Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание мягкого знака в словах"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторение правописания мягкого знака в словах;
  • расширение знаний орфограммы путем добавления сведений о функции мягкого знака;
  • воспитание чувства радости от ощущения собственного интеллектуального роста.

Оборудование:

  • Учебник – Русский язык. 4 класс. Ч.2. (СВ. Иванов и др.) – М, 2007.
  • Кузнецов М.И. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь № 2. – М, 2007.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Мы на уроке русского языка. Будем (хором):

  • писать каллиграфически
  • помогать друг другу
  • помнить об ошибкоопасных местах
  • работать так, чтобы в конце урока почувствовать удовлетворение.

2. Каллиграфическая минутка

нь пья ться шь чь нч чк нщ чн

– Догадайтесь о чём мы будем говорить на уроке?

3. Сообщение темы урока

4. Повторение изученного материала

Работа по учебнику (с. 77), рубрика “Вспомни ...” активизирует знание учащихся о функциях буквы “мягкий знак”.

– В каких случаях пишется разделительный мягкий знак? Вам помогут слова: ночью, деревья, воробьи, ружьё.

Учащиеся вспоминают функцию разделительного мягкого знака.

Для учителя: ученики должны отметить: 1) наличие в словах с разделительным мягким знаком группы звуков, включающих мягкий согласный и следующее за ним сочетание звуков [й'] + гласный; ь отделяет мягкий согласный от йотированных гласных букв, обозначающих два звука, 2) разделительный ь пишется в корне слова.

– Когда в словах пишется мягкий знак для обозначения мягкости согласных?

Можно воспользоваться примерами: лень, конь, фонарь, пять, пятьдесят, пить, напиться, исправь, исправьте.

Вероятно, учащиеся легко вспомнят, что с помощью мягкого знака на письме обозначается мягкость согласного на конце слова или в середине перед другими согласными.

Создание проблемы. Мне кажется, что в слове напиться – ошибка. При произношении в конце слышится [ца].

Учащиеся: Это глагол, употреблён в начальной форме, отвечает на вопрос что сделать? Поэтому на конце пишется ться. Это орфограмма.

Учитель: А слово пятьдесят! Произносим [п’атд’ис’ат]

Учащиеся: Это числительное, у числительных пятьдесят – восемьдесят и пятьсот – девятьсот мягкий знак пишется в середине слова. (Между двумя основами).

Учитель: А слова исправь и исправьте! Произносим [исправт’э].

Возможная трудность: Учащиеся не смогут объяснить правописание мягкого знака.

Помощь: Учитель сообщает, что все глаголы повелительного наклонения в ед.ч. после согласного в конце слова пишутся с мягким знаком, кроме глагола ляг.

В каких случаях для обозначения мягкости согласных мягкий знак в словах не пишется?

В своём ответе используй слова кончик, девочка, каменщик, печник. Учащиеся легко вспоминают, что в сочетаниях чк чн нщ нч мягкий знак не пишется.

Учитель: О каких функциях мягкого знака мы вспомнили в рубрике “Вспомни...”?

Учащиеся: Мягкий знак выполняет две функции: разделительную и смягчающую. Всегда пишется в глаголах на ться, в форме повелительного наклонения ед.ч. после согласного в конце слова, у числительных 50-80 и 500-900 в середине слова, 5-19, 20-30 мягкий знак пишется в конце слова.

Упражнение 1. Продолжение работы начатой в рубрике “Вспомни...”, добавление сведений о функции мягкого знака. Игра “Кто внимательнее?”

Задание. Запиши слова в три столбика:

  • слова с разделительным ь;
  • слова с ь, обозначающим мягкость согласных;
  • слова с ь после шипящих на конце слова.

Разобьёмся на три команды по рядам.

  • I-я команда отвечает за задание №1,
  • II-я команда отвечает за задание № 2,
  • III-я команда отвечает за задание № 3.

