Цели:
- повторение правописания мягкого знака в словах;
- расширение знаний орфограммы путем добавления сведений о функции мягкого знака;
- воспитание чувства радости от ощущения собственного интеллектуального роста.
Оборудование:
- Учебник – Русский язык. 4 класс. Ч.2. (СВ. Иванов и др.) – М, 2007.
- Кузнецов М.И. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь № 2. – М, 2007.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Мы на уроке русского языка. Будем (хором):
- писать каллиграфически
- помогать друг другу
- помнить об ошибкоопасных местах
- работать так, чтобы в конце урока почувствовать удовлетворение.
2. Каллиграфическая минутка
нь пья ться шь чь нч чк нщ чн
– Догадайтесь о чём мы будем говорить на уроке?
3. Сообщение темы урока
4. Повторение изученного материала
Работа по учебнику (с. 77), рубрика “Вспомни ...” активизирует знание учащихся о функциях буквы “мягкий знак”.
– В каких случаях пишется разделительный мягкий знак? Вам помогут слова: ночью, деревья, воробьи, ружьё.
Учащиеся вспоминают функцию разделительного мягкого знака.
Для учителя: ученики должны отметить: 1) наличие в словах с разделительным мягким знаком группы звуков, включающих мягкий согласный и следующее за ним сочетание звуков [й'] + гласный; ь отделяет мягкий согласный от йотированных гласных букв, обозначающих два звука, 2) разделительный ь пишется в корне слова.
– Когда в словах пишется мягкий знак для обозначения мягкости согласных?
Можно воспользоваться примерами: лень, конь, фонарь, пять, пятьдесят, пить, напиться, исправь, исправьте.
Вероятно, учащиеся легко вспомнят, что с помощью мягкого знака на письме обозначается мягкость согласного на конце слова или в середине перед другими согласными.
Создание проблемы. Мне кажется, что в слове напиться – ошибка. При произношении в конце слышится [ца].
Учащиеся: Это глагол, употреблён в начальной форме, отвечает на вопрос что сделать? Поэтому на конце пишется ться. Это орфограмма.
Учитель: А слово пятьдесят! Произносим [п’атд’ис’ат]
Учащиеся: Это числительное, у числительных пятьдесят – восемьдесят и пятьсот – девятьсот мягкий знак пишется в середине слова. (Между двумя основами).
Учитель: А слова исправь и исправьте! Произносим [исправт’э].
Возможная трудность: Учащиеся не смогут объяснить правописание мягкого знака.
Помощь: Учитель сообщает, что все глаголы повелительного наклонения в ед.ч. после согласного в конце слова пишутся с мягким знаком, кроме глагола ляг.
В каких случаях для обозначения мягкости согласных мягкий знак в словах не пишется?
В своём ответе используй слова кончик, девочка, каменщик, печник. Учащиеся легко вспоминают, что в сочетаниях чк чн нщ нч мягкий знак не пишется.
Учитель: О каких функциях мягкого знака мы вспомнили в рубрике “Вспомни...”?
Учащиеся: Мягкий знак выполняет две функции: разделительную и смягчающую. Всегда пишется в глаголах на ться, в форме повелительного наклонения ед.ч. после согласного в конце слова, у числительных 50-80 и 500-900 в середине слова, 5-19, 20-30 мягкий знак пишется в конце слова.
Упражнение 1. Продолжение работы начатой в рубрике “Вспомни...”, добавление сведений о функции мягкого знака. Игра “Кто внимательнее?”
Задание. Запиши слова в три столбика:
- слова с разделительным ь;
- слова с ь, обозначающим мягкость согласных;
- слова с ь после шипящих на конце слова.
Разобьёмся на три команды по рядам.
- I-я команда отвечает за задание №1,
- II-я команда отвечает за задание № 2,
- III-я команда отвечает за задание № 3.
