Класс: 6
Курс: русский язык
Цель урока:
- Повторить изученные фразеологизмы;
- Закрепить навыки употребления фразеологизмов в речи учащихся;
- Развитие письменной и устной речи учащихся; развитие коммуникативных навыков.
Тип урока: обобщающий ( после изучения темы "Фразеологизмы").
Комплектация кабинета: 4 компьютера + 1 учителя
Дополнительное оборудование: мультимедийный проектор, экранная презентация учителя на базе hppt: //www.gramma.ru
Подготовка к уроку: организационные группы шестиклассников ищут и запоминают идиомы, в составе которых есть слова рука, нога, ухо, голова, язык, глаз(работа со словарями);
С помощью словаря выясняют значение пословиц;
Повторяют лингвистические термины: синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Ход урока
Учитель: Мы закончили изучение раздела "Лексика" тему "Фразеология". Употребление фразеологизмов придает речи живость и образность. Это ценят журналисты, которые охотно обращаются к русской фразеологии: Иванов сквозь землю провалился, Семенов - технарь до мозга костей. Предлагаю выполнить следующее задание: закончите предложения: (Слайд №3)
- Фразеологизмами называются - :
- Синонимы - это:
- Антонимы - это..
Учитель: Фразеологизмы появились в глубокой древности, поэтому у нас на уроке будут гости - это скоморохи: Митяй и Миняй (подготовленные ученики, можно из параллельного класса).
Митяй: Ну что ты наделал? Все пословицы перепутал! Как я теперь их сложу?
Миняй: А ребята на что? Они сейчас их все соберут. Ведь правда, ребята?
Откройте игру "Найди пару", соедини стрелками половины пословицы.(Слайд №4)
- НЕ спеши языком -
- Сам пропадай а,
- С кем поведешься,
- Труд человека кормит,
- Глаза страшатся,
- Хочешь много знать -
- Ученье - свет,
- По одежке встречают,
- Грамоте учиться -
- Не сиди сложа руки -
- Птица красна пением,
- Семь раз отмерь -
- Лодырь да бездельник
- Любишь кататься -
- торопись делом.
- а товарища выручай.
- от того и наберешься.
- а лень портит.
- а руки делают.
- надо мало спать.
- а неученье - тьма.
- а по уму провожают.
- всегда пригодится.
- так и не будет скуки.
- а человек умением.
- один раз отрежь.
- им праздник и в понедельник.
- люби и саночки возить.
Митяй: Проводим аукцион: продаем слова рука, ,голова, глаз. Задание: назовите фразеологизмы с этими словами. (Слайд №5)
Возможные варианты:
Голова:
Вбить в голову, взять в голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, с больной головы на здоровую, с головы до ног, выкинуть из головы, вскружить голову.
Глаз:
Говорить в глаза, хоть глаз выколи, говорить за глаза, в глаза не видеть, произошло на глазах, отводить глаза, смотреть во все глаза, куда глаза глядят, на глазок, с глазу на глаз.
Рука:
Рука об руку, из первых рук, рука руку моет, разводить руками, рука набита, рука не поднимается, рука не дрогнет, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать.
Миняй: А давай проверим, что еще ведают школяры!
Митяй: А ну, школяры! Посмотрите на эти рисунки! Помогите им найти свое место во фразеологизмах! (Слайд №6)
( На рисунках изображение пальца, ноги, языка, носа. В своих ответах ребята могут назвать следующие идиомы: попасть пальцем в небо, палец о палец не ударить, пальцем не тронуть, знать как свои пять пальцев, по пальцам можно перечесть, взять ноги в руки, на широкую ногу, ни в зуб ногой, одна нога здесь, другая там; носить ноги, падать в ноги (с ног), язык до Киева доведет, держать язык за зубами, молоть языком, повесить нос, клевать носом, задирать нос, зарубить на носу.
Миняй: Теперь поищите информацию сами. Откройте сайт hppt://www.gramma.ru/, найдите раздел "Фразеология", прочитайте статью "Синонимия и антонимия фразеологизмов" и выполните задание. (Слайд №7)
Информация со страницы сайта: Фразеологизмы,
обладающие близким или тождественным значением,
вступают в синонимические отношения: одним
миром мазаны - два сапога пара, одного поля ягоды;
несть числа - хоть пруд пруди, что песку морского,
как собак нерезаных. Подобно лексическим
единицам, такие фразеологизмы образуют
синонимические ряды, в которые могут входить и
соответствующие лексические синонимы одного
ряда; ср.: оставить с носом - оставить в дураках,
обвести вокруг пальца, отвести глаза [кому-то], втереть
очки [кому-то] , взять на пушку и: обмануть -
одурачить, провести, обойти, надуть, объегорить,
оболванить. Богатство фразеологических, как и
лексических, синонимов создает огромные
выразительные возможности русского языка.
