Материалы к олимпиаде по русскому языку в 8-м классе

Разделы: Русский язык


1. Расставьте ударения в следующих словах.

Картина, свободнее, разговорчивый, выкрашенный, организовать, обеспечение, коллекционер, ассоциация, досуг, букинистический, велосипед, индустриальный.

2. Как вы понимаете выражения?

Собачья жизнь;
Cобака на сене;
Вот где собака зарыта;
Жить как кошка с собакой.

3. Подберите прилагательные-определения к словам.

Какаду, какао, кофе, мозоль, рояль.

4. Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание.

Ковров, голов, столов, коров, основ, степей, ножей, юношей.

5. О каком языковом явлении говорится в стихотворении Д. Лукич?

Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ – скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.

6. Назовите форму родительного падежа множественного числа существительных женского рода первого склонения.

Метла, кочерга, копна, серьга, вожжи, гостья, западня.

7. В каком из предложений слово “пробежала” употреблено как метафора?

  1. Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестрёнку.
  2. Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.
  3. Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

8. Какие слова получатся, если звуки слов “лён” и “куль” произнести в обратном порядке.

9. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

  1. В осеннем лесу;
  2. Убирать урожай;
  3. Помог товарищу;
  4. Отряд партизан;
  5. Подготовка к празднику.

10. Можно ли, не определив части речи, разобрать слово по составу? Разберите выделенные слова по составу.

Одеваться красиво – платье красиво,
(по) весеннему
небу – (по)весеннему светит,
(по) прежнему пути – (по) прежнему ярко,
(в) течении реки – (в) течение года.

11. Произведите синтаксический разбор предложения.

Глокая куздра шпеко буданула куздрёнка.