Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем при планировании уроков русского языка в старших классах для учителя является выбор форм работы, оптимально решающих не только учебные задачи, но и обеспечивающие эффективную подготовку старшеклассников к ЕГЭ.
Одной из таких форм является комплексная работа с текстом. Особенностью подбора текстов для работы является их соответствие школьной программе по литературе. Обращение к текстам литературоведческого характера способствует интеграции уроков русского языка и литературы, расширяет литературный кругозор обучающихся, является дополнительной подготовкой обучающихся к письменным и устным работам по литературе.
Задания к текстам составлены по аналогии с заданиями части В к тексту в структуре ЕГЭ.
Возможные виды письменных работ:
- Диктант с грамматическим заданием.
- Орфографическое списывание.
- Подробное изложение.
В Приложениях даны варианты текстов для орфографического списывания и ответы на задания.
Тест № 1
1. Есть в мире сотни замечательных явлений. 2. Одним из таких прекрасных и во многом необъяснимых явлений нашей русской действительности является поэзия и жизнь Александра Блока. 3. Стихи Блока о любви – это колдовство, и как всякое колдовство, они необъяснимы и мучительны. 4 Они входят в память внезапно и навсегда. 5. Какая-то неведомая сила превращает стихи Блока в нечто высшее, чем одна только поэзия, в органическое слияние поэзии, музыки и мысли, согласованное с биением каждого человеческого сердца. 6. Блок говорил, что гений излучает свет на неизмеримые временные расстояния. 7. Эти слова целиком относятся и к самому Блоку. 8. Влияние Александра Блока на судьбу писателей и поэтов, может быть, не сразу заметно, но необычайно значительно. 9. Ещё в юности я понял смысл его величайших слов и поверил им:
10. Сотри случайные черты,
И ты увидишь – жизнь прекрасна…
11. Я стремился следовать этому совету Блока, и я ему глубоко благодарен.
(По К. Паустовскому)
Задания
1. Из предложения № 7 выпишите словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.
2. Из предложения № 4 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.
3. Из предложений № 1–2 выпишите слово, образованное приставочным способом.
4. Определите тип придаточного в сложноподчинённом предложении № 6.
5. Среди предложений № 1–7 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите его номер.
6. Найдите в тексте сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Запишите его номер.
7. Найдите в тексте предложение, в котором есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Запишите его номер.
Текст № 2
1)Для меня в Горьком – вся Россия. 2) Как я не могу представить себе Россию без Волги, так я не могу подумать, что в ней нет Горького.
3) Он был полномочным представителем бесконечно талантливого русского народа, он любил и досконально знал Россию. 4) Не было ничего, чем бы он пренебрегал в этой стране и что бы он не увидел по-своему, по-горьковски.
5) Это был человек, определяющий эпоху. 6) От таких людей, как Горький, можно начинать летоисчисление.
7) При первом знакомстве меня прежде всего поразило в нём необыкновенное его внешнее изящество, несмотря на лёгкую сутулость и глуховатый говор. 8) Он был в той стадии духовной зрелости и расцвета, когда внутреннее совершенство накладывает неизгладимый отпечаток на внешность, на жест, на манеру говорить, на одежду – на весь облик человека.
Задания
1. Найти в тексте простое предложение, осложнённое обособленным определением, записать его номер.
2. Найти в тексте простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством, записать его номер.
3. Найти в тексте сложноподчинённое предложение с неоднородным подчинением придаточных, записать его номер.
4. Найти в тексте сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных, записать его номер.
5. Найти в тексте сложное бессоюзное предложение, записать его номер.
6. Найти в тексте сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, записать их номера.
