Сочинение-описание павловской шали (урок развития речи в 7-м классе)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обучающая - научить описывать предмет;
  • развивающая - познакомить с историей возникновения художественных промыслов, развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
  • воспитательная - воспитывать любовь к народному творчеству, внимание к национальным традициям, эстетическое восприятие предметов декоративно - прикладного искусства.

Оборудование:

  • выставка павловских платков.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Беседа с классом. Лексическая работа.

Неотъемлемой частью женского русского национального костюма является платок. С незапамятным времен женщины России носили платки. Это стало традицией.

- Почему так было принято? (Наши предки считали, что через непокрытые распущенные волосы в женщину может вселиться нечистая сила, недаром ведьм изображали с распущенными, непричесанными волосами).

Самым большим позором для женщины Древней Руси было насильственное публичное обнажение её головы. Вспомните рассказ Алены Дмитриевны, жены удалого купца Калашникова:

Как из рук его я рванулася
И домой бежать стремглав бросилась,
И остались в руках у разбойника
Мой узорный платок, твой подарочек,
И фата моя бухарская,
Опозорил он, осрамил меня,
Меня честную, непорочную -
И что скажут злые соседушки?
И кому на глаза покажусь теперь?

С этим древним обычаем связано появление в русском языке слова “опростоволоситься”.

- В каком значении употребляется сейчас это слово? (Опозориться).

- Объясните лексическое значение слова “распоясаться”? (Вести себя некультурно, вызывающе, развязно)

- Как, по вашему мнению, возникло это слово в русском языке? (Появление этого слова тоже связано с древней традицией, когда мужчине было неприлично появиться на людях, не подпоясанным кушаком).

Итак, мы видим, что, зная историю некоторых народных традиций, мы можем многое понять в истории языка.

Выразительное чтение текста под мелодию романса "Темно-вишневая шаль".

Головные женские платки… Какие невыдуманные истории могли бы рассказать о тех, чьей собственностью они были, чьи головы они покрывали. Затаенные обиды, скрытые от всех слезы знал только платок - в укромном темном уголке шепотом перечисляла женщина свои горести, прикрывая рот уголками платка, этими же уголками вытирала она глаза, застланные слезой-тоской. А когда наступал праздник и собиралась на гулянье крестьянка, она вынимала из заветной укладки свои лучшие платки и долго, любуясь, перебирала их.

Тогда женщина чувствовала себя владелицей заветного клада, состоявшего не только из ценных для неё предметов, но и из воспоминаний, связанных с каждым из платков. Вот этот, ещё ни разу не стиранный, дала ей в приданое мать, и в первые годы замужества она носила его с праздничным костюмом, другой - после рождения первого ребенка привез ей муж и, стесняясь, неумело сунул в руки, покраснев до корней волос. Сохранился и другой платок, который подарил ей не в меру любезный свёкр, вызвав этим подарком скрытый гнев подозрительной свекрови. Были в укладке и платки, которые надевали на сенокос, а иные только на большие праздники - у таких всегда особенно был украшен угол, ниспадающий на спину, - ведь именно он был хорошо виден, когда женщины рядами стояли в церкви.

С незапамятных времен женщины России носили платки - это стало обычаем. Недаром А.Блок описывал русскую красавицу в “платочке ситцевом своём”. Вся Россия виделась поэту русской женщиной в узорном платке;

Ну что ж? Одной заботой боле-
Одной слезой река шумней,
А ты все та же - лес да поле,
Да плат узорный до бровей.

Расписные платки, шали с каймою не только согревали, но и украшали, радовали женщин, всегда были для них желанным подарком.

Звучит песня “Подари мне платок”

Шли годы, один век сменялся другим, но неизменным в облике русской женщины остается головной платок. Наибольшей популярностью пользуются в наше время красивые шали Павловского Посада.

Историческая справка. Сообщение учащегося.

Павлов-Посад - старинный городок, выросший из селения, как свидетельствует об этом его название. Здесь издавна изготовляли платки с нарядными и разнообразными узорами способом набойки.

Ручная набойка - способ оформления тканей, при котором для нанесения рисунка на ткань используются деревянные доски - “манеры” с вырезанными на них рисунками. Иногда резной рисунок дополняется металлическими насечками для получения более тонких линий и точек. Количество манер соответствует количеству красок в рисунке. Рисунок наносится на ткань путем накладывания на неё смоченной в краске манеры. Для более четкого пропечатывания рисунка манера простукивается деревянным молотком. Отсюда термин “набойка”.

Кустарный промысел набойки кормил его жителей исстари. Расположенный недалеко от Москвы и связанный с нею Владимирским трактом Павлов-Посад постоянно отправлял в столицу изделия своего ремесла, а из неё перекупщики развозили платки по многим селениям и городам страны.

Фабричное производство в городе основано в 1863 году Яковом Лабзиным. Изделия его фабрики были простым, но достаточно искусным подражанием дорогим шалям с тканым рисунком, вошедшим в европейскую моду. Платки предприимчивого Якова Лабзина были сравнительно недорогими подделками, предназначенными для людей с ограниченными средствами. Они стали иметь большой спрос и сделались частью народного костюма.

