Урок по развитию речи в 6-м классе "Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик…"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • подготовить учащихся к домашнему сочинению-описанию природы;
  • совершенствовать коммуникативные навыки, развивать художественное воображение;
  • воспитывать чувство преклонения перед прекрасным.

Оформление:

  • Презентация в программе Microsoft Power Point;
  • Симфония П. И. Чайковского “Зимние грезы” (2 часть “Угрюмый край, туманный край”)

Вступительное слово учителя.

Наш урок назван строчками из стихотворения великого русского поэта 19-ого века, мастера слова и знатока русской природы Ф. И. Тютчева – “Не то, что мните вы природа: не слепок, не бездушный лик…” А что же такое природа? Мы попытаемся на уроке найти ответ на этот вопрос, так как дома вам предстоит самостоятельно написать сочинение – описание природы. Запишите число и тему урока.

Сейчас за окном зима, и кажется, что природа спит. (Слайды с зимними пейзажами). Но это только кажется… Благодаря мастерам слова, красок и звуков, мы можем проникнуть в тайную жизнь зимней природы. Поэты, художники и композиторы в своих произведениях помогают нам увидеть и услышать даже в спящем на первый взгляд зимнем лесу нечто удивительное.

Беседа.

Несколько уроков назад мы начали изучение темы “Имя прилагательное”. Вспомним, что обозначает эта часть речи? Верно, признак предмета. Ребята, а в тексте какого типа перечисляются признаки предмета? Молодцы, в описании. Так что же такое описание? Правильно, текст, в котором называются признаки предмета. Следовательно, слова каких частей речи используются преимущественно в описании? Верно, имена прилагательные и существительные. Иногда бывает нелегко сразу различить описание и повествование. Существует такой прием для их различения: если все содержание текста можно изобразить на одной картинке, то перед нами – описание. Если же для изображения содержания потребуется две и более картинок, то текст – повествование. Среди разнообразных видов описания (помещения, человека, животного) описание природы – наиболее сложный вид.

При изучении темы нам понадобится определение пейзажа. Откройте учебники на стр.114, прочитайте определение в упражнении № 276. Итак, что же такое пейзаж? Правильно, это не только вид местности и полотно художника с изображением вида природы, это еще и словесное описание природы в литературном произведении. Я предлагаю вам мысленно перенестись в волшебный зимний пейзаж вместе с поэтами, писателями, композиторами, художниками.

Работа с текстом.

Рассмотрим описание природы мастера слова писателя В. Тендрякова, данное в упражнении № 278

Ученик читает текст.

Что в нем описывается? (Зимний лес).

Разделим текст на части. Из скольких частей он состоит? О чем в них говорится? (Две части. В первой - назван тот предмет, который избран для описания – зимний лес. Во второй - дается описание куста, хвороста, пня, еловых веток под снегом).

Правильно. На этом текст заканчивается, но мы чувствуем отсутствие определенной завершенности. Вывод писатель не делает, а лишь намечает, оставляя возможность читателям додумать конец. Каким же он может быть? (Как красив зимний лес!)

Описание природы, как видим, не имеет в виду движения, в описании его нет, признаки статичны, неизменны. Описание зимнего леса построено по типичной схеме. (см. схему на слайде)

1. Представление объекта речи.
2. Признаки объекта речи.
3. Заключение, вывод, намеченный автором.

Перепишите ее в тетрадь: она поможет вам дома составить план к сочинению. Описательный текст должен иметь заглавие в виде существительного в начальной форме, называющего предмет, который описывается.

Озаглавьте текст. (Лес зимой или Зимний лес)

Обратите внимание на некоторые особенности языка этого текста. (Языковые средства очень просты, отличаются разговорностью и выразительностью. Есть эпитеты, олицетворения, метафоры)

К какому же стилю относится текст? (К художественному)

Правильно, эмоциональный характер описания, красочность изображения, наличие художественно-выразительных средств – все это признаки художественного стиля речи. Но описание, ребята, бывает и в научном стиле, и в деловом, если мы ставим задачу говорить об объекте речи без учета своих личных чувств, впечатлений, а обобщенно, точно и полно.

Что бы вы изобразили на иллюстрации к данному тексту?

Работа с иллюстрацией картины.

А вот как изобразил зимний лес художник-передвижник 19-ого в. Иван Шишкин, названный современниками “богатырем русского леса” на картине “Зима” (см. слайд). Подберите из текста словосочетания для описания данной картины.

Какие краски преимущественно использовал художник, чтобы описать зимний лес? (Белые, голубые - краски холодных, чистых тонов).