Фразеологические синонимы могут отличаться друг
от друга стилистической окраской: камня на
камне не оставить - книжное, учинить расправу
- общеупотребительное, разделать под орех -
разговорное, задать перцу - разговорное; за
тридевять земель - общеупотребительное, у
черта на куличках - просторечное. Они могут не
иметь семантических различий: стреляный
воробей, тертый калач, а могут отличаться
оттенками в значениях: за тридевять земель,
куда Макар телят не гонял; первый означает -
'очень далеко', второй - 'в самые отдаленные,
глухие места, куда ссылают в наказание'.
Антонимические отношения во фразеологии развиты меньше, чем синонимические. Антонимия фразеологизмов часто поддерживается антонимическими связями их лексических синонимов: семи пядей во лбу (умный) - пороха не выдумает (глупый); кровь с молоком (румяный) - ни кровинки в лице (бледный). В особую группу выделяются антонимические фразеологизмы, частично совпадающие по составу, но имеющие компоненты, противопоставленные по значению: с тяжелым сердцем - с легким сердцем, не из храброго десятка - не из трусливого десятка, поворачиваться лицом - поворачиваться спиной. Компоненты, придающие таким фразеологизмам противоположное значение, часто являются лексическими антонимами (тяжелый - легкий, храбрый - трусливый), но могут получить противоположное значение только в составе фразеологизмов (лицо - спина).
Учитель: Теперь самостоятельно выполните задание №1:соедини антонимы фразеологизмы: (Слайд №7)
- хоть иголки собирай
- заваривать кашу
- по чайной ложке
- коломенская верста
- чуть свет
- повесить нос
- жить душа в душу
- сидеть сложа руки
- ни зги не видно
- воспрянуть духом
- на ночь глядя
- от горшка два вершка
- как кошка с собакой
- одним духом
- расхлебывать кашу
- не покладая рук.
Задание №2: подбери синонимы фразеологизмы:
- Шевелить мозгами
- Попасть в переплет
- Как по писаному
- Вычеркнуть из памяти
Ученики выполняют задание.
Митяй: Сейчас мы вам покажем шарады, а вы попробуйте их разгадать. (Слайд №8)
(Скоморохи разыгрывают идиомы: спустя рукава, втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, орать во всю ивановскую, переливать из пустого в порожнее).
Митяй: Фразеологизмы вы знаете хорошо. А каково их значение и происхождение? (Слайд №9)
Ребятам предлагаются четыре картины. На первой изображен веселый чертик и подпись: у черта на куличках.
На второй - древнегреческий воин с сияющей пяткой подпись: ахиллесова пята.
На третьей - буква "ять" и подпись знать на ять.
На четвертой - несколько насекомых и подпись показать кузькину мать.
(У черта на куличках - очень далеко). Первоначальное значение выражения "где-то далеко в лесу". Куличка, кулига - расчищенная лесная поляна.
Ахиллесова пята - уязвимое место. Мать Ахилла, богиня Фетида, держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку.
Знать на ять - знать очень хорошо. "Ять" - буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся как "е". Тот, кто писал правильно слова с "ять", считался грамотным человеком.
Кузькина мать - жестоко наказать. Кузька - небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зерна.
Миняй: А вы знаете на ять правописание фразеологизмов? Придётся ребятам поработать самостоятельно, выполнив следующее задание: Вставьте пропущенные буквы. (Слайд №10)
Тише в-ды, ниже тр-вы, ж-ть ч-жим умом, заб-вать гол-ву, вт-рат-ся в доверие, ум-рать со смеху, сл-жа руки, с ле-ким сер-цем, пр-тв-рить в ж-знь.
Учитель: Праздник закончился. Понравился ли вам наш праздник?
Как вы сегодня поработали, хорошо или кто- просидел без дела?
Что бы вы хотели пожелать нашим гостям - скоморохам?
Кому из вас ещё трудно находить фразеологизмы, употреблять их в своей речи?
Домашнее задание: Вам дома надо написать сочинение-миниатюру "Рассказ о моем друге (подруге)", используя фразеологизмы. Поработайте творчески. (Слайд №11)