Открытый урок русского языка во 2-м классе на тему "Повторение в первом классе. Предложение. Знакомство со словарным словом земляника"

Разделы: Русский язык


Цель:

1. Повторение знаний о предложении.

2. Познакомить со значением и написанием словарного слова земляника.

3. Воспитывать вкус к художественному слову, развивать речь и мышление детей.

Ход урока

  1. Постановка задач урока.

Вопросы и задания:

-Прочитайте тему урока. (на доске записана тема: Повторение знаний о предложении.)

-Как вы думаете, что о предложении мы должны повторить? Задайте вопросы, на которые мы должны ответить.

Дети задают вопросы – задачи:

-Что называется предложением?

-Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

-Как связаны слова в предложении?

Учитель:

-какими предложениями мы пользовались, задавая друг другу вопросы? (Вопросительными)

-А какие еще предложения вам известны? (Восклицательные, повествовательные)

II. Работа с текстом.

Лексико-орфографический анализ слова земляника. (Текст у каждого ученика на парте.)

Летнее солнышко пригрело лес. На низких кустиках с тройчатыми листьями появились беленькие глазки цветов земляники. Чуть позже земляника протянет тебе похожие на алые капельки продолговатые душистые ягоды. Вкусные, ароматные, они просто тают во рту!

Задание классу:

-Подготовьтесь прочитать текст и прочитайте его.

-О чем говорится в каждом предложении?

-Как бы вы озаглавили весь текст?

-Запишите заголовок в тетрадь. ( Дети вместе с учителем записывают слово земляника в тетрадь, проговаривают его по слогам. Учитель говорит, что это слово будет определять тематику написанных и составленных на уроке предложений.)

-Почитайте текст еще раз. Каким вы представляете кустик земляники? С чем сравниваются цветки земляники? Ягоды земляники? Удачны ли эти сравнения? (по мере ответов детей учитель открывает картинку с изображением кустика земляники и опорных слов, позволяющих воспроизвести описательных образ землянки:

Тройчатые листья, беленький глазок, душистые, ароматные, вкусные ягоды, алые капельки.

-Что мы называем словом земляника?

-Дайте краткий ответ, в этом вам поможет предложение, в котором пропущены главные слова, определяющие значения слова земляника.

(Пропущены слова растение и ягода)

Земляника – это травянистое растение и ягоды этого растения.

-Обратите внимание, как написано слово земляника.

-Произнесите слово и определите в нем орфограммы. (орфограммы подчеркиваются: земляника)

- А можно ли проверить безударные гласные в этом слове? (Высказывается предположение, что таким словом может быть слово земля)

Этимологическая справка: “В разных языках название ягоды земляники связывается с понятием “земля”. В немецком языке название ягоды землянки имеет значение “земляная ягода”. В польском языке она именуется “поземка”. Как хорошо сказал о названии земляники поэт Ю.кушак!

(Стихотворение читает ученица).

Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица

-Что вам понравилось в описании землянички в стихотворении?

(На доске к записанным опорным сочетаниям слов добавляются новые: капелька лета на тоненькой ножке, имя дала родная землица.)

-А теперь вновь обратимся к тексту. Прочитайте его, интонационно выделяя каждое предложение.

-Почему последнее предложение вы прочитали иначе, чем остальные?

-Что помогло вам правильно определить интонацию каждого предложения? (Знаки препинания.)

III.Анализ предложения с пропуском слов.

-Восстановите пропущенные слова, запишите предложения.

(В предложении закрыты слова красненькая, беленький, тройной; в словах выделены трудные орфограммы.)

Земляничка, земляничка-
Красненькая невеличка,
Беленький цветочек
И тройной листочек.

(В.Малков)

-Прочитайте четверостишие. Подумайте, какие слова, обозначающие признак предмета по цвету и форме, пропущены в предложении?

-Что автор называет словом невеличка?

-подобрать необходимые слова для описания земляники в предыдущем тексте.

-как вы думаете, почему больше подходят по смыслу слова красненькая, а не красная; беленький, а не белый; тройной, а не тройчатый? (Слова в предложении открываются.)

-Почему в одном предложении слова расположены на нескольких строчках? (Так оформляются предложения в поэтической речи.)

-Посмотрите на выделенные орфограммы в словах и подготовьтесь писать предложение под диктовку; затем дети сверяют написанное с записью на доске.

IV. Составление предложений из слов, запись предложений по вопросам.

Из, краснеет, рядом, ягодка, глазок, травы, душистая, беленький, глядит, земляники.

-Что надо сделать, чтобы из данных слов составить предложения?

-Какие предложения вы можете составить сами или при помощи данных вопросных схем?

1. Откуда? Что делает? Какой? Что? Чего?

2. Где? Что делает? Какая? Что?

-В какой последовательности вы могли бы записать эти предложения и почему?

-Что надо знать, чтобы правильно обозначить начало конец предложения? В тетради получается такая запись: Из травы глядит беленький глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.

Для тех, кто написал предложения раньше, предлагается такое задание: составить свое предложение о землянике, которое было бы продолжением записанных.

V. Выразительное чтение стихотворения.

Определение видов предложений. (Текст дается сначала на слух, в исполнении учителя, затем предъявляется для выразительного восприятия и чтения в лицах.)

Земляничка у пня
Прошептала: “Нет меня!”
Оглянулась
И потом
Притаилась под кустом.
Солнца луч ее нашел,
Закричал” “Нехорошо!”
Обманула!
Ай-ай-ай!
Земляничка,
Вылезай!
Покраснела ягода
И сказала: “Ябеда…”

(Л.Фадеева)

-Почему стихотворение вызвало у вас улыбку?

-Прочитайте стихотворение сами. Объясните знаки препинания в конце предложений.

Дети читают стихотворение в лицах.

VI. Итог урока.

Вопросами и задания:

-Чем заинтересовал вас урок?

-Расскажите, что вы вспомнили о предложении?

-А что узнали о слове земляника?

-Кто из вас хотел бы рассказать о земляничном кустике?

(Дети составляют описание земляники, пользуясь как предложениями, записанными в тетради и на доске, так и опорными словами.)

VII. Задание на дом.

На выбор:

  1. Нарисовать кустик земляники и рассказать, как и что ты рисовал;
  2. Составить небольшой текст на одну из тем: “Земляничная полянка” или “Хороша земляничка – невеличка!”;
  3. Составить загадку о землянике.

Дополнительный материал

  1. Прочитайте. Определите, в каком предложении говорится о землянике как о растении, а в каком – о землянике как о ягоде?
  2. А. Под кустик загляни-ка! В укромном уголке алеет земляника на тонком стебельке. (В.Рождественский.)

    Б.Земляника любит расти на лесной вырубке, в светлом месте. (Н.Надеждина)

    Определите, какие из предложений составляют стихотворную речь? Как бы вы расположили слова этого предложения по стихотворным строчкам?

  3. Прочитайте предложения – загадки. Какие признаки “земляники” были положены в основу загадок?
  4. А.На лесной полянке красуется Татьянка – алый сарафан, белые крапинки.

    Б.Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко.

    Спишите любую загадку. Составьте свою загадку о землянике.

  5. Запишите ответ на вопрос: “Когда поспевает земляника в вашем крае?”
  6. Прочитайте. Напишите текст так, как запомнили.

Земляника… Самая вкусная, самая душистая ягода русского леса. На солнечной опушке стоят заветные кустики. Румяные ягоды не прячутся в гуще листвы, а будто совсем на виду – свисают красными каплями. (По г. Денисовой и А.Стрижеву.)