Тема: «Обращение. Культура общения».
Задачи урока.
- Научить оформлять предложения с обращениями, повторить знания о частях речи.
- Научить учащихся конструировать предложения, необходимые для общения.
- Выработать определенный стереотип вежливого обращения.
- Развивать чувство любви и дружбы; умение ориентироваться в практической обстановке; устанавливать контакты с окружающими.
- Воспитывать моральные, этические качества у учащихся.
Оборудование.
- Аудиокассета с записями; отрывки из песен с обращениями; музыка П.И. Чайковского, «Дунайский вальс», Б. Окуджавы «Давайте восклицать».
- Костюмы (сценка).
- Сигнальные карточки «1», «2».
- Схемы предложений.
- Тесты.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Карточки – задания для работы в группах.
- Пословицы.
- Карточки с опорными словами.
ХОД УРОКА
1. Начало урока
– Очень рада вас видеть! Обращаюсь к вам,
девятиклассники! Наш урок является продолжением
предыдущего. Так, руки подняли. Что прозвучало? (Обращение
«девятиклассники»).
– Молодцы, внимательные. (Молодцы).
– Приветствуем Вас, дорогие гости! (Дорогие
гости).
– Что за слова такие Вы называете? (Это
обращения, они указывают на того, к кому
обращаются с речью).
– Хорошо. Как из слова «общение» получить
слово «обращение»?
2. Постановка задачи
– Посмотрите внимательно на доску. Каковы задачи сегодняшнего урока? Подумайте, посмотрев внимательно на доску.
Схема простого
предложения.
Обращение
Этикет
Общение
Запись темы учеником на доске и детьми в тетрадях.
– Будем конструировать предложения, учиться их правильно оформлять, используя обращения; развивать умение ориентироваться в практической обстановке, устанавливать контакты с окружающими. Обращение мы употребляем, строя предложения. Предлагаю проверить свои знания по теме: «Предложение».
3. Тест. Проверка. Оценки. (1–6 задания, 7 – по желанию)
Тест «Предложение»
Выбери верное утверждение:
- Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.
- Предложение – это группа слов.
- Подлежащее обозначает о ком или о чем, говорится в предложении и отвечает на вопросы КОГО? ЧТО? Подчеркивается в предложении одной чертой.
- Подлежащее отвечает на вопросы КОГО? ЧТО? Подчеркивается в предложении одной чертой.
- Сказуемое показывает то, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? Подчеркивается в предложении двумя чертами.
- Сказуемое обозначает глагол и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? Подчеркивается в предложении двумя чертами.
- Второстепенные члены предложения поясняют главные члены.
- Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены.
- Основу предложения составляет подлежащее и второстепенные члены
- Основу предложения составляет подлежащее и сказуемое.
- Сложное предложение состоит из одного простого с однородными членами.
- Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений.
- *
- Разберите предложение по частям речи.
По дорожке сада степенно расхаживал и расправлял красивый хвост павлин.
- *
- Расставьте знаки препинания
Уметь ходить уметь стоять говорить уметь быть вежливым – это не пустяк товарищи.
4. Словарная работа
Этикет – установленный порядок
поведения. («Толковый словарь»).
Этика.
– Составьте предложение по схеме со словом
«этикет».
Ребята соблюдают правила этикета. (Повествовательное, распространенное, простое).
Разбор по членам предложения и частям речи. Беседа.
– Что такое обращение? (Слова, которые
указывают к кому обращаются с речью. На письме
выделяются запятыми или восклицательным знаком).
– Предложите свое задание. Запись предложения с
обращением.
– Ребята, соблюдайте правила этикета! Схема.
– Где еще может находиться обращение?
5. Тест. Задание №8.
– Все ли правильно в этой записи? Запись у доски и в тетради.
Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым – это не пустяк, товарищи! (А. С. Макаренко.)
– Выберите из двух подходящую для данной ситуации пословицу:
«Красив тот, кто красиво поступает».
«Ошибся, что ушибся – вперед наука».
6. Итак, сделаем вывод:
– Обращение указывает на того,к кому
обращаются с речью;
– Может находиться…;
– На письме выделяется запятой или
восклицательным знаком, в устной речи
интонацией, голосом.
7. Музыкальная пауза.
Прослушивание отрывков из песен О. Газманова и других исполнителей. Ученики называют услышанные обращения.
8. Работа учащихся в группах. Обыгрывание бытовых ситуаций.
– Пригласить подругу (друга) в кино;
– попросите у учителя разрешения войти в
класс;
– попросите продавца разрешить примерить
туфли;
– вам нужна фотография для паспорта, что вы
скажите фотографу?
– у вашего соседа стало плохо с сердцем, вы
звоните по телефону скорой помощи 03, что вы
скажите?
– вы хотите пойти в кино, как вы попросите
разрешение на это у родителей?
Итоги. Оценки.
9. Запись под диктовку у доски и в тетрадях.
Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
– Подберите синонимы к словам «Отчизна»,
«прекрасные».
– Приведите пример мужества, героизма людей,
беззаветного служения своей Родине. (Великая
Отечественная воина)
9 мая сотни людей движутся к Парку Победы, чтобы
воздать дань памяти погибшим. У нас в школе также
будет проходить большое мероприятие,
посвященное Дню Победы.
– Используя опорные слова, обращения, составьте
текст приглашения для родителей. (В парах)
– Родители, уважаемые, приглашаем, торжество,
посвященное.
– Уважаемые родители! Приглашаем вас на
торжество, посвященное 62-летию со дня Победы.
– Любовь к Отечеству начинается с любви к своей
малой Родине, к месту, где ты родился и вырос, где
живешь.
– Что вы, школьники, можете сделать для этого?
– Беречь свою школу;
– Соблюдать чистоту и порядок;
– Заботиться о близких людях, проявлять внимание
и уважение к окружающим.
10. Сценка
– Наше общение с окружающими осуществляется более всего в словах и в разговоре с ними. Слово – проводник. Вспомним притчу о мудром Эзопе, древнегреческом баснописце. Как может быть весомо и емко произнесенное слово!
Участники: хозяин-купец, гостья, Эзоп
Словом можно убить,
Словом можно спасти
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, купить.
Словом можно в разящий свинец перелить.
– Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами.
11. Тренинг «Снежный ком»
Ведущий, обращаясь к первому сидящему, говорит: «Ты внимательный». Второй как эстафету передает это слово и приставляет другое: вежливый, умный и так далее. Добрые слова растут как снежный ком.
12. Портрет А.П. Чехова. (В человеке все должно быть прекрасно…)
– Какие умные мысли Вы унесете с урока?
– Домашнее задание.
– Оценки.
– Огромное спасибо всем за активную работу.
– Делайте людям добро, и они отблагодарят Вам тем
же.
13. Музыка
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб ошибившись раз,
Не ошибиться снова.(Б. Окуджава).