. | Ко многим упражнениям на уроке учащиеся придумывают задания самостоятельно. Эта работа осуществляется на основе анализа учебного материала | ||||
Формулирование темы урока. Целеполага ние. Мотивация учения. |
Осуществляет постановку вопросов, предлагаемых учащимся для обсуждения и направленных на формулирование темы и целей урока. Организует работу по формулированию темы урока с помощью задания на коррекцию внимания: - Можно ли эту запись переделать, чтобы получить тему нашего урока? Что для этого нужно сделать? Догадайтесь. (Приложение 3) |
Анализируют пример, выясняют, что в записи используются буквы латинского и русского алфавитов. Записав только русские буквы, получают тему урока: «Прямое и переносное значение слова». | |||||
Вывешивает на доску плакат и предлагает проблемное задание: Распределите карточки-фотографии, иллюстрирующие прямое значение слова в одну группу, а переносное значение – в другую группу. | Определяют границы знания и незнания: - Мы не знаем, какое значение слова называется прямым, а какое переносным? |
||||||
- Перед нами возникла проблема. Что нужно сделать, чтобы её решить? Посоветуйтесь в парах и запишите вопросы, которые вас интересуют по этой теме. | |||||||
Фиксирует вопросы детей на доске. | Работая в паре формулируют вопросы: - Что такое прямое, а что такое переносное значение слова? - Как появляются у слова переносные значения? - Как отличать прямое значение слова от переносного? - Есть ли переносное значение у слова кружево? и т. д. |
||||||
Сформулируйте цель урока. | - Цель нашего урока: найти ответы на вопросы, записанные на доске; научиться правильно употреблять слова в прямом и переносном значении. |
||||||
Планирование | Управляет учебной деятельностью учащихся при планировании: - Чтобы достичь поставленных целей, что нужно сделать? |
Спланировать свою работу. - Решить что будем делать и как работать: в паре, в группе или по одному. |
Учебное действие – планирование становится устойчивым, превращается в конкретный учебный навык, если работа по планированию происходит на каждом уроке. Дети конкретизируют известную схему под новый урок. Позиция учителя при таком методическом подходе смещается к подсказке, эмоциональной поддержке, обобщению действий школьников. | ||||
- Предлагаю спланировать свою работу, используя опоры. | Осуществляют планирование: обсуждают в группе, формулируют план, составляют схему плана у доски и озвучивают его. |
||||||
Реализация плана Работа над проблемой урока в группе |
Управляет учебной деятельностью учащихся при решении проблемы урока. - Сделать открытие по проблеме вы решили, работая в группе. Я поддерживаю ваше решение и предлагаю вам провести исследование с помощью инструктивной карты. |
Работают по заданию учителя, руководствуясь инструктивной картой, (Приложение 7) формулируя аргументированные ответы и выводы. | Методика групповой работы: На первом этапе каждый работает со своим листом. Мешать друг другу нельзя. У каждого ученика есть возможность сосредоточиться, поискать собственное решение проблемы, не подвергаться воздействию мыслей других учеников. На следующем этапе идёт обсуждение в малой группе. Это представление всем какого-то промежуточного своего результата. Учащиеся в совместном общении пытаются разобраться в проблеме. Они готовят выступление, формулируя аргументированные ответы и выводы. Можно пользоваться любой литературой. | ||||
Осуществляет постановку вопросов и заданий, способствующих решению проблемы. - Одна строчка в учебнике особенно важна. Прежде чем употребить слово в переносном значении, человек совершает необходимую мыслительную операцию. Какую? |
Отвечающий выразительно читает тексты: Выделяют содержание в соответствии с заданием преподавателя, находят строчку, где говорится о том, что в основе переноса лежит сходство. |
||||||
Послушайте отрывок из стихотворения «Избы»: С каким стараньем, выдумкой, любовью От крыши до крылечного столба Украшены деревни в Подмосковье, Как кружево узорная резьба. (В. Ходулин) |
Заканчивают таблицу: «Механизм переноса»
|
||||||
Можем ли мы теперь выполнить задание, помещённое в проблему урока. | - Да, мы узнали, как отличить слова в прямом значении от слов в переносном значении. Выполняют задание, распределяя картинки в два столбика (Приложение 9) |
||||||
Закрепление | Акцентирует внимание учащихся на плане: Что мы сделали? Какой следующий шаг нашей работы? | Отмечают значком выполненный пункт плана. | |||||
Организует выполнение задания на закрепление. Объяснительный диктант (комментируются знаки препинания), где прилагательное кружевной употребляется в прямом и переносном значении. (Приложение 4) |
Комментируют знаки препинания, выделяют словосочетания: пена кружевная тень кружевная кружевное платье - платье из кружев |
Ученики убеждаются, что синонимическая замена возможна лишь в том случае, если слово употреблено в прямом значении и невозможна, в случае употребления слова в переносном значении: пена кружевная – пена не из кружев, а пена как кружево. | |||||
Подготавливает раздаточный материал для самостоятельной работы, объясняет учебную задачу: - Далее предлагаю работать самостоятельно. Определитесь, как вы будете работать: по-одному, в паре или мини-группе. Выберите задания из папки и выполняйте их. Если кому-то потребуется консультация или помощь, обратитесь ко мне. |
Выбирают способ работы (совместно или индивидуально), выбирают задания различного уровня сложности и различной качественной ориентации и выполняют их. (Приложение 8) | Для обеспечения возможности выбора подготавливается большое количество раздаточного материала по теме. | |||||
Управляет учебной деятельностью учащихся, оказывает необходимую помощь. | Отмечают своё продвижение по плану. | ||||||
Контроль | Организует контроль с помощью графического диктанта. Осуществляет постановку заданий графического диктанта.(Приложение 5) |
Выполняют задания графического диктанта. | |||||
Демонстрирует график-эталон, организует самопроверку. Λ__ __ __ΛΛ |
Осуществляют самопроверку по графику, вывешенному учителем и оценивание. | ||||||
Рефлексия | Обратимся к целям, сформулированным вами в начале урока. Отметим, достигли ли мы их. | Отмечают у доски достижение целей. | |||||
Организует рефлексию с помощью рефлексивной карты. (Приложение 6) | Работают с рефлексивной картой, обсуждают рефлексивные вопросы в паре. | ||||||
Постановка домашнего задания |
Знакомит учащихся с содержанием домашнего задания: - Выберите любые два задания из предложенных:
|
Осуществляют выбор домашнего задания, записывают задание в дневник. |