Русский язык
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Типы речи. Повествование. Изложение «Музыкальная шкатулка»" 2009
Урок направлен показать роль описания предмета в тексте повествовательного характера. Цель урока: закрепить умение выделять главное (основную мысль); отработать навыки правильно произносить и писать слова и использовать их в устной и письменной речи; накопление словарного запаса учащихся; умение производить анализ чужой речи и работать над собственной; развивать художественный вкус и эстетические чувства.
-
Учебно-методическая разработка к урокам русского языка и развития речи 5-9-х классах по теме "Словообразование. Лексическое значение корней общеславянского происхождения" 2009
Учебно-методическая разработка содержит "словарные гнёзда" с корнями общеславянского происхождения, снабжена эффектами анимации. В основу работы положен принцип сопоставления родственных слов с точки зрения современного русского языка и этимологии. Содержание каждого слайда позволяет наглядно воспринимать структуру слова, способы словообразования, развитие лексического значения корня, выявлять стилистические особенности слова.
-
Подготовка к ЕГЭ по теме "Правописание -н-, -нн- в суффиксах различных частей речи" с использованием Единой коллекции ЦОР. 10-й класс 2009
Уроки построены на принципах исследовательского обучения, разнообразные упражнения подобраны так, чтобы закрепление материала как можно больше было совмещено с использованием полученных знаний в нестандартных ситуациях.
-
Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме "Главные члены предложения" 2009
На уроке основной целью было обобщить и систематизировать знания учащихся, способствовать развитию речи, памяти, орфографической грамотности. Результат данной работы: учащиеся свободно находят и графически обозначают главные члены предложения в тексте, называют часть речи, которой они выражены, грамотно выполняют синтаксический разбор предложения.
-
Самостоятельная работа в старших классах на тему "Типы словарей" 2009
В старших классах учащиеся, к сожалению, часто забывают материал, изученный раньше, а времени на его повторение отводится очень мало. В этих случаях хорошим подспорьем являются самостоятельные работы, охватывающие всю тему и позволяющие не только проверить знания детей, но параллельно повторить, а где и выучить давно и прочно забытое.
-
Урок развития речи в 6-м классе по картине Т.Н. Яблонской "Утро" 2009
Данный урок позволяет формировать у детей умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему. Помимо указанного, у детей развивается ассоциативное мышление, устная и письменная речь.
-
Урок-путешествие по русскому языку в 3-м классе по теме "Правописание Е, И в суффиксах существительных" 2009
Предложенный урок проведен в виде путешествия. Наличие сюжетного момента на уроке позволило ввести в него не только занимательный материал, но и сложные вопросы учебной программы. Чтобы разнообразить предложенный урок, были включены фрагменты повести Л.Б. Гераскиной «В Стране невыученных уроков».
-
Урок русского языка по теме "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я" 2009
Материал представляет определённую познавательную деятельность в изучении нового материала с использованием мультимедийных технологий, что делает урок красочным и интересным. Урок насыщен разнообразными, разноуровневыми заданиями и здоровьесберегающими элементами.
-
Открытый урок "В начале было Слово…" 2009
На уроке учащиеся овладевают нормами употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
-
Бинарный урок по технологии и русскому языку в 6-м классе "Горшочек каши" 2009
Данные уроки предлагают комбинацию двух предметов — технология и русский язык. Кто бы мог подумать, что можно на уроке русского языка есть кашу.
-
Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Лингвистический спорт" 2009
На уроке учащиеся формируют умения применять знания об имени существительном; развивают сообразительность, мышление.
-
Урок русского языка в 5-м классе (лингвистические игры). Тема: "Край наш северный" 2009
Содержание игр наполнено краеведческим материалом, что позволяет учителю не только повторить и закрепить с обучающимися изученный материал, но и воспитывать у детей чувство любви и уважения к своей малой родине. Выполняя различные игровые задания, пятиклассники на занятии пополняют свой словарный запас, развивают память и внимание.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи" 2009
Учащимся уже известны из курса 6-го класса примеры слитного и раздельного написания НЕ с существительными, прилагательными, глаголами. После повторения данных тем проводится систематизация знаний по теме «НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями».
-
Урок литературы в 8-м классе. Анализ поэтического текста С.В. Курач "Я почему-то слов не нахожу" 2009
На уроке формируются умения и навыки анализа текста регионального компонента на лексическом уровне, развиваются коммуникативные свойства речи и навыки выразительного чтения стихотворений С.В. Курач.
-
Урок-практикум по русскому языку в 5-м классе "Путешествие по городу Имя Существительное" 2009
Задача урока состоит в том, чтобы в интересной и нетрадиционной форме закрепить знания учащихся по теме "Имя существительное". На каждой улице необычного города ребят ждут задания, с которыми им предстоит справиться. Все задания разнообразные, помогают закрепить и проверить знания учащихся по данной теме.
