Понятие учебной задачи первоначально было введено ВВ Давыдовым и предполагало освоение обобщенного способа, принципа действия
(выведение закона). Рассматривая традиционную систему обучения, предполагающую выведение частных способов действия, точнее было бы пользоваться термином «учебно–практическая задача».
Но в методической литературе все чаще стал употребляться термин
«учебная задача» применительно к любой познавательной задаче, так как учебно-познавательная деятельность учащихся, которую мы организуем, - процесс решения познавательных задач.
«Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия – таковы три составляющих того метода, который адекватен целям и задачам развивающего обучения» (НВ Репкина )
Учебная задача – это ситуация, когда ученику надо что-то решить или сделать, а средств и способов у него для этого нет.
Учебная задача – точка пересечения педагогической деятельности учителя и УД ученика в процессе взаимодействия.
Обучение русскому языку предполагает не только накопление определенного запаса лингвистических знаний, но и умение творчески использовать языковые средства.
Творческий подход можно сформировать и развить, только систематически предлагая учащимся задачи познавательного характера.
Известный психолог НА Менчинская отмечает следующие признаки познавательных задач:
- постановка перед учащимися определенной цели, сформулированной в условии задачи,
- учет имеющихся условий и требований, необходимых для решения задачи,
- применение соответствующих данной цели и условиям способов или приемов решения.
Одним из эффективных приемов обучения творческому использованию языковых средств и их анализу являются специально сконструированные задания, на основе которых строится поисковая деятельность учащихся.
Это так называемые задания поискового характера, или поисковые задачи, включающие проблемные задачи и задания частично – поискового характера, когда учащиеся открывают новые знания или способы их добывания.
Построение познавательных задач происходит с учетом того, что было трудным в изучаемом материале и что явилось проблемой на разных этапах поиска решения.
Затруднения могут быть связаны
- с определением сущности языковой проблемы,
- с выяснением достаточности языковых фактов, необходимых для решения проблемы,
- с выяснением выбора мыслительных операций и их последовательности, необходимых для построения схемы рассуждения,
- с формулировкой доказательного рассуждения,
- с формулировкой выводов.
Большую помощь в построении познавательных задач оказывает связный текст. В нем представлено системное многообразие грамматических форм, что дает возможность обратиться к тем или иным формам в зависимости от необходимости освоить, повторить или закрепить тот или иной материал.
Как видим, в тексте стихотворения К. Бальмонта «Безглагольность»
- есть возможность
- выделить грамматические основы двусоставных и односоставных предложений,
- разграничить двусоставные и односоставные предложения,
- выяснить, почему предложение «Во всем утомленье, глухое, немое» – двусоставное,
- выделить две группы односоставных предложений.
Познавательная задача помогает проанализировать названные языковые единицы и понять их грамматическое значение.
Разработка каждого конкретного урока соответствует решению УЗ или определенному ее этапу.
«Столкнувшись с невозможностью решить возникшую практическую задачу, ребенок должен убедиться в том, что причина затруднений в недостаточности имеющихся в его распоряжении способов действия. Результатом оценки ситуации является постановка задачи на поиск способа действия.» (ВВ Репкин ).
В 5 классе, по утверждению психологов, завершается процесс формирования всех компонентов учебной деятельности как основного , ведущего типа деятельности учащихся 2 – 5 классов.
На практике часто мы только в 5 классе вводим учащихся в процесс решения учебных задач, формируя орфографический навык.
Помочь пятикласснику включиться в решение учебных задач, обрести вкус к учебной деятельности и успешно завершить процесс формирования основных компонентов учебной деятельности – значит подготовить учащихся к овладению ведущим типом деятельности среднего школьного возраста – деятельностью интимно-личностного общения.
На основе материалов, предлагаемых ВВ Репкиным для уроков обучения грамоте в системе развивающего обучения, можно построить уроки в 5 классе традиционной системы обучения по следующим темам:
- " Что такое речь?"
- "Что такое предложение?"
- "Что такое слово? Из чего оно состоит?"
- "Что такое слог? Как разделить слово на слоги?"
- "Что такое ударение? Как правильно поставить в слове ударение?"
При первом же столкновении с написанием слова, содержащего фонемы в слабых позициях, обнаруживается недостаточность ранее сложившихся способов орфографического действия.
Ребенок затрудняется ответить на вопрос:
«Почему безударные гласные в корне нужно проверять? Почему проверяем, ставя под ударение?»
С таким же затруднением мы сталкиваемся в 5 классе на вводных уроках по морфологии. Часто только по вопросу ученики определяют часть речи таких слов как «сон», «спать», «сонный», хотя многие из нас начинают изучение морфологии с анализа фразы академика ЛВ Щербы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка»
или рассказа Л Петрушевской «Пуськи бятые», пытаясь отвлечь внимание детей от лексического значения слова и перевести их в область формальных признаков слова.
А вопрос: «Как же слово «спать» может быть глаголом, если оно не обозначает действие? - ставит детей в тупик.
Интересно проходят уроки в 5 – 6 классах, на которых при изучении морфологии решаются учебно-практические задачи:
- что такое предмет в русском языке?
- что такое признак в русском языке?
- что такое действие в русском языке?
- что такое одушевленность и неодушевленность?
- что такое число в русском языке?
- что означает род?
- что такое число?
- что такое спряжение ?
- что такое лицо?
- что такое наклонение глагола?
Подводя итог сказанному, хочется обратить внимание на то, что мышление принято рассматривать в психологии как процесс решения задач.
Иными словами, на уроке, попадая в проблемную, а точнее, в учебную ситуацию, выделяя цель, которой нужно достичь, а также определяя условия, в которых это должно произойти, ребенок начинает мыслить, соотносить то, что дано, с тем, что нужно. В этом состоит цель и результат применения технологии задачного типа обучения. Приложение №1, Презентация.
Список литературы.
- Айдарова ЛИ Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М, «Педагогика» 1978
- Давыдов ВВ Виды обобщения в обучении. – М.,
- Давыдов ВВ Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – Томск, 1992
- Конаржевский ЮА Анализ урока. – М., 2003
- Левин В Умный магнитофон. – Екатеринбург, 1994
- Маркова АК Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983
- Репкин ВВ Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе». – Томск, 1994
- Романеева МП Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения. – М, 1995
- Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. – М, 1994
- Фрумин ИД Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. – Красноярск, 1990