В оформлении изделий использовался (и используется до настоящего времени) главным образом растительный орнамент, ставший для фабрики традиционным. Чаще всего это - красные розы с зелеными листьями, расположенные большими букетами по углам платка. Середину его заполняют мелкие цветы и бутоны, ярко горящие на черном, кремовом или вишневом фоне. Другой традиционной цветочной композицией являются гирлянды роз, кайма, “огурцы”, напоминающие узоры знаменитых индийских шалей из Кашмира.

Павловопосадские платки неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках, получая золотые медали, дипломы, премии.

Наблюдение за предметом описания.

  1. Размер, форма, кисти платка.
  2. Фон. Композиция декоративного рисунка. Традиционный орнамент. Живописность, колорит платка.
  3. Что хотел выразить художник своим произведением?
  4. Какое название можно дать платку?
  5. Каково ваше отношение к шалям, их мастерам?

Лексическая работа

1. Толкование слов.

Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п.

Колорит - сочетание, соотношение красок, цветов, создающее определенное единство картины.

Орнамент - узор, в основе которого лежат повторяющиеся элементы или мотивы.

2. Подбор синонимов к прилагательным цвета (например, ало-красные, бордовые, пурпурные и т.д..)

Словарная работа.

Составить и записать словосочетания прилагательное цвета или оценки + имя существительное. Объяснить дефисное написание сложных прилагательных.


Приложение. Работы учащихся.

Цветущий луг.

Издавна Русь славилась павловскими шалями, которые изготавливали талантливые мастера из села Павлово, а ныне города Павловского Посада.

По краям платок украшен пушистыми кистями. Фон платка черный. Весь рисунок расположен по краям, середина чаще всего пуста. Излюбленным цветком рукодельниц была ярко-бордовая роза. И на этом платке в изумрудной зелени утопают красные душистые цветы шиповника, ало-красные розы, золотисто-желтые горицветы и нежно голубые васильки.

В живописном орнаменте художник хотел показать всю красоту русской природы. Умелые мастера так красиво расписывают шали, что, увидев их, кажется, что ты попал в какую-то чудесную страну. И поэтому мне очень нравятся павловские шали.

Демьян Е. 7Б кл.
Болбасовская ср. шк.

Полевые цветы.

… Передо мной большая шаль квадратной формы. Она обшита бахромой. На черном фоне шали изображены яркие цветы. По углам расположены крупные красные цветы шиповника, ярко-желтые цветы горицвета, нежно-голубые незабудки. Хоровод цветов переплетается с изумрудной зеленью, и кажется мне, что цветы застыли в нежном танце. Художник хотел передать красоту нашей русской природы.

Мне шаль очень понравилась, потому что она красивая, яркая, исполнена в старинном стиле. Глядя на шаль, думаешь, как богата талантливыми людьми русская земля.

Кононов С. 7Б кл.
Болбасовская ср. шк.

Душистый букет.

… Прежде чем расписать шаль, мастер долго выбирает рисунок. Он изображает живую природу, тщательно подбирая каждый элемент орнамента. Перед художником раскинулись бескрайние просторы буйно цветущих лугов. Перебирая каждый цветок, мастер наносит рисунок на ткань, где появляются причудливые и красивые узоры, букеты.

На черном фоне шали в буйной зелени утопают душистые цветы. Ярко-алые розы окружены нежно-голубыми васильками, они так и манят к себе. Золотисто-желтые ромашки рассыпались по шали. Нежные незабудки лукаво выглядывают из зелени листьев.

Тонкая работа искуснейших мастеров не позволяет отвести взгляд от узора. Прежде чем создать такую вещь, мастер долго и упорно работает, поэтому каждая вещь – это произведение искусства. И сейчас эти удивительные шали радуют глаз многих людей своим живописным орнаментом.

Бакулин А. 7Г кл.
Ср. шк. №7 г. Твери

… Я восхищен талантом и умением людей, изготовивших эти шали. И нельзя не восхищаться ими и не гордиться за Россию, подарившую миру таких мастеров и их искусство.

Панченко А. 7Г кл.
Ср. шк. №7 г. Твери

В старину на Руси на женщины носили узорчатые платки. Эта традиция не позволяла снять женщине платок при народе. Считалось, что через непокрытые головы, нерасчесанные волосы в голову может вселиться бес. Снятие платка означало позор и стыд на всю жизнь. Платок – желанный подарок для женщины любого возраста.

Издавна изготовляли платки и шали с народными узорами в городе Павловске. Изделия этого кустарного промысла очень ценились.

Платки были разных размеров, от маленького до полутораметрового. Но всегда одной и той же формы – квадратной.

Фон платка чаще черный, но бывает темно-вишневый, бежевый, кремовый. Основной рисунок по краям. Цветочный хоровод образует кайму, венок. Пышные розы, алые пионы, шиповник, небесные незабудки, белоснежные ромашки, лилии – все это так и хочется назвать вальсом цветов. Каждый цветочек окутывает изумрудная зелень. Середина обычно не заполнена или же на ней скромные нежные бутоны. По краям цветущего платка пушистые кисти, нередко переплетенные в ажурный узор.

Мастера, изготовляющие платки, хорошо знают свое дело. И, посмотрев на чудные платки, все вспоминают их добрым словом.

Печуркиной Е. 7Д кл.
Ср. шк. №7 г.Твери