Цели:
- актуализация знаний об именах существительных, употребляемых только в единственном числе;
- формирование целостного взгляда на употребление и хранение продуктов; коррекция речемыслительной деятельности учащихся на основе работы с деформированным текстом;
- приоритеты в выборе продуктов питания в зависимости от стоимости и срока хранения;
- систематизация имеющихся знаний у учащихся по теме: "Питание".
Ход урока
I. Организационный момент
Задание:
– Найди по смыслу неверное слово, замени.
Спят ночами утки в конуре иль будке. (Собака.)
Мама сыну по привычке заплетает 2 косички. (Дочери.)
Вот 5 ягодок в траве. Съел одну, осталось две. (4.)
– Отгадай загадку.
Сливки, масло и творог даст детишкам носорог. (Корова.)
II. Введение в тему.
Прочтите слова: масло, творог.
– Корова дает молоко.
– Как назвать одним словом? (Продукты питания.)
– Из чего сделаны эти продукты? (Из молока.)
– Это молочные продукты питания.
III. Актуализация опорных знаний.
– Само собой ничего не появляется, кроме продуктов должен быть задействован и труд людей, и место, где должно быть изготовлено. Разделите эти слова на 3 группы:
Продукты | Профессии | Пищевая | |
питания | промышленность | ||
кефир | технолог | ОАО “СТМ” | |
шоколад | кондитер | кондитерская фабрика | |
сметана | технолог | ОАО “СТМ” | |
печенье | кондитер | Хлебокомбинат |
По опорным словам и схеме составьте предложения. (Ответы детей.)
– На каком заводе изготавливают кефир и сметану? (Гор. мол. завод.)
– Печенье? (Хлебокомбинат и есть частные предприятия.)
– Шоколад? (Кондитерская фабрика.)
– В пищевой отрасли задействованы люди следующих профессий:
- кондитер
- технолог
IV. Работа в тетради.
– Запишите число, классная работа, словарное слово, кефир найдите с словаре С.И.Ожегова значение этого слова
Кефир – густой питательный напиток из перебродившего коровьего молока.
– Какой на вкус кефир? (Он не сладкий) (фруктовый)
– Из чего удобнее пить кефир?
– Составьте предложение с этим словом. Фруктовый кефир налили в стакан.
– Сделаем звуко-буквенный анализ, разделим слово по слогам, поставим ударение.
Повторим слова предыдущих уроков. Составим с ними словосочетания.
Сметана – молочный продукт из кислых сливок.
Шоколад – кондитерское изделие – застывшая масса. (Шоколадное мороженое, шоколадный торт.)
Печенье – кондитерское изделие из кусочков сладкого теста. (Рассыпчатое, фигурное, сладкое.)
– Возьмите карточки для самостоятельной работы.
– Слова из правого столбика соедините стрелками по смыслу со словами из правого столбика.
Цена Покупка Хранение Срок хранения |
руб. коп.
|
– К какой части речи относятся эти слова?
– Эти имена существительные употребляются только в единственном числе.
– Это продукты питания, которые полезны человеку.
а) Необходимо обращать внимание на дату изготовления и срок годности и соотносить с днем покупки. Будьте внимательны!
б) Человеку необходимо в сутки 3200 калорий (тепло для организма, энергия). Найдите на упаковках данных продуктов энергетическую ценность каждого продукта.
– Расскажите, как и где можно хранить эти продукты?
V. Обобщение.
– Употреблять продукты в этом виде можно, но это очень дорого. Гораздо дешевле изготовить из этих продуктов что-то, что тоже будет полезно для организма, но гораздо дешевле. Поэтому для приготовления завтрака мы сейчас отправимся на кухню.
– Сейчас заполним кроссворд, что нам будет необходимо. Выбери из набора картинок нужное.
– Назови обобщающее слово.