Описанию природы Шишкиным как нельзя лучше соответствует описание зимней природы в стихотворении поэта С.Есенина “Пороша”.

Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Как поэт описывает зимний лес, при помощи каких художественно- выразительных средств? (Олицетворения, метафоры “Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна”, сравнения “Словно белою косынкой подвязалася сосна”, “понагнулась, как старушка” и др.)

Ребята, а как вы думаете, откуда, с какого места открывается именно такой вид, какой описан в этом стихотворении? (Лирический герой стихотворения находится в какой-то повозке, может быть, в санях. Он едет и смотрит по сторонам).

То место, откуда открывается именно такой вид, какой описан в данном тексте, называется позицией наблюдателя - автора описания. Слово позиция (от лат. позитио – положение, расположение) многозначное. Первое значение – “положение, расположение кого-либо, чего-либо”. Позиция наблюдателя – местоположение наблюдателя (откуда, с какой точки обзора открывается именно такой вид, какой описан в данном тексте).

Другое стихотворение С. Есенина “Поет зима, аукает…” композитором Свиридовым положено на музыку. Давайте послушаем эту песню.

Прослушивание песни.

Какую картину зимней природы создает поэт Есенин?

Мы посмотрели, как описывают зимнюю природу композиторы, художники, поэты. Дома вам предстоит самим описать зимнюю природу из окна вашего дома или кабинета русского языка. Это и будет вашей позицией для наблюдения. Вы должны будете представить, что выглянули из окна и увидели…Что вы увидели сразу, крупным планом? Березу в снегу или куст, припорошенный снегом? Эти слова и составят основу вашего описания. Они должны найти отражение и в плане к сочинению. План к сочинению-описанию строится на основе предельно сжатого описания текста ( см. слайд)

Практическая работа.

А сейчас мы поработаем по группам. Описание природы может быть (см. слайд):

  • предельно сжатым, если мы хотим только констатировать наличие предметов, составляющих общую картину;
  • сжатым, если перечисление предметов сопровождается указанием на их местоположение (такие слова называются опорными);
  • полным, если предметы не только названы с указанием на их местоположение, но и описаны, обрисованы.

Попробуем описать картину художника-пейзажиста 20 в. Апполинария Васнецова “Зимний сон”:

1 группа – предельно сжато (Зима. Лес. Снег.)
2 группа – сжато (На переднем плане картины – лес. На ветках деревьев – снег…)
3 группа – полно (На переднем плане картины мы видим заснеженный лес…)

А сейчас, ребята, вы услышите музыку П. И. Чайковского “Зимние грезы” 2 часть “Угрюмый край, туманный край”.

Учеников 1-ой группы я попрошу в красках изобразить картины зимней природы, которые вы представляете, слушая музыку композитора. Как вы думаете, какого цвета эта музыка? Ученики 2-ой группы пройдут к компьютерам, в папке Задание к уроку русского языка откроют текст М. Пришвина “Деревья в лесу”, подберут недостающие художественно – выразительные средства и составят план к тексту:

Задание № 1 Вставить недостающие художественно – выразительные средства.

М. Пришвин
Деревья в лесу.

Снежная пороша. В лесу очень тихо. Деревья окружены снегом, ели повесили эпитет лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали метафора.

В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: “Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и олицетворение?” И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как сравнение между странными фигурами.

Задание № 2 Составить план текста.

Ученики 3-ей группы будут писать сочинение-миниатюру по картине И. Шишкина “Зима в лесу”.

Представление учениками своих работ.

Подведение итогов.

Ребята, подошел к концу наш урок. Чему вы научились на нем, что узнали?

  1. Как строится текст-описание.
  2. Как правильно составить план к сочинению – описанию.
  3. Какие художественно-выразительные средства можно использовать в нем.
  4. Как правильно выбрать позицию наблюдателя.

Возвращаясь к теме нашего урока, мне хочется спросить вас: так что же такое природа? Что помогло вам на уроке почувствовать красоту зимней природы?

(Произведения разных видов искусства. Художники, поэты, писатели, композиторы помогли нам понять, что природа прекрасна даже зимой, что она продолжает жить своей жизнью).

Закончить наш урок мне хочется тем, с чего мы начали - строками стихотворения Ф. Тютчева

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Список литературы:

  1. Никитина Е. И. Уроки развития речи: К учеб. пособию “Русская речь. 5-7 классы” : 7 кл.- М.: Дрофа, 1999. – 96 С. – (Библиотека учителя. Русский язык).
  2. Пленкин Н. А.Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1995.
  3. Русский язык: учеб. для 6 кл.общеобразоват. учреждений/ [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.;науч. ред. Н. М. Шанский].- 29-е изд. М.: Просвещение, 2007