Цели урока:
- Выявить, из каких смысловых частей могут состоять высказывания со значением утешения.
- Научить распознавать смысловые части утешительных выражений.
- Формировать навыки построения утешительных выражений в различных ситуациях общения.
Оборудование:
- Презентация: «Утешение. Виды утешений»
- С.М. Лошкина. Краткий словарь иностранных слов.
- Риторика. 8 класс. Учебное пособие для обще-образовательной школы в 2 частях. Часть 1./ Под ред. Т.А.Ладыженской.- М.: Баласс, Ювента, 2005
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Разминка.
1. «Подышим!»
-Хохлатые хохотушки хохотом хохотали ха – ха – ха - …
2. «Не запутайся в звуках!»
- почет чтецам;
- жать – сжать.
3. «Не сломай язык!» (Вначале все вместе, а затем проговаривание по ролям)
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
II. Изучение нового материала.
Слово учителя. Сегодня мы продолжим изучение раздела «Утешение».
Запишите в тетрадях число и тему урока «Виды утешений».
1. Актуализация прежних знаний. Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:
- Скажите, что нам уже известно в теме?
- Что же такое утешение?
- Что представляет собой утешение? (Слайд 2)
- Что содержит в себе утешение?
- Каково коммуникативное намерение утешительной информации?
- А что предстоит нам узнать? Что мы должны уметь?
2.. Риторический анализ инсценированных диалогов
Задание: Прослушать и увидеть сходство и различия в диалогах.
- Из каких же смысловых частей состоит выражение со значением утешения?
3.Работа по схеме-опоре «Утешение». (Слайд 3)
- Что же такое утешение?
- Какое это действие?
- Что выражает побуждающее действие? Аргументативное действие?
- А что такое аргумент? (Работа со словарем)
III. Закрепление.
1. Введение инструментальных понятий. (Работа с книгой.)
Упр. №175 – найти побуждающие и аргументативные части.
Упр. №176 - найти слова со значением утешения. Каким тоном они произносятся
Вывод: Итак, выполнив эти упражнения, мы можем утверждать, что утешения должны отвечать определенным этикетным правилам. Каким?
2. Работа со слайдом 4 «Виды утешений».
- Какой частью речи выражены и в какой форме?
- Что выражают эти слова?
- Что содержат в себе следующие речевые формулы?
Вывод:
а) совет, утешение с советом передается в устойчивых выражениях;
б) переключение внимания, здесь содержится утешение с сочувствием и одобрением.
Вывод. Речевые формулы, как правило, содержательно соответствуют разным аргументативным (разновидностям) выражениям. (Слайд 5)
3. Риторическая задача. (Работа в парах)
Задание: Используя речевые формулы и аргументативные выражения, составить высказывания со значением утешения на темы:
- 1 гр. – Ваш друг упал и сломал ногу.
- 2 гр. – Ваш друг получил двойку по истории.
- 3 гр. – Вы поссорились с другом. Мама пытается вас успокоить.
- 4 гр. – Ваша мама в отчаянии. Брат уже два месяца не пишет писем.
4. Риторический анализ выполненных заданий.
Вывод: при составлении утешений необходимо руководствоваться определенными требованиями. (Слайд 6)
VI. Подведение итогов.
- Что же мы сегодня узнали и чему научились на уроке?
- Какие же советы утешителю мы можем предложить? (Слайд 7)
VII. Домашнее задание.
- Читать теоретический материал на стр. 137-141.
- Составить утешительное письмо другу.
Литература.
- Урок проводится по учебнику «Риторика» для 8-х классов общеобразовательных учреждений, Москва Баласс, Ювента. / Под ред. Т.А.Ладыженской.
- С.М. Лошкина. Краткий словарь иностранных слов.