Повторение и обобщение раздела "Местоимение" в 7-м классе

Разделы: Русский язык


Цель:

1. Повторить и обобщить изученный материал по теме "Местоимение".

  • Ознакомить учеников с порядком морфологического разбора местоимений.
  • Закрепить умения по определению разрядов местоимений.

2. Развитие логического мышления, интереса к языку.

3. Воспитать любовь к счастливой семейной жизни.

4. Выработать навыки общения.

Оборудование:

  • учебник "Русский язык" для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы, под редакцией Н.Н.Фаттаховой;
  • учебное пособие по развитию речи для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы "Русская речь" под редакцией Н.Н.Фаттаховой;
  • А.Б.Малюшкин "Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку", словари.

Ход урока

I. Оргмомент. Приветствие. Рапорт дежурного.

II. Сообщение целей, темы урока.

Фронтальный опрос:

1) Перечислите все части речи;

2) дайте определение местоимению;

3) перечислите разряды местоимений;

4) чем отличаются по своему значению местоимения от существительного, прилагательного, числительного;

5) как изменяются местоимения;

6) расскажите о правописании неопределенных местоимений;

7) расскажите о правописании не и ни в отрицательных местоимениях.

III. Основная часть.

1. Работа по тексту.

Старинная абхазская легенда

У орла было три птенца. Однажды отцу семейства пришлось искать другое гнездо. Но путь осложняла огромная пропасть, которую малыши были не в силах преодолеть. Орёл взял первого птенца в цепкие когти и полетел с ним через пропасть.

- Кого ты будешь кормить, когда станешь взрослым? - он орлёнка.

- Тебя, отец, - ответил сын.

Отец разжал когти и бросил ношу в пропасть.

- Кого ты будешь кормить, когда станешь взрослой птицей? - спросил орёл второго птенца.

- Тебя, отец! - последовал ответ.

И этого птенца орёл бросил в бездну.

- О ком ты будешь заботиться, когда станешь взрослым? - обратилась мудрая птица к третьему сыну.

- Я буду кормить свою семью, - ответил желторотый орлёнок.

Это был правильный и честный ответ. Отец донёс сына до безопасного места.

1. Обратитесь к толковому словарю и выясните значение следующих слов: пропасть, цепкие когти, бездна.

2. Прочитайте и озаглавьте текст.

3. Докажите, что это текст.

4. Определите тип речи, стиль текста.

5. Определите тему текста, какова основная мысль текста?

6. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

Выводы.

2. Работа в тетрадях.

1. Просклонять местоимения мой, ваш, этот, таков, я, себя, никто.

Физкультминутка.

2. Разбор слов по составу: желторотый, безопасный, преодолеть.

3. Образовать от вопросительных местоимений что, кто местоимений других разрядов (кое-кто, некто, кто-нибудь, кто-то, кто-либо, кое-что, нечто, что-нибудь, что-то, что-либо). Составление предложений с местоимениями, синтаксический разбор предложений.

4. Сделать морфологический разбор местоимений: свою, ты, когда.

Выводы.

3. Тестовые задания для проверки знаний по теме "Местоимение"

1. Найдите строку, в которой даны личные местоимения:

а) его, мой, тебе, их;

б) мой, твой, ваш, наш;

в) мой, твой, тебе, тобой;

г) тобой, мне, вам, ему.

2. Какую букву можно вставить?

  а) б) в) г)
н:кому не верить е и и и
н:какой урок и е и и
н:чего делать е е е и
н:чем удивить и и е е

3. Назовите, какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложных:

а) вопросительные; в) относительные;
б) определительные; г) притяжательные.

4. Укажите правильные употребления предлогов с местоимениями.

А. О этих событиях написано много интересных книг.

Б. Много хорошего было сказано об этом храбром человеке.

В. Об этих книгах спорили долго.

Г. О этой книге сразу забыли.

5. Как нужно написать местоимения кто(то), что(же): слитно, раздельно или через дефис? Выберите правильный ответ.

А. В обоих случаях через дефис.

Б. В обоих случаях раздельно.

В. В первом случае через дефис, во 2-м - раздельно.

Г. В 1-м случае слитно, во 2-м - раздельно.

Д. В обоих случаях слитно.

Е. В 1-м случае раздельно, во 2-м - через дефис.

Ж. В 1-м случае слитно, во 2-м - через дефис.

Оценки

  • за 5 правильных ответов - "5";
  • за 4 - "4";
  • за 3 - "3";

за 2 - "2".

4. Придумать рекламу "Местоимение - удивительная часть речи" - 1 группа.

Составить текст новогоднего поздравления - 2 группа.

IV. Обобщение. Подведение итогов. Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру "Моя семья", используя местоимения.

Урок содержит материал для обобщения и систематизации знаний по теме "Местоимение". Использованы индивидуальные, коллективные формы работы, направленные на расширение знаний и повышения интереса к изучаемому материалу. Использование на уроке тестовых заданий формирует навыки выбора правильного ответа.