Цель:
1. Повторение знаний о предложении.
2. Познакомить со значением и написанием словарного слова земляника.
3. Воспитывать вкус к художественному слову, развивать речь и мышление детей.
Ход урока
- Постановка задач урока.
Вопросы и задания:
-Прочитайте тему урока. (на доске записана тема: Повторение знаний о предложении.)
-Как вы думаете, что о предложении мы должны повторить? Задайте вопросы, на которые мы должны ответить.
Дети задают вопросы – задачи:
-Что называется предложением?
-Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
-Как связаны слова в предложении?
Учитель:
-какими предложениями мы пользовались, задавая друг другу вопросы? (Вопросительными)
-А какие еще предложения вам известны? (Восклицательные, повествовательные)
II. Работа с текстом.
Лексико-орфографический анализ слова земляника. (Текст у каждого ученика на парте.)
Летнее солнышко пригрело лес. На низких кустиках с тройчатыми листьями появились беленькие глазки цветов земляники. Чуть позже земляника протянет тебе похожие на алые капельки продолговатые душистые ягоды. Вкусные, ароматные, они просто тают во рту!
Задание классу:
-Подготовьтесь прочитать текст и прочитайте его.
-О чем говорится в каждом предложении?
-Как бы вы озаглавили весь текст?
-Запишите заголовок в тетрадь. ( Дети вместе с учителем записывают слово земляника в тетрадь, проговаривают его по слогам. Учитель говорит, что это слово будет определять тематику написанных и составленных на уроке предложений.)
-Почитайте текст еще раз. Каким вы представляете кустик земляники? С чем сравниваются цветки земляники? Ягоды земляники? Удачны ли эти сравнения? (по мере ответов детей учитель открывает картинку с изображением кустика земляники и опорных слов, позволяющих воспроизвести описательных образ землянки:
Тройчатые листья, беленький глазок, душистые, ароматные, вкусные ягоды, алые капельки.
-Что мы называем словом земляника?
-Дайте краткий ответ, в этом вам поможет предложение, в котором пропущены главные слова, определяющие значения слова земляника.
(Пропущены слова растение и ягода)
Земляника – это травянистое растение и ягоды этого растения.
-Обратите внимание, как написано слово земляника.
-Произнесите слово и определите в нем орфограммы. (орфограммы подчеркиваются: земляника)
- А можно ли проверить безударные гласные в этом слове? (Высказывается предположение, что таким словом может быть слово земля)
Этимологическая справка: “В разных языках название ягоды земляники связывается с понятием “земля”. В немецком языке название ягоды землянки имеет значение “земляная ягода”. В польском языке она именуется “поземка”. Как хорошо сказал о названии земляники поэт Ю.кушак!
(Стихотворение читает ученица).
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица
-Что вам понравилось в описании землянички в стихотворении?
(На доске к записанным опорным сочетаниям слов добавляются новые: капелька лета на тоненькой ножке, имя дала родная землица.)
-А теперь вновь обратимся к тексту. Прочитайте его, интонационно выделяя каждое предложение.
-Почему последнее предложение вы прочитали иначе, чем остальные?
-Что помогло вам правильно определить интонацию каждого предложения? (Знаки препинания.)
III.Анализ предложения с пропуском слов.
-Восстановите пропущенные слова, запишите предложения.
(В предложении закрыты слова красненькая, беленький, тройной; в словах выделены трудные орфограммы.)
Земляничка, земляничка-
Красненькая невеличка,
Беленький цветочек
И тройной листочек.
(В.Малков)
-Прочитайте четверостишие. Подумайте, какие слова, обозначающие признак предмета по цвету и форме, пропущены в предложении?
-Что автор называет словом невеличка?
-подобрать необходимые слова для описания земляники в предыдущем тексте.
-как вы думаете, почему больше подходят по смыслу слова красненькая, а не красная; беленький, а не белый; тройной, а не тройчатый? (Слова в предложении открываются.)
-Почему в одном предложении слова расположены на нескольких строчках? (Так оформляются предложения в поэтической речи.)
-Посмотрите на выделенные орфограммы в словах и подготовьтесь писать предложение под диктовку; затем дети сверяют написанное с записью на доске.
IV. Составление предложений из слов, запись предложений по вопросам.
Из, краснеет, рядом, ягодка, глазок, травы, душистая, беленький, глядит, земляники.
-Что надо сделать, чтобы из данных слов составить предложения?
-Какие предложения вы можете составить сами или при помощи данных вопросных схем?
1. Откуда? Что делает? Какой? Что? Чего?
2. Где? Что делает? Какая? Что?
-В какой последовательности вы могли бы записать эти предложения и почему?
-Что надо знать, чтобы правильно обозначить начало конец предложения? В тетради получается такая запись: Из травы глядит беленький глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.
Для тех, кто написал предложения раньше, предлагается такое задание: составить свое предложение о землянике, которое было бы продолжением записанных.
V. Выразительное чтение стихотворения.
Определение видов предложений. (Текст дается сначала на слух, в исполнении учителя, затем предъявляется для выразительного восприятия и чтения в лицах.)
Земляничка у пня
Прошептала: “Нет меня!”
Оглянулась
И потом
Притаилась под кустом.
Солнца луч ее нашел,
Закричал” “Нехорошо!”
Обманула!
Ай-ай-ай!
Земляничка,
Вылезай!
Покраснела ягода
И сказала: “Ябеда…”
(Л.Фадеева)
-Почему стихотворение вызвало у вас улыбку?
-Прочитайте стихотворение сами. Объясните знаки препинания в конце предложений.
Дети читают стихотворение в лицах.
VI. Итог урока.
Вопросами и задания:
-Чем заинтересовал вас урок?
-Расскажите, что вы вспомнили о предложении?
-А что узнали о слове земляника?
-Кто из вас хотел бы рассказать о земляничном кустике?
(Дети составляют описание земляники, пользуясь как предложениями, записанными в тетради и на доске, так и опорными словами.)
VII. Задание на дом.
На выбор:
- Нарисовать кустик земляники и рассказать, как и что ты рисовал;
- Составить небольшой текст на одну из тем: “Земляничная полянка” или “Хороша земляничка – невеличка!”;
- Составить загадку о землянике.
Дополнительный материал
- Прочитайте. Определите, в каком предложении говорится о землянике как о растении, а в каком – о землянике как о ягоде?
- Прочитайте предложения – загадки. Какие признаки “земляники” были положены в основу загадок?
- Запишите ответ на вопрос: “Когда поспевает земляника в вашем крае?”
- Прочитайте. Напишите текст так, как запомнили.
А. Под кустик загляни-ка! В укромном уголке алеет земляника на тонком стебельке. (В.Рождественский.)
Б.Земляника любит расти на лесной вырубке, в светлом месте. (Н.Надеждина)
Определите, какие из предложений составляют стихотворную речь? Как бы вы расположили слова этого предложения по стихотворным строчкам?
А.На лесной полянке красуется Татьянка – алый сарафан, белые крапинки.
Б.Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко.
Спишите любую загадку. Составьте свою загадку о землянике.
Земляника… Самая вкусная, самая душистая ягода русского леса. На солнечной опушке стоят заветные кустики. Румяные ягоды не прячутся в гуще листвы, а будто совсем на виду – свисают красными каплями. (По г. Денисовой и А.Стрижеву.)