-
Урок-иследование по теме "Этот незнакомый и трудный жанр - эссе" 2009
Урок-исследование предполагает включённость каждого ученика в мыслительную деятельность. Учащиеся знакомятся с историей русской эссеистики, самостоятельно работают со словарями, занимаясь исследованиями, узнают о других жанрах — синонимах эссе: очерке, авторской прозе, "Скитце", анализируют тексты, находя в них характерные черты эссе. И в результате такой работы тема-вопрос превращается в тему-ответ: "Этот интересный и знакомый жанр - эссе".
-
Развитие речевой культуры учащихся при обучении русскому языку 2009
В статье говорится о необходимости реализовать на уроках функционально-семантический подход к изучению языковых явлений в школьном курсе русского языка. Это значит, что в поле зрения постоянно должны быть два важных момента: во-первых, значение (семантика) и назначение (функции в речи) языковых единиц, взаимосвязь лексических и грамматических значений слова и, во-вторых, неразрывная связь языковых форм и значений, возможность анализа не только в направлении от формы к значению, но и в направлении от значения к форме (от функций к средствам).
-
Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное" (обобщение материала) 2009
Урок имеет две задачи: повторить и систематизировать полученные знания по теме «Имя прилагательное», а также воспитывать чувство любви к России. Для достижения этого урок построен в форме путешествия на поезде военных времен.
-
Урок развития речи в 6-м классе по теме "Описание природы" 2009
Одной из целей урока является формирование у учащихся позитивного, творческого отношения к написанию сочинения, а также стремления к овладению русским языком в совершенстве. Осуществление межпредметных связей на уроке обеспечивает лучшее понимание учащимися поставленных задач, способствует активизации их письменной и устной речи, а также нравственному и эстетическому воспитанию (в том числе воспитанию любви к родному краю).
-
Проектные методы обучения 2009
Сегодня в центре внимания находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. Для успешной работы продумываются учебные цели, число участников проекта, сроки выполнения, источники информации, жанр проекта.
-
Программа курса по выбору для учащихся 9-х классов "Культура речи — культура поведения" 2009
В отличие от существующих программ по культуре речи данная программа включает нормативный, коммуникативный, этический и прагматический компоненты культуры речи, которые постоянно обогащаются по мере развития школьника. Курс "Культура речи — культура поведения" поможет учащимся в практической подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку.
-
Статья "Повышение грамотности учащихся и привитие интереса к предмету через внеклассную работу (школьный пресс-центр)" 2009
Программа детского объединения "Пресс-центр" является адаптированной. Направлена на работу с ребятами разных возрастных групп (с 5-го по 11-й классы), которые интересуются журналистикой.
-
Факультативное интегрированное занятие 2009
В основе интеграции при изучении русского языка лежит идея повышения научности и возможности учащихся глубже понять своеобразие всех языковых явлений. В школе ведётся работа по внедрению интегрированных уроков в процесс обучения филологическим дисциплинам. Мы предлагаем интегрированную форму проведения факультативного занятия. Занятие подготовили и вели одновременно учителя русского, нанайского и английского языков.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку 2009
На данном мероприятии особое внимание уделяется нормам русского литературного словоупотребления.
-
План-конспект урока по русскому языку "Удивительная часть речи — глагол!" 2009
Урок рассчитан на учащихся средних классов (6-й класс). На одном из заключительных уроков по теме «Глагол» с целью повторения, обобщения и систематизации знаний, проверки усвоения темы целесообразно провести, такого рода занятие.
-
Внеклассное мероприятие "Час занимательного русского языка" 2009
Мероприятие «Час занимательного русского языка» проводится в рамках недели русского языка для 5-6-х классов. Цели проведения - привитие интереса к изучению родного языка, формирование положительной мотивации изучения предмета, воспитание любви к русскому языку. Игра проводится в форме соревнования двух команд.
-
Интегрированный урок (русский язык+английский язык) по теме "Степени сравнения имён прилагательных" 2009
Учащиеся изучают и сопоставляют степени сравнения прилагательных на русском и английском языках.
-
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе. Тема: "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ" 2009
Урок знакомит с правописанием гласных в приставках ПРЕ и ПРИ с опорой на значение этих приставок и с письменным объяснением орфограммы. Используются таблички, карточки, карточки-схемы, опорные карты, рисунки, иллюстрирующие правило, материал из книги Г.Г. Граника и др. «Секреты орфографии».
-
Урок-обобщение в 6-м классе "Путешествие по Лексикологии и Фразеологии" (по программе Н.М. Шанского) 2009
Не случайно выбрана нетрадиционная форма – урок-путешествие. При проведении урока использовалась презентация (2 слайда), разработанная мною с привлечением фотоматериалов. Это способствует формированию интереса к предмету, активизации мыслительной деятельности, развитию творческого мышления.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Словообразование наречий" 2009
Урок проводится с целью способствовать усвоению учащимися основных способов образования наречий; развитию познавательных способностей учащихся через развивающие вопросы, умения обобщать, делать выводы; достижению успеха в деятельности каждого ученика и воспитанию у учащихся интереса к изучению русского языка.