Урок по теме "Особенности жанра рождественского рассказа (на материале произведения Н.Лескова "Неразменный рубль")

Разделы: Русский язык


Цели урока:

учимся

  • творчески анализировать текст,
  • задавать вопросы,
  • работать со словом,
  • прогнозировать,
  • находить основные жанрообразующие признаки рождественских текстов

Ход урока

1. Вступление

Это событие стало одним из центральных сюжетов всей христианской культуры, с него весь христианский мир начинает свое летоисчисление. Вот как описывает рождение Иисуса Христа поэт Иосиф Бродский

Рождество

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
То вдруг длинней. Никто не знал кругом,
Что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.

2. Вопросы к учащимся

  • Отмечают ли Рождество в вашей семье?
  • Каким образом?
  • Знаете ли вы, почему праздник получил такое название?
  • Как вы думаете, почему праздник Рождества так важен для людей? (ответ: в основах этого праздника заложено идея добра, чуда, любви)
  • Что вы ждете от него?

3. Святки были очень веселым временем года: все пели песни во славу Христа, ходили по домам, колядовали, поздравляли односельчан (сцена празднования Рождества в фильме А.Роу “Ночь перед рождеством”)

4. Какой рассказ вы читали дома.

Определите тематику рассказа. Слайд №4 приложения 1.

Мы прочитали рассказ Н.Лескова “Неразменный рубль”. Что вы можете рассказать об авторе данного произведения? Знал ли он рождественские традиции? Слайд №5 приложения 1.

5. Лексическая работа.

  • Лыко;
  • Грош;
  • Картуз;
  • Сердоликовый;
  • Онуча;
  • Патока.

6. Особенности Рождественского рассказа.

  • Приуроченность к Рождеству (глава 2 рассказ от лица литературного героя)
  • Кто, по вашему, является главным героем? (“…мне тогда было всего лет восемь…” главный герой - ребенок)
  • В какой момент появляется человек с блестящими пуговицами?
  • Как был одет жилет? (Поверх полушубка эта деталь подчеркивает его ненужность человеку. Он не греет, но привлекает к себе взгляды окружающих.)
  • Как автор описывает жилет? Что было в нем примечательного? (Стекловидные пуговицы, которые издавали тусклое, слабое сияние.)
  • Как к человеку в жилете отнеслись окружающие? О чем это говорит? (За ним все шли и все на него смотрели, человек легко прельщается пустыми, но яркими вещами, а люди, которые делают добро, часто остаются в одиночестве.)

7. Художественные образы рассказа (анализ эпизода, когда главный герой забывает про бабушку).

8. Нравоучительный смысл рассказа (глава 8).

9. Нравственная христианская проблематика.

  • Для героев важно делать добро для себя, собственной души, а не ради людской благодарности. Помогая ближним мальчик испытывает счастье, радость.
  • Мы видим, что автор стремится пробудить в ребенке любовь и сострадание к людям.

10. В процессе обсуждения учащиеся обозначают следующие признаки рождественских рассказов.

  1. Приуроченность к Рождеству
  2. Главный герой – ребенок
  3. Счастливый финал. Движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливой.
  4. Назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.

11. Домашнее задание.

Прочитать рождественские рассказы. Написать сочинение – отчет на вопрос: “Чем вас привлек рассказ Н. Лескова “Неразменный рубль””.

Приложение 1