Цели работы:
а) обучающая - научить детей
описывать репродукцию картины; научить их
“увидеть” изображённое на картине,
высказываться по произведению живописи, уметь
объяснять сюжет картины, суметь раскрыть секрет
мастерства художника;
б) развивающая – научить составлять
собственные тексты на основе коллективно
составленного плана работы и рабочих материалов;
в) воспитывающая – передать чувства,
настроения, которые возникают от картины; видеть
красоту родного края, своей большой Родины.
Оформление на доске:
1. Слова для справочной работы. 2.Увеличенная по объему репродукция картины художника Н.П. Крымова 3. Четверостишия русских поэтов о пейзаже.
Ход работы
1 этап.
Рассматривание картины.
Слово учителя. Сегодня на уроке развития речи мы напишем сочинение – описание по репродукции картины художника Н.П. Крымова “Зимний вечер”. В ходе работы мы с вами будем называть репродукцию “картиной”.
- Обратимся к вашему опыту: какой жанр
картины перед нами?
- Правильно, это пейзаж.
- Посмотрим записи на доске:
Словарная работа.
Иллюстрация.
1. Воспроизведение картин, рисунков путём фотографии, клише (спец.) 2. Картина, рисунок, воспроизведённые типографским способом.
Пейзаж.
1. Общий вид какой-нибудь местности.
2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а
также описание природы в литературном
произведении. Прилагательное: пейзажный.
Пейзажная живопись.
Пейзажист. – Художник, специалист по пейзажам.
Таким образом, мы вспомнили о пейзаже. Есть пейзаж природы, городской пейзаж, а на картине Н. П. Крымова сельский пейзаж. Мы с вами читали описание пейзажа во многих литературных произведениях.
- Скажите, а каково назначение пейзажа в художественном тексте?
- Правильно, описание нам рассказывает о месте событий в литературном произведении, о природе этой местности, времени года, передаёт настроение, чувства персонажей и героев произведения.
- Какие чувства вызывает пейзаж на этой картине?
(Передает содержание картины, изображение той или иной местности, тоже передаёт чувства, настроение, вызываемые этим изображением).
2 этап.
- Вчера вы наблюдали за зимним вечером в нашем городе, сделали наброски в ваших тетрадях. Что же вы записали?
Устная беседа. Ответы детей (чтение записей в тетради): воздух вечером лёгкий, бодрый; облака чистые; деревья замерли; ветер стих; вечерние звуки постепенно затихают; в окнах домой зажигается свет; на улицах включаются фонари.
3 этап.
- Итак, ваша задача: описать пейзаж местности, изображённый на картине Н.П. Крымова, передать настроения, чувства, навеянные картиной.
Первые впечатления от картины.
- Да, деревья стоят, как великаны, на страже домов засыпающей деревни.
Контрастные цветы делят картину на небо, на снег, на поверхность земли на передней части картины.
Художник хотел оживить пейзаж единым чувством насыщенной жизни. Удалось ли это автору?
- Таковы первые ваши впечатления от этой картины.
Послушайте четверостишия русских поэтов о вечере:
1.В спящем небе плывут над
полями |
2.Ночное небо так угрюмо. |
4 этап.
А теперь рассмотрим картину более внимательно.
- Скажите, а что или кто ещё есть в этой картине? (Люди, животные (лошади).
- Что-то особенное в картине, в чём оно выражается? (Картина пронизана движением).
- Правильно вы всё сказали: лошади едут, люди идут, свет горит.
- Представьте себе, что вы стоите у дальней избы и видите этот мир наяву.
Какими звуками наполнилась бы эта картина перед вами?
(Скрипом снега, похрапыванием лошадей, понукиванием возницы, звоном колокольчиков, лаем собак, скрипом ворот, дверей, шелестом ветвей, даже потрескиванием хорошего морозца).
- Это звуки деревенской жизни.
- Да, и присутствует звук тишины.
5 этап.
- Какова была цель в ходе беседы? (1.Мы попробовали пересказать содержание картины, что мы увидели на ней. 2. Пытались передать чувства и настроения, которые навевала на нас картина).
- А сейчас мы опишем содержание картины, описывая и наши чувства, наше настроения от увиденного на картине.
Традиционно разделим доску на две части и записываем план работы и рабочие материалы.
План описания. |
Опорные ключевые слова. |
1. Равнина, на которой расположено село. |
Над заснеженной, раскинулось,
засыпающее небо. |
2.Небо. |
Золотистое, ленивое, |
3.Деревья |
Тёмные, сонные, смирные, огромные, великаны, стражи. |
4.Домики. |
Маленькая деревня (окраина
деревни), шапки снега. |
5.Люди. |
Спешат домой, в уют дома, маленькие фигурки. |
6.Животные. |
Постоянные помощники человека, бойко перебирая ногами, в тепло хлева. |
- Какие же чувства, настроение навеяла увиденная картина?
(От увиденного на картине чувство доброты, покоя, гармонии с природой, чувство умиротворения, ощущение выполненной работы, не зря прожитого дня).
Самостоятельно добавьте рабочие материалы для своей работы: подберите для описания словосочетания, эпитеты – оценочные прилагательные, точные глаголы и др.
6 этап.Еще раз внимательно посмотрите на картину, на фрагмент картины. Приступаем к описанию картины по плану. Работаем на черновиках. После проверки ошибок переписываем в тетрадь по развитию речи.
На партах словари – справочники, словари ошибок, орфографические словари.