Цели урока:
Оборудование:
Компьютер, презентация, карточки
Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение цели урока.
II. Проверка домашней работы. (Ответы на карточках).
Цели:
- Закрепление знаний о простых и составных союзах.
- Закрепление умений и навыков находить простые и составные союзы.
Задание: Сначала выписать предложения с простыми союзами, затем - с составными; выделить орфограммы, объяснить знаки препинания.
[Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь иней зеленеет], и [речка подо льдом блестит]. [Мы подъехали к крепости], (куда входила наша артиллерия). То [солнце тусклое блестит], то [туча черная висит]. (Когда до тончайшей мелочи и весь день пред тобой на весу), [лишь знойное щелканье белочье не молкнет в смолистом лесу].
[Мы втроем начали беседовать], (как будто век были знакомы). [Собаки притихли], (оттого что никто посторонний не тревожил их покоя).
Ученики осуществляют взаимопроверку, оценивают работы друг друга.
"5" - ученик не допустил ни одной ошибки, выполнил все задания;
"4" - ученик допустил одну, две ошибки, частично выполнил задания;
"3" - ученик допустил три - пять ошибок, частично выполнил задания или не допустил ни одной ошибки, но не выполнил задания.
Учитель проконтролировал учащихся: предложил поднять руки тем, кто получил "5", "4", "3".
Учитель:
- Ребята, какие умения и навыки мы с вами закрепили, выполнив это задание?
- Мы закрепили умения и навыки находить простые и составные союзы, расставлять знаки препинания в сложных (сложносочиненных и сложноподчиненных) предложениях.
III. Актуализация знаний по теме "Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения".
Педагог предлагает вниманию учащихся слайд презентации.
Сочинительные союзы |
Подчинительные союзы |
|
Душа стесняется лирическим волненьем, трепещет, и звучит, и ищет, как во сне. | Промчится год, и я явлюся к вам. [ ] , и [ ]. |
Зависим мы от первого холопа,
которого захочем наказать. [ ], (которого ). |
Учитель:
- Ребята, внимательно посмотрите на экран.
Прочитайте предложения. Ответьте на вопросы:
- Что соединяет союз в первом предложении?
- Что соединяет союз во втором предложении?
- Что соединяет союз в третьем предложении?
В каком сложном предложении от одного простого предложения к другому можно поставить вопрос, то есть одно предложение зависит от другого?
Учитель проговаривает теорию, учащиеся слушают объяснение учителя, не записывают предложения.
Учитель закрывает слайд и начинает читать данные предложения, ученики должны восстановить запись. (Отработка зрительной и смысловой памяти).
Проверка (учитель открывает вновь слайд, ученики проверяют).
Вывод:
Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, которое называется сложносочиненным.
Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчиненным. В таком предложении одно простое предложение подчинено по смыслу другому, то есть от одного к другому можно задать вопрос.
Учитель:
- Ребята, нужно вспомнить, как сформулировано данное правило в учебнике. Чтение правила по учебнику.
Взаимопроверка (ученики отвечают друг другу).
Учитель проконтролировал учащихся: предложил поднять руки тем, кто получил "5", "4", "3"; выслушал ответы трех учеников (ответы, оцененные на "5", "4", "3").
IV. Закрепление.
Задание 1. Перфокарта. (Работа над слухо-речевой памятью)
Учитель:
- Ребята, чтобы еще раз вспомнить, какие союзы относятся к сочинительным, какие - к подчинительным, обращаемся к перфокарте.
А - сочинительный союз
Б - подчинительный союз
1. И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.2. Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.3. :Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.4. Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.5. Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.6. Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.7. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
8. То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.9. Вы помните, как оживились вдруг
Сии сады, сии живые воды.10. Такие смутные мне мысли все наводит,
Что злое на меня уныние находит.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А + + + + + +
Б + + + +
Учащиеся выполняют самопроверку (ответ на доске)
"5" - О ошибок
"4" - 1-2 ошибке
"3" - 3-4 ошибки
"2" - 5 и более ошибок
Учитель осуществляет контроль.
Учитель:
- Итак, мы с вами вспомнили, какие союзы относятся к сочинительным, какие - к подчинительным.
Задание 2. Не записывая предложения, указать его вид, отметить, какой союз автор включил в предложение.
Учитель:
- Ребята, задание усложняется. Теперь вам нужно не только определить, какие союзы присутствуют в предложении, сочинительные или подчинительные, но и определить, что связывают эти союзы. Также вам нужно определить, какие перед вами предложения - сложные (сложносочиненные, сложноподчиненные) или простые, осложненные однородными членами.
1. Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.2. В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.3. Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.4. И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.5. Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты:6. Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося.
Ответы на слайде.
- Сочинительный союз, ССП.
- Сочинительный союз, простое предложение, осложнено однородными членами.
- Подчинительный союз, СПП.
- Подчинительный союз, СПП.
- Сочинительный союз, простое предложение, осложнено однородными членами.
- Сочинительный союз, ССП.
"5" - 0 ошибок
"4" - 1 ошибка
"3" - 2,3 ошибки
Ученики осуществляют самопроверку. Контроль учителя.
Учитель:
- Ребята, мы еще раз вспомнили, что связывают сочинительные и подчинительные союзы; какие предложения являются простыми, какие - сложносочиненными, какие - сложноподчиненными.
Задание 3. Графический диктант.
Учитель:
- Ребята, следующее задание позволит нам не только закрепить умения и навыки различать простые предложения, осложненные однородными членами; сложносочиненные предложения; сложноподчиненные предложении, но и закрепить умения и навыки составлять схемы данных предложений.
1. Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.2. А князь тем ядом напитал свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал к соседям в чуждые пределы.3. Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.4. Я славил твой небесный лик,
Когда он искрою возник.5. Пускай же солнца ясный лик
Отныне радостью блистает,
И облачком зефир играет,
И тихо зыблется тростник.6. Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой.
Ученики осуществляют взаимопроверку. Контроль учителя.
"5" - 0 ошибок
"4" - 1 ошибка
"3" - 2,3 ошибки
Учитель:
- Ребята, выполнив данное задание, мы вспомнили схемы простого предложения, которое осложнено однородными членами; сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
Задание 4. Свободный диктант.
- Ребята, последнее задание будет еще сложнее, чем предыдущие. Вам нужно восстановить в памяти текст, с которым я вас познакомлю, и записать его в тетради.
Вы обратили внимание, что все предложения, которые мы сегодня разбирали, в стихотворной форме? Кто автор этих стихотворений?
Да, сегодня в течение всего урока мы обращались к творчеству А.С.Пушкина.
Текст, который я вам сейчас прочту, будет посвящен А.С.Пушкину.
Есть в Нижегородской области старинное русское село - Болдино. Пушкин трижды бывал в этом родовом имении семьи. Приезжал он сюда осенью - в свою любимую пору. Поэту здесь было хорошо. Никто ему не мешал, писалось легко и свободно.
Место, где великий поэт создавал бессмертные творения, стало любимым у почитателей его гения. Здесь все напоминает о Пушкине: и роща, где он гулял, и старинный парк, и пруд, и дом, в котором он жил и творил.
Каждый год в день рождения поэта на болдинскую землю приходит праздник.
Подведение итогов.
Учитель:
- Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке? Какие знания, умения и навыки закрепили?
VI. Домашнее задание. Дописать свободный диктант.