Все работают на местах в тетрадях, а у доски по представителю от команд. После выполнения работы на доске появляется запись,
слова с разделительным ь | слова с ь, обозначающим мягкость согласных | слова с ь после шипящих на конце слова |
Софья барьер учиться соловьи бурьян колья вьюнок жилье |
проверь деньги шестьдесят восемь ноябрь шить |
мышь спишь сплошь несешь отрежь беречь дрожь |
Каждый представитель от команды доказывает правильность выполнения работы. Если встречаются ошибки и затруднения в объяснении, то участники команды оказывают помощь своему товарищу.
Подробнее остановимся на анализе слов третьего столбика.
Учитель: О какой функции мягкого знака мы вспомнили ещё, выполняя упражнение?
Учащиеся: О правописании мягкого знака после шипящих (III-й столбик).
Учитель: Что вы вспомнили о правописании мягкого знака после шипящих?
Ответы учащихся. По результатам ответов на доске составляется таблица. Работа по таблице.
ь после шипящих |
|||
Пишется | Не пишется | ||
Имя существительное ж.р. кто? что? дочь, рожь |
Имя существительное
|
||
Глагол 2-е лицо – ешь, – ишь; н.ф. – чь Летишь, поёшь, беречь |
|||
Наречие Как? Вскачь, прочь |
Краткое прилагательное Каков? Могуч, свеж |
Физкультминутка
Работа по выбору.
Я предлагаю вам работу по выбору. Можете попробовать свои силы, выполнив упр. 2 (учебник, с. 78), а кому-то из вас больше понравится упр. 2. (Рабочая тетрадь “Пишем грамотно”, с. 27.) Пожалуйста, дерзайте!
Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.
Самостоятельная работа
Выполнение упражнения 3 (учебник с.78).
Проведите самооценку.
Какие ошибки вы исправили? Докажите правильность написания.
Как вы думаете, ошибки допущены на одно правило или разные?
(Луч солнца ярок и горяч. Утром ты постараешся пересечь этот рубеж. Новый завод работает во всю мощ. Лесной ёж колюч.)
Словарная работа.
Рабочая тетрадь “Пишем грамотно” с. 28, упр.3.
Разгадывание кроссворда.
Кроссворд
По горизонтали:
2. Описание чьей-либо жизни.
5. Желание кушать.
8. Широкая дорога с твердым покрытием.
9. Цветной _______, благородный __________, драгоценный _________.
10. Хороший ученик всегда _______ к уроку.
13. От перемены мест слагаемых ________ не меняется.
16. независимость, отсутствие ограничений.
17. Ожидание чего-нибудь желаемого, соединенное с уверенностью в возможность его осуществления.
По вертикали:
1. Большое количество имущества.
3. Вид краски; картина, выполненная этими красками.
4. Пассажирская платформа на вокзале.
6. Срочное сообщение, передаваемое по телеграфу или радио, а также бланк с этим сообщением.
7. Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т.д.
11. То, что существует в действительности, правда.
12. Человек, который совершает поездку на поезде, самолёте и другом виде транспорта.
14. Человек, который занимается охотой.
15. Размолвка, спор.
Работа в парах.
После выполнения работы учащиеся орфографически проговаривают написание каждого слова.
5. Итог урока
В каких случаях пишется мягкий знак в словах?
На полях своей тетради в конце классной работы оцените уровень своих знаний по теме урока к концу урока.
Учащиеся оценивают свою работу и полученные знания. Записывают свои фамилии по номинациям.
Номинации:
- Каллиграфический почерк.
- Самый грамотный.
- Самый старательный.
6. Домашнее задание
Записать по два слова на все случаи правописания мягкого знака в словах. Комментарий к уроку. Для самооценки учащиеся используют шкалу уровней: Н – низкий, С – средний, В – высокий, СВ, СН.
Возможно, данная модель обучения – это ключ, которым открывается заветная дверь успешности обучения родному языку.