Текст № 3
Босяки Горького
1) Правдиво отражая действительность, Горький не мог не отнестись к своим героям двойственно. 2. Одни черты привлекали писателя, другие – отталкивали. 3. Горький с таким вниманием присматривался к “бродячей Руси” потому, что эти бродяги выражали думы и чаяния тех русских людей, которые процессом капитализации были выбиты из обычной колеи и очень остро переживали свою социальную неустроенность. 4. Босяки Горького – это сильные, смелые, независимые люди, сохранившие человеческое достоинство в унизительных условиях существования. 5. Через много лет в статье “О том, как я учился писать” Горький вспоминал: 6. “Странные люди были среди босяков, и многого я не понимал в них. 7. Но меня очень подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь…” 8. Горький отнюдь не идеализировал босяков. 9. Босяки в его изображении – это не только гордые мечтатели, но и хищники, которые презрительно относятся к труду. 10. Босяки не жизнестроители, они в конечном счёте только потребители того, что сделано другими.
(По Г. Белоцкой)
Задания
1. Найти в тексте сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением, записать его номер.
2. Найти в тексте сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью, записать его номер.
3. Найти в тексте простое предложение с обособленным обстоятельством, записать его номер.
4. Найти в тексте простое предложение с обособленным определением, записать его номер.
5. Найти в тексте предложение, являющееся словами автора в конструкции с прямой речью, записать его номер.
6. Найти в тексте сложное бессоюзное предложение, одна часть которого содержит неполное предложение, записать его номер.
7. Найти в тексте сложносочинённое предложение, записать его номер.
8. Найти в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, записать его номер.
9. Найти в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным (подлежащным), записать его номер.
10. Найти в тексте предложения, в которых есть сказуемые, выраженные именами существительными, записать их номера.
Текст № 4
1) Эпиграфом к своему рассказу “Господин из Сан-Франциско” Иван Бунин взял строки из “Апокалипсиса”: Горе тебе, Вавилон, город крепкий! 2) Таким образом, уже с эпиграфа начинает звучать сквозной мотив рассказа - мотив гибели, смерти. 3) Он повторится и в названии гигантского корабля “Атлантида”, который является в рассказе образом-символом современной цивилизации. 4) Основное событие рассказа - смерть господина из Сан-Франциско. 5) С самого начала путешествия героя окружает масса деталей, напоминающих о смерти. 6) Например, весьма любопытным героем рассказа является “наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито”. 7) Описывая его, Бунин постоянно подчёркивает странную, как бы мёртвую внешность принца. 8) Сухие руки, лакированная кожа, усы, как у мёртвого, маленький рост - всё это характерные признаки мумифицированного тела. 9) Получается, что на борту “Атлантиды” в течение всего путешествия находится мертвец, а это, по суеверию моряков, считается плохим предзнаменованием. 10) Кстати, в 1912 году, за три года до появления рассказа Бунина, погиб гигантский пароход “Титаник”, на борту которого везли мумию египетского фараона. 11) По утверждению некоторых источников, пароход погиб именно из-за того, что в трюме везли мумию, погрузив её туда неаккуратно, не соблюдая обрядов.
(По А. Яблокову)
Задания
1. Из предложения № 6 выпишите словосочетание со способом подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.
2. Найдите в тексте производный предлог, выпишите его.
3. Определите вид придаточного предложения в сложноподчинённом предложении № 3.
4. Напишите номера предложений, в которых есть вводные конструкции.
5. Найдите в тексте сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью, напишите его номер.
6. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными определениями, запишите их номера.
7. Среди предложений 4–9 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи личного местоимения, напишите его номер.
Текст № 5
1) В своих ранних рассказах Леонид Андреев продолжал гуманистические традиции русской литературы девятнадцатого века, глубоко сочувствуя обездоленным. 2) В то же время писатель наметил собственную линию развития реализма, которая во многом определялась не только личностными качествами Андреева, но и кризисной эпохой рубежа веков. 3) Поэтика рассказов Андреева - это поэтика символов. 4) “Ночь”, “солнце”, “бездна”, “стена” - вот символы, раскрывающие отношение писателя к жизни. 5) Произведения писателя вызывали ощущение тревоги, всеобщего неблагополучия, близящейся катастрофы. 6) Герои наиболее автобиографических и “задушевных” рассказов Андреева находятся в трагическом противоречии с окружающей их действительностью; они мучительно пытаются разрешить “загадки” человеческого бытия и не могут дать убедительного ответа ни на один из “проклятых вопросов”, поставленных перед ними жизнью. 7) А. Блок образно определил трагедию людей, запечатлённую Андреевым так: 8) “В теле необъятной серой паучихи-скуки сидит заживо съеденный ею нормальный человек”.