Все работают на местах в тетрадях, а у доски по представителю от команд. После выполнения работы на доске появляется запись,

слова с разделительным ь слова с ь, обозначающим мягкость согласных слова с ь после шипящих на конце слова
Софья

барьер

учиться

соловьи

бурьян

колья

вьюнок

жилье

проверь

деньги

шестьдесят

восемь

ноябрь

шить

мышь

спишь

сплошь

несешь

отрежь

беречь

дрожь

Каждый представитель от команды доказывает правильность выполнения работы. Если встречаются ошибки и затруднения в объяснении, то участники команды оказывают помощь своему товарищу.

Подробнее остановимся на анализе слов третьего столбика.

Учитель: О какой функции мягкого знака мы вспомнили ещё, выполняя упражнение?

Учащиеся: О правописании мягкого знака после шипящих (III-й столбик).

Учитель: Что вы вспомнили о правописании мягкого знака после шипящих?

Ответы учащихся. По результатам ответов на доске составляется таблица. Работа по таблице.

ь после шипящих

Пишется Не пишется
Имя существительное
ж.р. кто? что?
дочь, рожь
Имя существительное
м.р.
грач, поле
р.п., мн. число
луж:, дач
Глагол
2-е лицо – ешь, – ишь; н.ф. – чь
Летишь, поёшь, беречь
Наречие
Как?
Вскачь, прочь
Краткое прилагательное
Каков?
Могуч, свеж

Физкультминутка

Работа по выбору.

Я предлагаю вам работу по выбору. Можете попробовать свои силы, выполнив упр. 2 (учебник, с. 78), а кому-то из вас больше понравится упр. 2. (Рабочая тетрадь “Пишем грамотно”, с. 27.) Пожалуйста, дерзайте!

Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.

Самостоятельная работа

Выполнение упражнения 3 (учебник с.78).

Проведите самооценку.

Какие ошибки вы исправили? Докажите правильность написания.

Как вы думаете, ошибки допущены на одно правило или разные?

(Луч солнца ярок и горяч. Утром ты постараешся пересечь этот рубеж. Новый завод работает во всю мощ. Лесной ёж колюч.)

Словарная работа.

Рабочая тетрадь “Пишем грамотно” с. 28, упр.3.

Разгадывание кроссворда.

Кроссворд

По горизонтали:

2. Описание чьей-либо жизни.

5. Желание кушать.

8. Широкая дорога с твердым покрытием.

9. Цветной _______, благородный __________, драгоценный _________.

10. Хороший ученик всегда _______ к уроку.

13. От перемены мест слагаемых ________ не меняется.

16. независимость, отсутствие ограничений.

17. Ожидание чего-нибудь желаемого, соединенное с уверенностью в возможность его осуществления.

По вертикали:

1. Большое количество имущества.

3. Вид краски; картина, выполненная этими красками.

4. Пассажирская платформа на вокзале.

6. Срочное сообщение, передаваемое по телеграфу или радио, а также бланк с этим сообщением.

7. Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т.д.

11. То, что существует в действительности, правда.

12. Человек, который совершает поездку на поезде, самолёте и другом виде транспорта.

14. Человек, который занимается охотой.

15. Размолвка, спор.

Работа в парах.

После выполнения работы учащиеся орфографически проговаривают написание каждого слова.

5. Итог урока

В каких случаях пишется мягкий знак в словах?

На полях своей тетради в конце классной работы оцените уровень своих знаний по теме урока к концу урока.

Учащиеся оценивают свою работу и полученные знания. Записывают свои фамилии по номинациям.

Номинации:

  • Каллиграфический почерк.
  • Самый грамотный.
  • Самый старательный.

6. Домашнее задание

Записать по два слова на все случаи правописания мягкого знака в словах. Комментарий к уроку. Для самооценки учащиеся используют шкалу уровней: Н – низкий, С – средний, В – высокий, СВ, СН.

Возможно, данная модель обучения – это ключ, которым открывается заветная дверь успешности обучения родному языку.