Использование технологии задачного типа обучения на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Понятие учебной задачи первоначально было введено ВВ Давыдовым и предполагало освоение обобщенного способа, принципа  действия

(выведение закона). Рассматривая традиционную систему обучения, предполагающую выведение частных способов действия, точнее было бы пользоваться термином «учебно–практическая задача».

Но в методической литературе все чаще стал употребляться термин

«учебная задача» применительно к любой познавательной задаче, так как учебно-познавательная деятельность учащихся, которую мы организуем, - процесс решения познавательных задач.

«Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия – таковы три составляющих того метода, который адекватен целям и задачам развивающего обучения» (НВ Репкина )

Учебная задача – это ситуация, когда ученику надо что-то решить или сделать, а средств и способов у него для этого нет.

Учебная задача – точка пересечения педагогической деятельности учителя и УД ученика в процессе взаимодействия.

Обучение русскому языку предполагает не только накопление определенного запаса лингвистических знаний, но и умение творчески использовать языковые средства.

Творческий подход можно сформировать и развить, только систематически предлагая учащимся задачи познавательного характера.

Известный психолог НА Менчинская  отмечает следующие признаки познавательных задач:

  • постановка перед учащимися определенной цели, сформулированной в условии задачи,
  • учет имеющихся условий и требований, необходимых для решения задачи,
  • применение соответствующих данной цели и условиям способов или приемов решения.

Одним из эффективных приемов обучения творческому использованию языковых средств и их анализу являются специально сконструированные задания, на основе которых строится поисковая деятельность учащихся.

Это так называемые задания поискового характера, или поисковые задачи, включающие проблемные задачи и задания частично – поискового характера, когда учащиеся открывают новые знания или способы их добывания.

Построение познавательных задач происходит с учетом того, что было трудным в изучаемом материале и что явилось проблемой на разных этапах поиска решения.

Затруднения могут быть связаны

  • с определением сущности языковой проблемы,
  • с выяснением достаточности языковых фактов, необходимых для решения проблемы,
  • с выяснением выбора мыслительных операций и их последовательности, необходимых для построения схемы рассуждения,
  • с формулировкой доказательного рассуждения,
  • с формулировкой выводов.

Большую помощь в построении познавательных задач оказывает связный текст. В нем представлено системное многообразие грамматических форм, что дает возможность обратиться к тем или иным формам в зависимости от необходимости освоить, повторить или закрепить тот или иной материал.

Как видим, в тексте стихотворения  К. Бальмонта «Безглагольность»

  • есть возможность
  • выделить грамматические основы двусоставных и односоставных предложений,
  • разграничить двусоставные и односоставные предложения,
  • выяснить, почему предложение «Во всем утомленье, глухое, немое» – двусоставное,
  • выделить две группы односоставных предложений.

Познавательная задача помогает проанализировать названные языковые единицы и понять их грамматическое значение.

Разработка каждого конкретного урока соответствует решению УЗ или определенному ее этапу.

«Столкнувшись с невозможностью решить возникшую практическую задачу, ребенок должен убедиться в том, что причина затруднений в недостаточности имеющихся в его распоряжении способов действия. Результатом  оценки ситуации является постановка задачи на поиск способа действия.» (ВВ Репкин ).

В 5 классе, по утверждению психологов, завершается процесс формирования всех компонентов учебной деятельности как основного , ведущего типа деятельности учащихся 2 – 5 классов.

На практике часто мы только в 5 классе  вводим учащихся в процесс решения учебных задач,  формируя орфографический навык.

Помочь пятикласснику включиться в решение учебных задач, обрести вкус к учебной деятельности и успешно завершить процесс формирования основных компонентов учебной  деятельности – значит подготовить учащихся к овладению ведущим типом деятельности среднего школьного возраста – деятельностью интимно-личностного общения.

На основе материалов, предлагаемых ВВ Репкиным для уроков обучения грамоте в системе развивающего обучения, можно построить уроки в 5 классе традиционной системы обучения по следующим темам:

  • " Что такое речь?"
  • "Что такое предложение?"
  • "Что такое слово? Из чего оно состоит?"
  • "Что такое слог?  Как разделить слово на слоги?"
  • "Что такое ударение? Как правильно поставить в слове ударение?"

При первом же столкновении с написанием слова, содержащего фонемы в слабых позициях, обнаруживается недостаточность ранее сложившихся способов орфографического действия.

Ребенок затрудняется ответить на вопрос:

«Почему безударные гласные в корне нужно проверять? Почему проверяем, ставя под ударение?»

С таким же затруднением мы сталкиваемся в 5 классе на вводных уроках по морфологии. Часто только по вопросу ученики определяют часть речи таких слов как «сон», «спать», «сонный», хотя многие из нас начинают изучение морфологии с анализа фразы академика ЛВ Щербы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка»

или рассказа Л Петрушевской «Пуськи бятые», пытаясь отвлечь внимание детей от лексического значения слова и перевести их в область формальных признаков слова.

А вопрос: «Как же слово «спать» может быть глаголом, если оно не обозначает действие? - ставит детей в тупик.

Интересно проходят уроки в 5 – 6 классах, на которых при изучении морфологии решаются учебно-практические задачи:

  • что такое предмет в русском языке?
  • что такое признак в русском языке?
  • что такое действие в русском языке?
  • что такое одушевленность и неодушевленность?
  • что такое число в русском языке?
  • что означает род?
  • что такое число?
  • что такое спряжение ?
  • что такое лицо?
  • что такое наклонение глагола?

Подводя итог сказанному, хочется обратить внимание на то, что мышление принято рассматривать в психологии  как процесс решения задач.

Иными словами, на уроке, попадая в проблемную, а точнее, в учебную ситуацию, выделяя цель, которой нужно достичь, а также определяя условия, в которых это должно произойти, ребенок начинает мыслить, соотносить то, что дано, с тем, что нужно. В этом состоит цель и результат применения технологии задачного типа обучения.  Приложение №1, Презентация.

Список литературы.

    • Айдарова ЛИ Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М, «Педагогика» 1978
    •  Давыдов ВВ Виды обобщения в обучении. – М.,
    •  Давыдов ВВ Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – Томск, 1992
    •  Конаржевский ЮА Анализ урока. – М., 2003
    • Левин В Умный магнитофон. – Екатеринбург, 1994
    • Маркова АК Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983
    • Репкин ВВ Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе». – Томск, 1994
    • Романеева МП Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения. – М, 1995
    • Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. – М, 1994
    • Фрумин ИД Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. – Красноярск, 1990