Урок русского языка в 6-м классе "Праздник фразеологизмов"

Разделы: Русский язык


Класс: 6

Курс: русский язык

Цель урока:

  1. Повторить изученные фразеологизмы;
  2. Закрепить навыки употребления фразеологизмов в речи учащихся;
  3. Развитие письменной и устной речи учащихся; развитие коммуникативных навыков.

Тип урока: обобщающий ( после изучения темы "Фразеологизмы").

Комплектация кабинета: 4 компьютера + 1 учителя

Дополнительное оборудование: мультимедийный проектор, экранная презентация учителя на базе hppt: //www.gramma.ru

Подготовка к уроку: организационные группы шестиклассников ищут и запоминают идиомы, в составе которых есть слова рука, нога, ухо, голова, язык, глаз(работа со словарями);

С помощью словаря выясняют значение пословиц;

Повторяют лингвистические термины: синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Ход урока

Презентация.

Учитель: Мы закончили изучение раздела "Лексика" тему "Фразеология". Употребление фразеологизмов придает речи живость и образность. Это ценят журналисты, которые охотно обращаются к русской фразеологии: Иванов сквозь землю провалился, Семенов - технарь до мозга костей. Предлагаю выполнить следующее задание: закончите предложения: (Слайд №3)

  • Фразеологизмами называются - :
  • Синонимы - это:
  • Антонимы - это..

Учитель: Фразеологизмы появились в глубокой древности, поэтому у нас на уроке будут гости - это скоморохи: Митяй и Миняй (подготовленные ученики, можно из параллельного класса).

Митяй: Ну что ты наделал? Все пословицы перепутал! Как я теперь их сложу?

Миняй: А ребята на что? Они сейчас их все соберут. Ведь правда, ребята?

Откройте игру "Найди пару", соедини стрелками половины пословицы.(Слайд №4) 

  1. НЕ спеши языком -
  2. Сам пропадай а,
  3. С кем поведешься,
  4. Труд человека кормит,
  5. Глаза страшатся,
  6. Хочешь много знать -
  7. Ученье - свет,
  8. По одежке встречают,
  9. Грамоте учиться -
  10. Не сиди сложа руки -
  11. Птица красна пением,
  12. Семь раз отмерь -
  13. Лодырь да бездельник
  14. Любишь кататься -
  1. торопись делом.
  2. а товарища выручай.
  3. от того и наберешься.
  4. а лень портит.
  5. а руки делают.
  6. надо мало спать.
  7. а неученье - тьма.
  8. а по уму провожают.
  9. всегда пригодится.
  10. так и не будет скуки.
  11. а человек умением.
  12. один раз отрежь.
  13. им праздник и в понедельник.
  14. люби и саночки возить.

Митяй: Проводим аукцион: продаем слова рука, ,голова, глаз. Задание: назовите фразеологизмы с этими словами. (Слайд №5)

Возможные варианты:

Голова:

Вбить в голову, взять в голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, с больной головы на здоровую, с головы до ног, выкинуть из головы, вскружить голову.

Глаз:

Говорить в глаза, хоть глаз выколи, говорить за глаза, в глаза не видеть, произошло на глазах, отводить глаза, смотреть во все глаза, куда глаза глядят, на глазок, с глазу на глаз.

Рука:

Рука об руку, из первых рук, рука руку моет, разводить руками, рука набита, рука не поднимается, рука не дрогнет, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать.

Миняй: А давай проверим, что еще ведают школяры!

Митяй: А ну, школяры! Посмотрите на эти рисунки! Помогите им найти свое место во фразеологизмах! (Слайд №6)

( На рисунках изображение пальца, ноги, языка, носа. В своих ответах ребята могут назвать следующие идиомы: попасть пальцем в небо, палец о палец не ударить, пальцем не тронуть, знать как свои пять пальцев, по пальцам можно перечесть, взять ноги в руки, на широкую ногу, ни в зуб ногой, одна нога здесь, другая там; носить ноги, падать в ноги (с ног), язык до Киева доведет, держать язык за зубами, молоть языком, повесить нос, клевать носом, задирать нос, зарубить на носу.

