Цели урока:
учимся
- творчески анализировать текст,
- задавать вопросы,
- работать со словом,
- прогнозировать,
- находить основные жанрообразующие признаки рождественских текстов
Ход урока
1. Вступление
Это событие стало одним из центральных сюжетов всей христианской культуры, с него весь христианский мир начинает свое летоисчисление. Вот как описывает рождение Иисуса Христа поэт Иосиф Бродский
Рождество
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
То вдруг длинней. Никто не знал кругом,
Что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.
2. Вопросы к учащимся
3. Святки были очень веселым временем года: все пели песни во славу Христа, ходили по домам, колядовали, поздравляли односельчан (сцена празднования Рождества в фильме А.Роу “Ночь перед рождеством”)
4. Какой рассказ вы читали дома.
Определите тематику рассказа. Слайд №4 приложения 1.
Мы прочитали рассказ Н.Лескова “Неразменный рубль”. Что вы можете рассказать об авторе данного произведения? Знал ли он рождественские традиции? Слайд №5 приложения 1.
5. Лексическая работа.
6. Особенности Рождественского рассказа.
7. Художественные образы рассказа (анализ эпизода, когда главный герой забывает про бабушку).
8. Нравоучительный смысл рассказа (глава 8).
9. Нравственная христианская проблематика.
10. В процессе обсуждения учащиеся обозначают следующие признаки рождественских рассказов.
11. Домашнее задание.
Прочитать рождественские рассказы. Написать сочинение – отчет на вопрос: “Чем вас привлек рассказ Н. Лескова “Неразменный рубль””.