Формирование мотивации учебной деятельности

Разделы: Русский язык


Учение - основная цель школьника, необходимая для получения надежных основательных знаний.

1. Что побуждает школьников хорошо учиться?

2. Что надо сделать, чтобы школьники учились лучше?

Эти вопросы, безусловно, связаны с проблемой мотивации.

Что такое мотивация?

Мотивация - это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию.

Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.

Мотивация обучения, особенно в 5–7 классах, неразрывно связана с интересом к предмету.  У школьников среднего звена преобладает интерес к формам, приёмам познавательной деятельности, у старших – к содержанию, к самому предмету изучения.

В своей работе я делаю акцент на практическую направленность обучения русскому языку. Кроме традиционных уроков, провожу уроки-исследования, проекты,  соревнования. Ребята также с удовольствием на уроках отгадывают загадки, шарады, отвечают на вопросы викторины, сами составляют ребусы и кроссворды (особенно учащиеся 5-8 классов). Часто использую работу в парах, в группах, фронтальную, индивидуальную форму работы (задания могут быть как репродуктивные, так и творческие).  Всё это позволяет разнообразить уроки, активизировать познавательную мыслительную деятельность, создать ситуацию успеха и, конечно, способствует формированию мотивации учебной деятельности.

Современный комбинированный урок, где сочетается и опрос, и изучение нового материала, приводит к тому, что слабые учащиеся не успевают усваивать материал. Следовательно, необходим дифференцированный подход к обучению, чтобы ученики не теряли интерес к предмету и веру в себя. Такой подход к обучению повышает мотивацию, рост которой тесно связан с показателем удовлетворённости школьников учебным процессом.

Каждый школьник, без исключения, может учиться, но обучение  без мотивации невозможно. Для того чтобы быть мотивированными, большинству учащихся, хотя бы время от времени, нужно переживать успех. Разнообразные формы работы, применение различных методов и приёмов позволяет дойти до каждого ученика и проверить усвоение теоретического материала по предмету, освобождает слабых учеников от дискомфорта, способствует исчезновению чувства страха, неуверенности, а также позволяет обеспечить обучение и развитие одаренным детям. Если у ребёнка начинает получаться выполнение необходимых учебных действий, значит, он с большим желанием возьмётся за усвоение знаний.

Ниже представлен конспект урока русского языка, содержание которого направлено на повышение мотивации изучения русского языка.

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема: «Обобщение изученного по теме: "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"»

Цели и задачи:

1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте».

2. Развивающие: развивать  умение конструировать предложения с причастными оборотами, развивать навыки связной монологической речи, обобщать и делать выводы; вырабатывать навыки правильного использования  причастных оборотов.

Развитие орфографической зоркости (умение обнаруживать орфограмму, указывать способ применения правила, выделять графически условия выбора орфограммы); развитие навыков самоконтроля во время письма.

3. Воспитательные: воспитание чувства любви к русскому языку, бережного отношения к слову.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, двойные листы для выполнения самостоятельной работы.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Сообщение темы и цели урока

- Обобщение изученного по теме «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте».

Тема записана на доске.

1. Фронтальный опрос

- Что называется причастным оборотом?

- В каком случае причастный оборот выделяется запятыми?

- Начертите схемы.

2. Игра  «Третий  лишний» (предложения спроецированы наэкран)

Задание. В каком предложении нет причастного оборота?

1.  На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.

2. Сорванный ветром листок вертелся в воздухе.

3. Цветы, замёрзшие за ночь, постепенно оживали.

(1-е предложение лишнее!)

- Итак, мы повторили и обобщили теоретические сведения о  причастном обороте.

3. Синтаксический разбор предложения  № 3 выполняется на доске и в тетрадях.

4. Игра «Поработай учителем»

У каждого ученика на столе лежит карточка с предложениями. Задание: определи и исправь  ошибки в предложениях с причастными оборотами, расставь знаки препинания, вставь пропущенные буквы.  Каждый ученик подписывает свою карточку и выполняет задание.

1. В этой статье я обратил внимание на ряд деталей вызвавшие серьёзный интерес.

2. На ст..ле ра..тавили блюда заполненных разными яствами.

3. На террасе ра..тавлены кресла  приготовленное для г..стей.

