Тип урока: изучение нового.
Форма урока: урок - исследование.
Цели и задачи урока: создать условия для развития языковедческой компетенции через:
- формирование понятий об неопределённо- личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям;
- отработку навыков использования данных предложений в речи;
- формирования умений систематизировать материал для создания презентации;
- развитие коммуникативных навыков, творческого мышления;
- воспитание любви к родному языку; привитие интереса к познанию.
Оборудование: Презентация (приложение к уроку), на столах учащихся листы «Моя презентация» (у каждого ученика).
Моя презентация
Тема урока:
1 |
Мои цели и задачи:
2 |
Определённо – личное предложение:
3 |
Алгоритм: 4 |
Мои неопределенно-личные предложения.
5 |
Рефлексия
6 |
Ход урока
I.Организация класса.
Подготовка к восприятию.
На экране слово Презентация.
Учитель: Ребята, на экране вы видите слово презентация, скажите, как вы понимаете лексическое значение этого слова? (Высказывания детей)
Учитель: А теперь посмотрите на экран (Приложение. Презентация.), где записано это слово и его словарная статья.
Чтение учителем значения слова со слайда презентации.
II. Целеполагание:
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – урок – презентация, я вам приготовила свою презентацию и буду учить вас делать презентацию на материале урока русского языка. У вас есть листы, на которых условно нарисованы «слайды» – прямоугольники. (Слайды – кадры фильма «Моя презентация»). За урок вы их должны будете заполнить.
Начнём работать.
На экране предложение: В дверь несмело постучали.
Учитель: Сейчас мы с вами проведём синтаксическую минутку. Давайте прочтём предложение на экране и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов – односоставное) Можете ли вы определить вид этого односоставного предложения? (Нет)
Понятно ли нам, «кто это стучали»? (Нет)
Учитель: Действующее лицо здесь мыслиться неопределённо, нечётко, неконкретно. Я вам говорю, что это неопределённо – личное предложение
Сегодня мы с вами проводим урок – исследование. Объектом нашего исследования является тема: «Неопределённо – личные предложения» Запишите тему на свой «слайд №1»
На экране появляется тема урока: «Неопределённо – личные предложения»
Учитель: У нас сегодня новая тема урока. Какие цели и задачи вы должны поставить перед собой? Подумайте и запишите на свой «слайд № 2» (Ученики пишут цели на своём «слайде»). Слово учащимся.
Учитель: Я тоже поставила цели и задачи к уроку: (Учитель читает цели со слайда своей презентации). На экране цели и задачи.
* Формирование у учащихся понятий об неопределённо–личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям.
* Отработка навыков использования учащимися данных предложений в речи.
* Развитие умений систематизировать материал для создания презентации.
Совпадают ли наши цели? Обсуждение.
III. Подготовка к восприятию темы.
1. Учитель: Проверим, как вы дома подготовили сообщение об односоставных и определённо – личных предложениях. (Учитель спрашивает домашние задание, по желанию учащихся один ученик выходит к доске и делает сообщение)
Учитель спрашивает о дополнениях, исправлениях.
2. На экране (презентация) записаны предложения:
Пройдите по городу на Неве, вглядитесь в него.
Парк давно закрыли.
Учитель: Спишите на свой «слайд № 3» с экрана презентации определённо – личное предложение. Учащиеся работают, а потом рассказывают, какое предложение выписали и почему.
I Сотворчество. Восприятие нового.
1.Учитель: сегодня на уроке вы не пассивные слушатели, а активные участники. Не забывайте об этом.
У нас на экране осталось предложение. Появляется новый слайд:
Парк давно закрыли
Чем выражен главный член? Каковы грамматические значения глагола – сказуемого? (глагол 3 лица, множественного числа, прошедшего времени). Важно ли в этом предложении подлежащее? (Нет)
Учитель: В этом предложении главное - действие
2. На экране предложение:
В деревнях и сёлах готовятся к севу.