(По Г.П. Лазаренко)
Задания
1. Из предложения № 1 выписать одно из словосочетаний со способом связи УПРАВЛЕНИЕ.
2. Из предложения № 1 выписать одно из словосочетаний со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.
3. Из предложения № 1 выписать одно из словосочетаний со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ.
4. Из предложения № 6 выписать местоимения, определить их разряд.
5. Из предложения № 5 выписать слова, образованные суффиксальным способом.
6. Из предложения № 4 выписать слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
7. Укажите номера предложений, в которых есть обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
8. Определите вид придаточного предложения в сложноподчинённом предложении № 2.
Текст № 6
А. Рассказы Куприна помогают понять, чего мы можем лишиться, оставаясь во власти сердечной лени.
Б. Обделяя самих себя, они несут горе другим, убивая вспыхнувшие чувства холодом непонимания и равнодушия.
В. А красота бьющей через край жизни, показанная им, заставляет ощутить неповторимость каждого отпущенного нам Судьбой дня.
Г. Главную особенность своей эпохи Куприн увидел в том, что из мира уходит любовь, и виноваты в этом люди, закосневшие в сердечной лени, боящиеся думать, чувствовать, жить.
Д. Но пренебрежение любовью, по мнению писателя, влечёт роковые последствия: сама природа отомстит за это.
(По Л. Росляковой)
Задание: чтобы получился текст, предложения должны стоять в следующем порядке:
- сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью.
- простое предложение, осложнённое обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.
- бессоюзное сложное предложение, первая часть которого осложнена вводным словосочетанием.
- сложноподчинённое предложение, в котором придаточное осложнено обособленным обстоятельством.
- простое предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Расставьте предложения в нужном порядке и запишите их (расставляя знаки препинания и графически объясняя условия их выбора*).
* Тексты для орфографического списывания даны в Приложении № 1.
Текст № 7
1) В. Маяковский – один из самых талантливых сатириков двадцатого века, создавший классические образцы сатиры нового типа. 2) Сборник сатирических произведений, который поэт назвал “Грозный смех”, поражает своим тематическим разнообразием. 3) Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное перо поэта-сатирика. 4) Перед нашим взором “целая лента типов тянется”: мы видим нового буржуя, кулака, обывателя, сплетника, взяточника, бракодела…5) Маяковский, создавая сатирические произведения, обращается к гиперболе и гротеску, своим излюбленным приёмам художественной условности. 6) Сатиру поэт называл своим любимым оружием, что направлено против внутренних и внешних врагов молодой советской республики.
(По Н.Г. Быковой)
Задания
1. Выпишите из текста сложные слова.
2. В каком предложении есть словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ? Запишите номер этого предложения.
3. Сколько сложных предложений в данном тексте? Ответ запишите словом.
4. Укажите номер предложения, в котором есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
5. Укажите номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство.
6. Укажите номер предложения, в котором есть вводная конструкция.
7. Укажите неверное утверждение: в данном тексте используются следующие средства связи предложений: А) лексические повторы Б) личные местоимения В) синонимы.
Приложение № 1. Варианты текстов для орфографического списывания.
Приложение № 2. Ответы на задания к текстам.
Литература
(источники текстов)
1. Литература, 1999, № 15.
2. Литература, 1995, № 4.
3. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.:1999.
4. Литература: Справ.шк./ Науч.разработка и сост. Н.Г. Быковой. – М., 1996.
5. Малюшкин А.Б., Айрапетова С.Г. Диктанты по русскому языку. 10 – 11 классы. – М., 2001.