4. Человек ведущий, здоровый образ жизни сумеет, многого добит..ся.

Работа в парах. Взаимопроверка написанного

- Попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в написанном тексте.

Учащиеся меняются карточками и друг у друга проверяют, сверяя написанное  с образцом, который проецируется на экран, затем  на карточке записывают количество допущенных ошибок.  После этого работы собираются «по цепочке»  и сдаются  учителю на проверку.

5. Самостоятельная работа

У каждого ученика на столе лежат карточки с заданиями  разной степени сложности. Учащиеся выбирают для себя карточку нужного уровня.  Работа выполняется на отдельных двойных листочках. При правильном выполнении  учащиеся  набирают определённое количество баллов, которое соответствует  следующим оценкам: 17 баллов – «5»; 12 - 14 баллов – «4»;  7 – 10 баллов  - «3».

Карточка № 1 – 5 баллов

 Изобразительные свойства причастного оборота.

 (Взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложениями с причастным оборотом.)

В следующем отрывке из произведения И.Бунина найдите причастные обороты и замените их  предложениями со словом который.

Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, растрепавшие по-осеннему опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете.

Ответ. Измененный текст:

Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые растрепали по-осеннему опустевший (*) сад и прибили к земле траву, которая вдруг почернела и от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, аромат, который был едва различим и напоминал о лете, которое бесследно ушло.

(* Можно добавить также Сад, который уже по-осеннему опустел.)

- Какой вариант более выразителен и емок? В чем причина?

(Измененный вариант перенасыщен однотипными синтаксическими конструкциями, он получился громоздкий, тяжелый для чтения. Причастный оборот, совмещая значение признака и действия, является более лаконичной формой выражения мысли по сравнению с придаточными определительными со словом который. Причастные обороты обладают выразительной краткостью.)

Карточка  № 2 – 5 баллов

Как вы расцениваете с точки зрения литературной нормы предложение: "Лежащий портфель на столе принадлежит нашему учителю"?

(Ответ: предложение построено неправильно - в нем нарушен порядок слов.

 Согласно норме причастный оборот может предшествовать определяемому существительному (лежащий на столе портфель) или следовать за ним (портфель, лежащий на столе), но не должен включать в себя это существительное (лежащий портфель на столе).

Карточка № 3 – 4 балла

Измените предложения соответственно схемам.

Зацвёл растущий в палисаднике куст сирени.

1.   [Х,|П.О.|].

(Зацвёл куст сирени, растущий в палисаднике.)

 2.  [|П.О.|Х].

(Растущий  в палисаднике куст сирени зацвёл.)

3. [Х,|П.О|, …] Показавшееся из-за гор солнце ослепило нас.

(Солнце, показавшееся из-за гор, ослепило нас.)
Карточка № 4 – 3 балла

Есть ли пунктуационная ошибка в данных предложениях? Спишите, внося исправления.

  • Издали доносится рев несущихся по оврагам, потоков.
  • Над трепещущей осинкой легкий месяц заблестел.
  • Заря,  догорающая над лесом обещает новый жаркий день.
  • Цветы  замёрзшие за ночь, постепенно оживали.

6. Через 16 минут работы собираются

7. Релаксация

- Давайте немножко отдохнем, восстановим силы.

Звучит музыка. ( 0.5 мин.)

4. Затем на экран проецируются ответы к самостоятельной работе, которые учитель  комментирует.

III. Контроль и подведение итогов урока

Прочитайте еще раз тему урока и сформулируйте точное высказывание о знаках препинания при причастном обороте. Выставление и комментирование оценок за урок.

IV. Домашнее задание

Выписать из учебника литературы 10 предложений с причастными оборотами.

Итак, урок окончен.

Список литературы:

1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. Методические рекомендации. – М. «Дрофа», 2001.

2. Галимова Л.Н. Язык – игра – творчество // РЯШ, - -2001. - №5.

3. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н. Секреты пунктуации. - М.: Просвещение, 1995.

4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы для специалиста образовательного учреждения. – Издательство «Каро», С-П.2006.

5. Коротаева О.М. О ситуации успеха в учебной деятельности // РЯШ, - 2003. - № 1.