Миняй: Теперь поищите информацию сами. Откройте сайт hppt://www.gramma.ru/, найдите раздел "Фразеология", прочитайте статью "Синонимия и антонимия фразеологизмов" и выполните задание. (Слайд №7)

Информация со страницы сайта: Фразеологизмы, обладающие близким или тождественным значением, вступают в синонимические отношения: одним миром мазаны - два сапога пара, одного поля ягоды; несть числа - хоть пруд пруди, что песку морского, как собак нерезаных. Подобно лексическим единицам, такие фразеологизмы образуют синонимические ряды, в которые могут входить и соответствующие лексические синонимы одного ряда; ср.: оставить с носом - оставить в дураках, обвести вокруг пальца, отвести глаза [кому-то], втереть очки [кому-то] , взять на пушку и: обмануть - одурачить, провести, обойти, надуть, объегорить, оболванить. Богатство фразеологических, как и лексических, синонимов создает огромные выразительные возможности русского языка.
Фразеологические синонимы могут отличаться друг от друга стилистической окраской: камня на камне не оставить - книжное, учинить расправу - общеупотребительное, разделать под орех - разговорное, задать перцу - разговорное; за тридевять земель - общеупотребительное, у черта на куличках - просторечное. Они могут не иметь семантических различий: стреляный воробей, тертый калач, а могут отличаться оттенками в значениях: за тридевять земель, куда Макар телят не гонял; первый означает - 'очень далеко', второй - 'в самые отдаленные, глухие места, куда ссылают в наказание'.

  Антонимические отношения во фразеологии развиты меньше, чем синонимические. Антонимия фразеологизмов часто поддерживается антонимическими связями их лексических синонимов: семи пядей во лбу (умный) - пороха не выдумает (глупый); кровь с молоком (румяный) - ни кровинки в лице (бледный).     В особую группу выделяются антонимические фразеологизмы, частично совпадающие по составу, но имеющие компоненты, противопоставленные по значению: с тяжелым сердцем - с легким сердцем, не из храброго десятка - не из трусливого десятка, поворачиваться лицом - поворачиваться спиной. Компоненты, придающие таким фразеологизмам противоположное значение, часто являются лексическими антонимами (тяжелый - легкий, храбрый - трусливый), но могут получить противоположное значение только в составе фразеологизмов (лицо - спина).

Учитель: Теперь самостоятельно выполните задание №1:соедини антонимы фразеологизмы: (Слайд №7)

  1. хоть иголки собирай
  2. заваривать кашу
  3. по чайной ложке
  4. коломенская верста
  5. чуть свет
  6. повесить нос
  7. жить душа в душу
  8. сидеть сложа руки
  9. ни зги не видно
  10. воспрянуть духом
  11. на ночь глядя
  12. от горшка два вершка
  13. как кошка с собакой
  14. одним духом
  15. расхлебывать кашу
  16. не покладая рук.

Задание №2: подбери синонимы фразеологизмы:

  1. Шевелить мозгами
  2. Попасть в переплет
  3. Как по писаному
  4. Вычеркнуть из памяти

Ученики выполняют задание.

Митяй: Сейчас мы вам покажем шарады, а вы попробуйте их разгадать. (Слайд №8)

(Скоморохи разыгрывают идиомы: спустя рукава, втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, орать во всю ивановскую, переливать из пустого в порожнее).

Митяй: Фразеологизмы вы знаете хорошо. А каково их значение и происхождение? (Слайд №9)

Ребятам предлагаются четыре картины. На первой изображен веселый чертик и подпись: у черта на куличках.

На второй - древнегреческий воин с сияющей пяткой подпись: ахиллесова пята.

На третьей - буква "ять" и подпись знать на ять.

На четвертой - несколько насекомых и подпись показать кузькину мать.

(У черта на куличках - очень далеко). Первоначальное значение выражения "где-то далеко в лесу". Куличка, кулига - расчищенная лесная поляна.

Ахиллесова пята - уязвимое место. Мать Ахилла, богиня Фетида, держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку.

Знать на ять - знать очень хорошо. "Ять" - буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся как "е". Тот, кто писал правильно слова с "ять", считался грамотным человеком.

Кузькина мать - жестоко наказать. Кузька - небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зерна.

Миняй: А вы знаете на ять правописание фразеологизмов? Придётся ребятам поработать самостоятельно, выполнив следующее задание: Вставьте пропущенные буквы. (Слайд №10)

Тише в-ды, ниже тр-вы, ж-ть ч-жим умом, заб-вать гол-ву, вт-рат-ся в доверие, ум-рать со смеху, сл-жа руки, с ле-ким сер-цем, пр-тв-рить в ж-знь.

Учитель: Праздник закончился. Понравился ли вам наш праздник?

Как вы сегодня поработали, хорошо или кто- просидел без дела?

Что бы вы хотели пожелать нашим гостям - скоморохам?

Кому из вас ещё трудно находить фразеологизмы, употреблять их в своей речи?

Домашнее задание: Вам дома надо написать сочинение-миниатюру "Рассказ о моем друге (подруге)", используя фразеологизмы. Поработайте творчески. (Слайд №11)