Работаем устно. (Определяем форму глагола – сказуемого – 3 лицо, множественное число, настоящее время). Важно ли в этом предложении знать, кто готовится к севу? (Нет)
Выводы: В этом предложении тоже главным является действие.
3. На экране презентации предложение:
Завтра нам выдадут новые учебники.
(Определяем форму сказуемого – 3 лицо, множественное число, будущее время). Учитель: В данном предложении тоже главное – действие.
Делаем вместе выводы:
Какими формами выражается глагол – сказуемое в неопределённо – личных предложениях? (Ответы учащихся)
Вывод: В неопределённо – личных предложениях нет действующего лица, оно мыслится неопределённо, неконкретно. В таких предложениях не бывает подлежащего. Вот почему они так называются неопределённо-личными.
Учитель: Сейчас мы с вами заполним 4 слайд вашей «презентации», найдите его. Нам нужно заполнить 6 пункт алгоритма, написать, в какой форме употребляется глагол – сказуемое в неопределённо – личных предложениях.
4. На свой «слайд № 4» ученики записывают, в какой форме употребляется глагол – сказуемое.
Пишут.
Учитель: а теперь сверьте, правильно ли вы сделали задание?
На экране в это время – полный алгоритм.
IV. Первичное закрепление изученного.
1. Учитель: В своей презентации для изучения нового материала я предложила 3 неопределённо – личных предложения. Вам я предлагаю на своём следующем «слайде № 5» тоже записать 3 неопределённо - личных предложения, которые вы придумаете сами. Думаем работаем. (На экране в это время – алгоритм полный так и есть).
2. Проверка предыдущего задания. Исправления, дополнения.
3. Работа с поэтическим текстом.
На экране пронумерованные предложения.
Учитель: Вы видите пронумерованные предложения. Сейчас ребята, которые сидят на первом варианте, себе на черновик (с другой стороны листа «Моя презентация») запишут только цифры определённо – личных предложений, а ребята, которые сидят на втором варианте – неопределённо- личных предложений)
Учащиеся работают.
1) И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А. С. Пушкин2) Люблю грозу в начале мая.
Ф.И. Тютчев
3) Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид!
А.С. Пушкин4) И вот нашли большое поле.
М. Ю. Лермонтов5) Брожу по набережной снова..
Ю. Друнина
Проверка: На доске появляется ответ: 2,3, 5 – определённо – личные предложения; 1, 4 – неопределённо – личные.
4. Игра – конкурс «Кто быстрее и правильнее найдёт неопределённо – личное предложение?». (Цель игры: проверить, как учащиеся научились различать определённо – личные и неопределённо – личные предложения)
Учитель медленно читает предложение, а учащиеся поднимают руку, если это неопределённо – личное, не поднимают, если это определённо- личное предложение
А). Выберите себе книгу по вкусу.
Б) В доме шумят.
В) Не из Барнаула ли будешь?
Г) Приготовьтесь к уроку!
Д) Детей учили рисованию.
5. Рефлексивный этап урока.
Учитель: Итак, подведём итоги нашей работы:
1). Возвратимся к предложению, которое мы видели вначале урока:
В дверь несмело постучали.
Теперь мы точно можем сказать, какое это предложение? Почему? Доказать. (Выступления учащихся: это неопределённо-личное предложение. Доказывают)
2). Подытожим свои знания по изученной теме. Создаём следующий свой «слайд № 6». Вы напишите, подводя итоги, одно предложение (начало предложения – на выбор). Текст своего «слайда № 6» вы можете начать так:
Экран презентации:
1. На уроке мне было…, я понял (а), что…
2. На уроке я чувствовал (а) себя…, узнал (а)…
Учитель: Выполнили ли мы цели и задачи, которые поставили в начале урока? Посмотрите на свой «слайд № 2» и ответьте на вопрос. Ответы учащихся.
V. Домашнее задание:
Учитель комментирует домашнее задание
2. Индивидуальное задание: Тюленеву Диме и Домрачеву Владу создать свою презентацию по «слайдам», составленным на уроке.