- Прозрачный, стеклянный
Молоко, сок, кефир. (Стакан.) - Алюминиевая, эмалированная
Суп, каша, компот. (Кастрюля.) - Фарфоровая, глубокая, мелкая
1 блюдо, 2 блюдо. (Тарелка.)
4 круглых солнца, есть у нас на кухне,
круглых солнца грели и потухли.
Поспели щи, шипят блины,
До завтра солнца не нужны. (Электропечь.)
12 предметов, фарфоровый, цветной
праздник, чай, гости. (Сервиз.)
– У хорошей хозяйки д. б. под рукой такие книги (“Поваренная книга”, “Образцовая кухня”).
В разделе содержание написано, что и из каких продуктов можно приготовить.
Самостоятельная работа
– А рецепт печенья на карточках, которые лежат у вас на столах.
а) Выделенные существительные поставьте в именительном падеже и выпишите в два столбика: сущ. ед.ч. и сущ. мн.ч.
Вы хотите испечь что-нибудь к ужину. Не у каждой хозяйки найдутся под рукой дрожжи. Испеките печенье. Сделайте это так. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте полстакана сметаны, разбавленной кефиром. Добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их.
Готовое печенье посыпьте тертым шоколадом. Подавать к чаю, сливкам.
Приятного аппетита!
б) Списать и указать число выделенных существительных.
Тестовое задание.
– На столе карточки. Положите перед собой. Выбери и прочитай правильный ответ.
Вы приготовили вкусное печенье и говорите:
а) дайте еще.
б) не ешьте много.
в) приятного аппетита.
Противень – это:
а) очень противный человек.
б) сосед, живущий напротив.
в) металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовке.
Сыпучие продукты – это:
а) те продукты, от которых выступает сыпь.
б) легко сыплющиеся, рассыпающиеся.
Передник – это:
а) идущий впереди.
б) тот, кто лучше работает или учится.
в) фартук.
VI. Итог.
– Объясните смысл пословиц.
Пословицы:
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Как потрудимся, так и поедим.
Ноги носят, а руки кормят.
Д/з карточки. Прочитайте, объясните отгадку к загадке.
Оценки.
Домашнее задание
"Не печено, не варено – на столе завтрак"
Отгадай эту загадку!
Трудно?
Немного подумав, ты все же скажешь: “Молоко!”
Вот о молоке и пойдет у нас сейчас разговор.
Молоко очень полезно, особенно вам – детям.
Запомни: всякое молоко, кроме пастеризованного, необходимо прокипятить. Некипяченым молоко пить нельзя!
Молоко не так легко убежит, если на дно кастрюли положить специальное приспособление – “сторож”. Это – круглая фарфоровая пластинка, которая продается во всех хозяйственных магазинах.
Молоко не подгорит, если перед кипячением кастрюлю сполоснуть холодной водой.
Ну, а если случится такой грех - подгорит молоко, не унывай, дело можно исправить: процеди его через двойной слой марли в другую посуду. Повтори это несколько раз, пока не исчезнет привкус горелого. Тряпку каждый раз прополаскивай в воде.
А кастрюлю, в которой подгорело молоко, залей холодной водой, затем хорошо ее отмой мылом и содой.
В молоке лучше сохраняются витамины, если его кипятить под крышкой. Время от времени крышку нужно приподнимать и взбивать венчиком или вилкой образовавшуюся пенку. Многие пенку не любят, а снимать пенку с холодного кипяченого молока – это значит снижать его питательность. Не снимай пенку!
Летом нужно хранить молоко или в холодильнике или так: кастрюлю с молоком поставь в таз с небольшим количеством воды и, обернув кастрюлю влажной тряпкой, опусти концы этой тряпки в воду. Держать таз с водой нужно на сквозняке. Тогда в жару молоко будет холодным и не скиснет.
Молоко дольше сохраняется, если его кипятить с небольшим количеством сахара или питьевой соды (на кончике ножа).
Хранить молоко надо в фаянсовой, глиняной, стеклянной или эмалированной посуде.