Урок русского языка на тему “"Обобщающий урок по русскому языку в 6-м классе "Местоимение"”

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторить и обобщить материал по теме «Местоимение»;
  • совершенствовать навыки работы с текстом;
  • продолжать формирование высоких нравственных качеств, в том числе совокупность норм поведения.

Оборудование. Записи на доске,  опорный конспект, тесты, плакат «Заповеди речевого поведения».

Записи на доске:

1)    Этикет – (фр. – ярлык, этикетка) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления.
2)    Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой.
3)    Мораль – (от лат.) – форма сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.
4)    Комплимент – любезные приятные слова, лестный отзыв (по толковому словарю С.И. Ожегова)

Эпиграф урока:

«Поступай так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой»

(Золотое правило этики)

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

Учитель. Дорогие ребята, здравствуйте! Я рада всех приветствовать. Сначала поговорим о том, что такое этикет.
Всё очень просто — это правила поведения. Конечно, совсем забывать о них не стоит. Надо ли дарить бабушке старый футбольный мяч? Можно ли изрезать клеёнку в школьной столовой? Признайтесь, вам частенько приходится отвечать на подобные вопросы. Вот как раз для того, чтобы не ошибаться и не выглядеть глупо, существуют правила хорошего тона. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».

II. Этическая разминка «Кукла Комплиментина»

– Знаете ли, как зовут эту куколку? – Комплиментина. Почему? Потому что она, как в руки кому попадёт, так тот человек начинает другому говорить комплименты. Передаём куклу из руки в руки  и говорим друг другу комплименты.

III. Учитель

– Спасибо, ребята.  Всё, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, будем опираться на материал об этикете. Мы продолжаем изучать тему «Местоимение». Откроем тетради, запишем число, тему урока.
– Сначала мы разделимся. Проведём игру «Встань по пальцам» (учитель поднимает два  пальца).

Два  ученика встают и получают индивидуальное задание:

1. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения: Добрые слова дёшево стоят, но дорого ценятся.

2. Восстановите пропущенные орфограммы, раскрыть скобки

(Не) привыкайте к чудесам, –
Д.. .витесь им, д.. .витесь!
(Не) привыкайте к небесам,
Глазами к ним т...нитесь.
Пр.. .глядывайтесь к облакам,
Пр.. .слушивайтесь к птицам,
Пр... клад... вайтесь к родникам, –
Ни (что) не повторится!
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье
Всё будет так — и всё не так
Через одно мгновенье!

(В. Шеффер)

– А остальная часть класса пишет комментированный диктант:

Не кричи о себе – пусть другие скажут, какой ты. Любят того, кто не обидит никого. Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому.

Задание: Укажите местоимения, их падеж.

IV. Фронтальный опрос

– Как пишутся отрицательные местоимения с предлогом?
– Как образуются неопределённые местоимения?

V. Сеанс одновременной игры

– Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями.
– Кто сегодня опоздал? Никто
– Какой пример тебя затруднил? Никакой.
– Чей ответ был плохим? Ничей.
– Кого винить, если сам виноват? Некого.
– Что исправить, если нет ошибок? Нечего.

VI. Выборочный диктант

– Обратимся к тексту «Осторожно: слово!». Почему он так называется. Какую задачу поставил перед собой автор?
– Выпишите вопросительные и относительные местоимения.

Осторожно слово!

Люди почему-то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить. «Не видишь, что ли!», «Сколько раз повторять!», «Русского языка не понимаешь!», «Чего встали?» или «Чего сели?», «»А тебе чего надо!», «Больно умные все стали?».
А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите» и «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое».
Я шёл и думал, какие приятные слова ещё можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь! Языку тебя отсохнет, что ли ответить?»  Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.

(С. Львов)

Учитель. Как, по-вашему, правильно ли сделал герой рассказа, не ответив на обращение к нему? Как бы вы поступили в такой ситуации? С какими словами вместо слова  «Эй!» можно обратиться к незнакомому человеку?

VII. Физкультминутка

– Ребята, вы работаете очень хорошо. Молодцы! Сейчас немного отдохнём, проведём физкультминутку.
– Как живёшь?
– Вот так (поднимают большой палец)
– Как идёшь!
– Вот так! (шагают)
– Как бежишь!
– Вот так! (локти, прижатые к бокам, изображают бег)
– Как спишь?
– Вот так! (две ладони укладываются под щеку, голос сладок)
– Как даёшь?
– Вот так! (широкий жест рук от себя, гордость)
– Как шалишь?
– Вот так! (молча надуть щёки, похлопать)

VIII. Самостоятельная работа

– Выпишите местоимения, произведите морфологический разбор.

Встречаясь с взрослыми или входя в помещения, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. Сними при этом фуражку или шапку, не надевай,  пока не пожмёшь руку.

IX. Тест

1. Что обозначает местоимение?

а) предмет;
б) признак предмета;
в) не обозначает, а только указывает на предметы, признаки и количества.

2. В предложении местоимения обычно бывают:

а) обстоятельствами и сказуемыми;
б) подлежащими, дополнениями, определениями;
в) глаголами и числительными.

3. У какого местоимения нет именительного  падежа:

а) у личного;
б) у относительного;
в) у возвратного.

4. Какие местоимения пишутся с дефисом:

а) определительные;
б) неопределённые;
в) притяжательные.

5. Сделайте, где необходимо, соединение:

а) Кто привык браниться, тому ни (с) кем не ужиться;
б) Кто поздно приходит, тот ничего не находит.
в) (Ни) кому не объять необъятного.

X. Учитель. Ребята, мы сегодня много говорили о том, как необходимо вести себя, о поведении. Умеем ли мы говорить! Как мы говорим! Перед вами заповеди речевого поведения, прочитаем их.

Заповеди речевого поведения

1. Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.
2. Умей находить общий язык с любым собеседником.
3. Помни, что вежливость – основа любого поведения.
4. Избегай многословия.
5. Говори просто, понятно, чётко.
6. Избегай речевого однообразия.
7. Владей культурой языка.
8. Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.
9. Умей не только говорить, но и слушать.

XI. Итог урока

Учитель. Итак, ребята, подведём итоги:

– Что такое местоимение?
– Какие разряды местоимений по значению вы знаете?
– Как пишутся отрицательные местоимения с предлогами?

XII. Домашнее задание.

  1. Составить игру «Третий лишний».
  2. Подобрать пословицы, где есть отрицательные местоимения.
  3. Упражнение  258.