Урок "Путешествие по существительнограду" (повторение изученного в 5-м классе об имени существительном)

Разделы: Русский язык


Цели урока: вспомнить грамматические признаки имени существительного: род, число, падеж; повторить порядок синтаксического разбора предложения.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

    • Сегодня мы путешествуем по городу Существительноград.

Кто живет в этом городе? (имена существительные)

    • А что это за жители?

(Учащиеся дают определение имени существительному)

    • Для того, чтобы путешествовать, мы с вами разобьемся на 3 группы и выберем в каждой группе старшего.
    • (Учащиеся разбиваются на 3 группы и выбирают старшего в каждой группе)

    • Итак, мы должны пройти по всему Существительнограду и перейти на другой его конец, чтобы освободить из плена слово, которое спрятали в темницу жители этого города.

Попасть в город-крепость можно через городские ворота, которые откроются перед теми, кто правильно напишет словарные слова.

Учитель диктует следующие словарные слова:

багряный торопиться
поражать бордовый
перила терраса
солдат атмосфера
богатырь прекратить
телеграмма бахрома

Дать 1-2 минуты посовещаться. Самопроверка.

    • Открылись ли перед нами ворота?

2. Мы попали в город.

    • Будем путешествовать по центральному проспекту – проспекту Грамматических признаков, от него отходят 4 улицы – Рода, Числа, Падежа и Склонения. Каждая улица имеет свои переулки.

1 задание.

    • Сначала мы попадем на улицу Рода. Бродят по улице Имена существительные и никак не могут попасть в свой переулок. Давайте им поможем.

На доске:

Поле, кофе, какао, лес, тюлень, шампунь, шоссе, к…са, лекц…я, ш…в, п…лоска, солнце, ц…пленок.

Записываем слова и распределяем их по трем переулкам: Женского, Мужского и Среднего рода.

    • А некоторые слова не хотят идти в переулки – потеряли они свои буквы. Давайте им поможем.

(Вставляем и объясняем орфограммы)

2 задание.

    • Дальше мы попадаем на улицу Числа. Помогите именам существительным найти свои переулки Единственного и Множественного числа.

На доске:

Капюш…н, кофе, ворота, ц…фра, пр…мер, кафе, пр…пятствие, ножниц…

Проверяем. Дописываем в словах недостающие буквы, объясняем.

3 задание.

    • На улице Склонения шум – Имена существительные не могут найти свои домики. Помогите им. Определите, какие существительные должны пойти в домики Первого, Второго и Третьего склонения?

На доске:

Акваланг, солдат, телеграмма, аккуратность, терраса, предмет, роскош?, предл…жение, прик…сновение, дич?, лещ?

Распределяем слова по домикам.

    • Проверяем. Уберите вопросительный знак. Что вместо него?

Как вы определили, в какой домик попадут имена существительные?

(Рассказать, как определить склонение имен существительных)

4 задание.

    • Падежная улица соединяется с проспектом Грамматических признаков при помощи мостика. Каждую группу через мостик поведет старший. Группам нужно на месте выполнить синтаксический разбор предложения

На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна.

Сначала на месте выполняем. По мере выполнения выходит старший группы и записывает разбор на доске.

Сверяемся.

5 задание.

Дальше мы попадаем на Падежную улицу. Бродят по ней шесть жителей.

    • Как их зовут?

(Учащиеся называют падежи имен существительных )

Очень им одиноко. Дайте каждому по существительному.

На доске:

Говорить об армии, к…снут?ся берегов, дать задание, прик…снут?ся к огню, заросшие камыш?м, мальчик заг…рает.

    • Проверяем падежи.
    • Не хотят Родительный, Дательный, Творительный, Именительный падежи брать себе словосочетания, говорят, что они с дырками. Давайте уберем эти дырки.

(Вставляем буквы, объясняем)

    • Итак, мы с вами пришли к пленному слову. Освободим его?

(Открывают слово “Молодцы!”)

    • А почему это слово взяли в плен?

(В городе был беспорядок)

    • Почему мы молодцы? Может, нас зря похвалили?

(Нет, мы навели порядок)

    • А что вспомнили, когда наводили порядок?

(Грамматические признаки имени существительного – род, число, падеж, склонение; повторили правописание корней – кас-кос, гар-гор)

    • Старшие группы, кто, по-вашему мнению, работал очень активно на “5”?

(Называют).

Оценить работу каждого ребенка.